Референдум по проекту Конституции, подготовленному под руководством Б.Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон провозглашал Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получают высокую степень независимости. Конституция признает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, наделялся чрезвычайно широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; представляет Государственной Думе кандидатуры председателя правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства; обладает правом распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра.
Воздействие Федерального Собрания на возглавляемую Президентом исполнительную власть определялось, прежде всего, закрепленным в Конституции обязательным одобрением обеими его палатами государственного бюджета и утверждением представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты.
В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в палатах Федерального Собрания: верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума). По закону, установленному президентом, выборы в Государственную Думу проходили как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандатным избирательным округам, так и по партийным спискам (пропорциональная система). Здесь действовало правило: чем больше голосов избирателей получит та или иная политическая организация, тем большее число своих представителей она сможет направить в Думу. За партийными выдвиженцами там резервировалась половина депутатских мест.
В числе крупных политических объединений, активно включившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е.Т. Гайдар); умеренно-оппозиционные - Партия российского единства и согласия (лидер С.М. Шахрай), блок Г.А. Явлинского, Ю.Ю. Болдырева и В.П. Лукина («ЯБЛоко»), политические движения «Женщины России» (лидер Е.Ф. Лахова) и «Новая региональная политика» (лидер В.С. Медведев); популистская Либерально-демократическая партия В.В. Жириновского; радикально-оппозиционные Аграрная партия России (лидер М.И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г.А. Зюганов).
Выборы в Федеральное Собрание состоялись 12 декабря 1993 г. На избирательные участки явилось около 55% от общего числа граждан, внесенных в списки. Как и планировали в Кремле, депутатский корпус Совета Федерации оказался в основном сформирован из работников органов власти и государственного управления (70% депутатов, в том числе 55% - представители исполнительной власти). Итоги же выборов в Думу оказались неожиданными: наибольшее количество голосов избирателей (свыше 25%) получила по партийным спискам ЛДПР, а энергично поддерживающий Президента и правительство «Выбор России» - всего 17%. Серьезных успехов добились коммунисты, аграрии и активисты движения «Женщины России». Несколько уступали им Партия российского единства и согласия (ПРЕС) и блок Явлинского, Болдырева и Лукина («ЯБЛоко»). Депутаты, прошедшие в Думу от одномандатных округов, не изменили общей картины. Самые многочисленные думские фракции были образованы упомянутыми выше политическими партиями, блоками и движениями.
Из-за неявки граждан выборы в Федеральное Собрание не состоялись в Чечне и Татарстане. Депутаты от последнего были избраны только в 1994 г.
Одним из первых совместных шагов Президента и Федерального Собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея - отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромиссов.
Однако полного согласия (даже на бумаге, не говоря уже о реальной политической жизни) добиться не удалось. Договор отказались подписать влиятельные Аграрная партия и Коммунистическая партия РФ. Особое неприятие он вызвал у непримиримой оппозиции: «Русского национального Собора», Фронта национального спасения, движения «Трудовая Россия» и т.п. Тем не менее, некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Еще в период его обсуждения были прекращены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защитников старой Конституции в октябрьские дни 1993г. (А.В. Руцкого, Р.И. Хасбулатова и др.).
С конца 1994 г. общественно-политическую жизнь в стране все больше определяла борьба ведущих партий и блоков за голоса избирателей на выборах в Государственную Думу. Они состоялись 17 декабря 1995 г. с участием 64% от всех избирателей. Пятипроцентный барьер был преодолён КПРФ (22% голосов; лидер Г.А. Зюганов), ЛДПР (10,9%; лидер В.В. Жириновский), новый правительственный блок «Наш дом - Россия», непосредственно возглавляемый премьером В.С. Черномырдиным (10%), «ЯБЛоко» (7,1%; лидер Г.А.Явлинский).
Выборы по одномандатным округам укрепили позиции этих ведущих партий и блоков, которые образовали в Думе четыре фракции. Большинство остальных депутатов объявили себя независимыми. Итоги выборов в нижнюю палату Федерального Собрания соотносятся, хотя и не в полной мере, с данными авторитетных социологических опросов населения. Согласно им, 33% граждан России в той или иной степени поддерживали существующий политический режим в стране, 30% выступили за восстановление советской власти, а 37% выразили полное безразличие к тому, что происходит на российском политическом «Олимпе».
