Становление президентской республики




Главной задачей в области внутренней политики России стало оформление суверенной российской государственности. В 1992-1993 гг. в высшем эшелоне она была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет); исполнительной (президент и назначаемое им правительство; председатель правительства утверждался по представлению президента съездом народных депутатов); судебной с венчающим ее Конституционным судом.

В действовавшей Российской Конституции не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство; должность президента или отсутствует вовсе, или он наделен ограниченными полномочиями), наконец, смешанной, парламентско-президентской республики.

Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, отягощенное скрытой борьбой между ними за контроль процессом разгосударствления собственности и разным видением стратегии экономических реформ (Верховный Совет во главе с Р.И. Хасбулатовым настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования). Роль арбитра в разгоравшемся конфликте взял на себя Конституционный суд, которому в течение нескольких месяцев удавалось его смягчать и находить компромиссные решения (после опровергающих друг друга обращений к народу президента и VII съезда депутатов в декабре 1992 г., телевизионного заявления Б.Н. Ельцина в марте 1993 г. о подписании им указа, устанавливающего «особый порядок управления страной» до преодоления конституционного кризиса).

Оценки событий 3-4 октября 1993 г. в России до сих пор диаметрально противоположны. Одни убеждены, что в эти дни Б.Н. Ельцин совершил государственный переворот, другие, что президент, наоборот, предотвратил попытку путча, цель которого заключалась в реставрации старых порядков то, к чему стремились коммунисты в августе 1991 г. перед Ельциным и его сторонниками стояли следующие задачи:

1.Сменить действующее правительство России. Противостояние назревало задолго до трагических событий 3–4 октября, развязкой которых стал расстрел Белого дома, где заседал парламент. Б.Н. Ельцин поставил цель сменить недееспособное правительство, возглавляемое Егором Гайдаром. Его поддерживал Руководитель Верховного Совета Хасбулатов (верный союзник президента в августе 1991 г.) и вице-президент А. Руцкой, также сыгравший серьезную роль в событиях августа 1991 г. Однако они не были довольны своей второстепенной ролью при всенародно избранном президенте Ельцине.

2.Противостояние властей: Советов и реформаторами Б.Н. Ельцина. Главное, что привело к октябрьской трагедии 1993 г., это непримиримые противоречия между продолжавшими действовать и после августа 1991 г. Советами, которые отрицали принцип разделения властей. И ориентированной на Запад «реформаторской» группой Ельцина, сделавшей ставку на построение в России государства по образцу западных демократий. Эти противоречия неизбежно должны были разрешиться в пользу одной из конфликтующих сторон. Открывшийся 6 апреля 1992 г. VI съезд Советов народных депутатов РФ подверг жесткой критике деятельность Президента и его правительство, но все же принял Декларацию о поддержке экономической реформы в стране. Однако уже в мае Ельцин, в свою очередь, на встрече с рабочими г. Череповца дал крайне негативную оценку деятельности парламентариев, сказав буквально следующее: «Этот съезд надо разогнать к чертовой матери».

VII съезд народных депутатов, начавшийся 1 декабря 1992 г., попытался внести изменения в Конституцию, ограничивающие полномочия исполнительной власти. В ответ Ельцин 10 декабря с трибуны съезда, оценив это как «ползучий переворот», обвинил Р. Хасбулатова в стремлении восстановить «тоталитарную советско-коммунистическую систему» и предложил назначить на январь 1993 г. референдум о доверии Президенту и Верховному Совету.

Конфликт тогда удалось уладить. На всенародное обсуждение было предложено вынести вопрос: быть России парламентской или президентской республикой. Депутаты приняли постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Съезд выступил против кандидатуры Е.Т. Гайдара на пост премьер-министра и проголосовал за В.С. Черномырдина, долгое время проработавшего в топливно-энергетической отрасли.

На VIII съезде, собравшемся 10 марта 1993 г., народные депутаты фактически отказались от принятых ранее договоренностей с исполнительной властью. В ответ на это Президент РФ 20 марта заявил, что смысл конфликта «в глубоком противоречии между народом и прежней большевистской антинародной системой». Было заявлено, что подписан Указ об особом порядке управления до преодоления кризиса. Конституционный Суд под председательством В. Зорькина 22 марта вынес решение, что действия Президента противоречат девяти статьям Конституции. Именно поэтому экстренный IX съезд народных депутатов (26 марта) оценил действия Ельцина как попытку государственного переворота и впервые в отечественной истории попытался провести импичмент - предусмотренную Конституцией процедуру отрешения главы государства от власти.