Согласно Конституции РФ, прямые выборы в верхнюю палату Федерального Собрания - Совет Федерации - не производились. Ее заполнили главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации (республик, областей и краев).
Однако Центр не раз предпринимал попытки решать проблемы укрепления своих позиций силовыми методами. Это привело к еще одной трагедии в России, известной как Чеченская война. Её основными причинами были:
1.Непоследовательная политика федеральной власти в отношении автономных республик, а позже и краев, и областей, приведшая к сепаратистским тенденциям.
2.Противостояние крупных криминально-мафиозных структур, как чеченских, так и московских, и жесткая конкурентная борьба в сфере подпольного нефтебизнеса и торговли оружием.
3.Умелая поддержка и разжигание чеченского конфликта определенными силами извне, заинтересованными в разрушении России, отторжении от нее Кавказа и последующем расчленении.
4.Ввод федеральных войск, бездарное руководство военными операциями.
Война в Чечне привела к трагическим последствиям. К исходу 1996 г. в Чечне погибло около 80 тысяч военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тысяч получили ранения и контузии, много детей осталось сиротами, десятки тысяч людей остались без крова. Чеченская война серьезно обострила политическую ситуацию в стране.
К началу 1995 г. обострилась борьба между Президентом и Государственной Думой, выборы в которую состоялись 17 декабря 1995 г. Победили коммунисты, возглавляемые Г.А. Зюгановым (22% голосов избирателей); вторыми были сторонники ЛДПР (10.9%), это привело к тому, что на пост президента была выдвинута кандидатура Г.А. Зюганова. Таким образом, накануне выборов Президента РФ в борьбу вступили две силы: «партия власти» и «партия оппозиции».
С начала 1996 г. на первый план в политической борьбе вышел вопрос о выборах Президента России, назначенных на июнь этого года. В выборах, прошедших в два тура (16 июня и 3 июля), победу все-таки одержал Б.Н. Ельцин. За него в последнем туре проголосовало 53,8% пришедших к урнам граждан или 37% от списка всех избирателей.
9 августа 1996 г. в Москве состоялась торжественная церемония вступления Б.Н. Ельцина в новый срок своего пребывания на должности Президента Российской Федерации.
Следует отметить, что с 1996 г. по 1999 г. Президент страны отправил в отставку нескольких премьер-министров, среди них В. Черномырдина, А. Чубайса, С. Кириленко. В мае 1999 г. Ельцин без объявления причин отправил в отставку очередное правительство Е.М. Примакова и назначил премьер-министром С.В. Степашина. Государственная Дума с первой попытки утвердила его кандидатуру.
В августе 1999 г. отряды чеченских террористов вторглись на территорию Дагестана. Началась вторая Чеченская война.
В этих условиях Ельцин счел необходимым в очередной раз сменить правительство и назначил его главой В.В. Путина. В своем заявлении Президент РФ фактически объявил Путина своим преемником. В.В. Путин возглавил решительную борьбу с чеченскими бандитами, которые в сентябре 1999 г. повели в Москве, Буйнакске и Волгодонске террористические акты: ими были взорваны дома, от их рук погибли сотни мирных жителей. Большинство россиян поддержало борьбу премьера Путина с террористами.
19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Государственную Думу РФ. Большинство мест получили КПРФ и вновь созданное движение «Единство. Сменилось 75% депутатов.
31 декабря 1999 г. Президент Б.Н.Ельцин неожиданно объявил о своей отставке. Согласно Конституции исполняющим обязанности Президента РФ стал В.В. Путин.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Какие проблемы стояли перед российским обществом в начале 90-х гг.?
2.Что, по вашему мнению, мешало проведению экономических реформ в России?
1.В чем суть политического кризис? Какой путь выхода из него предложен в Указе?
2.Когда была принята новая Конституция РФ?
ТЕМА 53