Но необходимых голосов для этого съезду набрать не удалось. Вновь был найден компромисс и принято решение о проведении 25 апреля нового референдума. 107 млн. граждан России, имевшим право голоса, предлагалось ответить на 4 вопроса:

1.Доверяете ли Вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину?

2.Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?

3.Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?

4.Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов депутатов РФ?

Но состоявшийся референдум не дал четкого ответа на главный вопрос: какой же хотят видеть свою страну россияне - президентской республикой с ограниченными полномочиями законодательной власти или парламентской.

Население проявило пассивность. 38 млн. избирателей референдум проигнорировало. 40 млн. граждан оказало президенту доверие. 27 млн. - отказало ему в нем. Его политику поддержало 36 млн. человек, а отвергло столь же впечатляющее количество граждан - 31 млн. Но референдум посчитали состоявшимся т.к. было набрано более половины голосов граждан, принявших участие в опросе.

По третьему и четвертому вопросам необходимого количества голосов набрать так и не удалось. Более того, результаты голосования по регионам убедительно продемонстрировали, что ни президент, ни Верховный Совет не обладают в стране достаточным авторитетом, а общество расколото. Противоборствующие стороны попытались истолковать результаты референдума каждый в свою пользу.

Президент сформировал Конституционное совещание для выработки проекта Конституции, заявив, что «Советы и демократия несовместимы».

1 сентября он издал Указ об отстранении от должности вице-президента Руцкого и вице-премьера Шумейко. 21 сентября подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». По данному Указу прекращалось действие Съезда народных депутатов и Верховного Совета, и назначались на 11–12 декабря выборы в новый парламент - двухпалатное Федеральное Собрание. Нарушения существующей Конституции, Ельцин объяснил тем, что «безопасность России и её народа имеют большую ценность, чем формальное соблюдение изживших себя норм».

Верховный Совет собрался на заседание. На основании решения Конституционного суда, объявил произошедшее - государственным переворотом. Было принято решение отстранить Б.Н. Ельцина от должности Президента РФ. Вице-президент А. Руцкой принял присягу в качестве главы государства.

Вечером 23 сентября в Белом Доме начал работу X Чрезвычайный съезд народных депутатов России. Дом Советов был лишен связи с внешним миром, электричества, воды. В стране сложилось двоевластие. В регионах исполнительная власть занимала сторону Ельцина, а законодательная - Верховного Совета.

Попытки Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мирно разрешить конфликт успехом не имели. 2 октября произошли первые столкновения с милицией сторонников Верховного Совета. 3 октября последние прорвали кольцо оцепления вокруг здания Верховного Совета. В 16.00 Б.Н. Ельцин подписал Указ о введении чрезвычайного положения в Москве. А. Руцкой и Р. Хасбулатов призвали создавать отряды и штурмовать мэрию, телецентр Останкино и Кремль. Боевые группы генерала А. Макашова захватили здание мэрии и на грузовиках отправились в Останкино штурмовать телецентр, что привело к многочисленным жертвам. Ночью по указанию министра обороны П. Грачева в Москву прибыли танки Таманской дивизии. Штурм Белого Дома начался 4 октября в 9.20 утра.

Обстрел верхних этажей здания транслировался в прямом эфире телевидения. В здании начались бои. В итоге бойцами спецподразделения «Альфа» были арестованы Руцкой, Хасбулатов, Макашов. Их препроводили в Лефортовскую тюрьму.

По данным Генпрокуратуры РФ, число погибших 3–4 октября 1993 г. составило около 150 человек. Однако жертв было выше, по меньшей мере, на порядок. 7 октября 1993 г. был объявлен днем траура. Состоялись похороны погибших на Краснопресненской набережной и в других местах Москвы, ставших ареной вооруженного противостояния. Разгром оппозиции позволил команде Б. Ельцина демонтировать остатки существовавшего до октября государственного устройства, объявить референдум о принятии Нового проекта Конституции и выборы в Федеральное собрание.

Трагедия 3–4 октября 1993 г. стала итогом целого периода отечественной истории, завершающей частью демонтажа советской империи, начавшегося в дни «августовского путча». Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбранным главам администраций краёв и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представительной власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: