Проблемы культурного развития современной России




Революционные изменения в экономике и политике в 1990-е гг., прежде всего, привели к тому, что с начала 90-х гг. резко сократились государственные расходы на культуру. Закрывались (клубы, творческие центры, выставочные залы, кинотеатры, спортивные и туристические базы). Упали тиражи изданий.

Динамично развивались лишь те сферы, которые пользовались коммерческим успехом у массовой аудитории, прежде всего, развлекательного характера. Первоначально хлынула продукция зарубежной массовой культуры с символами западного повседневного быта.

Во второй половине 90-х гг. возросло предложение массовой культурной отечественной продукции: сериалы, рекламные ролики. Индустрия развлечений стала динамичным сектором отечественного бизнеса: книгоиздание, TV, аудиовизуальная продукция, шоу-бизнес, досуговые центры.

Одновременно (может быть и в противовес) рос интерес к отечественному культурному наследию: стала возрождаться религиозная жизнь. Культурный и экологический туризм стал перспективным направлением развития территорий. В 1990-е гг. существовало около 2000 государственных музеев, 90 заповедников. Но главным источником удовлетворения культурных потребностей у значительной части населения оставалось телевещание, на которое россияне тратили 3,5 часа в день.

Литература перестала быть центром общественного интереса и дискуссий. Произошло разделение литературных произведений на произведения коммерческой направленности (детективы, любовные романы, фэнтази, документальные исторические хроники) и произведения для ценителей словесности. Некоторые писатели пытались писать и говорить об «обустройстве России» (А. Солженицын). В прозе представителей «новой литературы» (В.О. Пелевин) смешивались границы реального и ирреального, прошлого и будущего. Становятся популярными мифологизация и перекличка с литературными текстами прошлого, публикация мемуаров.

Большое влияние на культурную жизнь стал оказывать постмодернизм,стиль, сложившийся в нашей стране под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда, неформального советского искусства времен «оттепели». В России его характерными чертами стали:

-фрагментарность;

-относительность ценностей;

-эклектическое сочетание идей и концепций;

-ирония;

-цитатничество;

-повторение известных идей в новом оформлении.

Постмодернизм стал ответом (и вызовом) идеологизированным ценностям советского общества и поиском миропонимания в новых условиях. Уменьшение государственной поддержки и обострение конкуренции заметно сократили аудиторию популярнейших в советский период кинематографа и театра.

Однако с середины 90-хх гг. положение в этой сфере существенно изменилось в лучшую сторону, сначала в театре, так, например, только в Москве ежегодно проходит более 1000 премьер. Драматические театры стали экспериментировать: постановки спектаклей оформлялись с помощью сценического дизайна, новейших технических средств. Новым направлением театральной жизни стал сценический минимализм с полным отсутствием декораций и оформления спектаклей, это, несомненно, стало привлекать современного зрителя.

Для современной музыки характерно смешение разных видов композиторской техники и языка, что создает основы для индивидуальной манеры ее исполнения. Высший музыкальный уровень связывается с именами А. Шнитке, З. Денисова, Габайдулиной. Во второй половине 90-х гг. повысился интерес к классическому исполнительству: пианисты (М. Плетнев), виолончель (Н. Гутман), альт (Ю. Башмет). Лучшие отечественные дирижеры работали и за рубежом, и в России Е. Светланов, Г. Рождественский, В. Гергиев.

Ситуация в кинематографе ничем не отличалась от общего упаднического положения в культуре. За последнее время в этой сфере преодолевается развал кинопроката, налаживаются отношения с TV, внедряет новые технологии. За последние годы на киноискусство стали выделять государственные дотации. Стал заметен поиск режиссеров нового героя современности. Появляются интересные работы известных и менее известных режиссеров и сценаристов: «Брат», «Бригада», «Звезда», «В августе 44-го» и др. Сформировалось целое тематическое направление, переосмысливающее прошлое: фильмы «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» (Н. Михалков), различные исторические сериалы - «Брежнев» и т.д.

В живописи, архитектуре сочетаются:

1.Новый традиционализм - применение уже апробированных стилистических приемов при современном техническом обеспечении (З. Церетели).

2.Новое искусство – проводятся эксперименты с формой и материалом. Традиции самобытности в изобразительном искусстве отстаивали И. Глазунов, А. Шилов, скульпторы - А. Комов, В. Клыков.

И в живописи, и в скульптуре, как и в литературе, наблюдается постмодернистское направление. Это инсталляции - способы художественной организации пространства, перформансы - формы воздействия художника на аудиторию, хэппенинги - взаимодействие со зрителем, его вовлечение в реализацию художественного замысла.

Становиться востребованным технотронное искусство, которое в творческий процесс вовлекает новейшую технику. Произведения искусства создаются с помощью технических средств, которые дали начало таким видам как: видеоарт, компьютерная графика, анимация. Таким образом, техника выступает и как объект изображения художественных произведений, и как средство их создания.

Новые социально-экономические основы преобразили архитектурный облик старых и новых, больших и малых городов. Индивидуальность, смешение стилей, а так же то, что крупнейшие объекты строятся по проектам западных архитекторов, подчеркивают устремление России в Европейское сообщество.

С конца 90-х гг. государственные расходы на поддержание известнейших объектов культуры - музеев, оркестров, книгохранилищ и т.д. - увеличиваются за счет местных бюджетов, целевых программ, возрождается меценатство.

Главное влияние изменений социально-экономической и политической системы на развитие культуры состоит в том, что культура неумолимо переводится на рыночные отношения, государственное финансирование осуществляется, по-прежнему, по остаточному принципу:

1.Государственное финансирование резко сокращается.

2.Снят идеологический контроль, отменена цензура

3.Во всех сферах культурной жизни утвердилось частное предпринимательство.

В народном образовании окрепла негосударственная система образования: появляются детские сады, гимназии, лицеи, колледжи. Коммерческие Вузы составляют более 30% от общего числа высших учебных заведений, в которых обучается более 5% всех студентов. В России наметилась и процветает общая тенденция - падение престижа образования и уровня подготовки специалистов, отмечается избыток лиц с высшим образованием и разрушается система профессиональной подготовки рабочих.

С начала 1990-х гг. осуществляется действие Федеральной программы «Сохранение и развитие культуры и искусства». Ее главная цель - спасение важнейших объектов национальной культуры, активные реставрационные работы (особенно в Москве и Санкт-Петербурге).

Чтение перестало быть национальной ценностью. Тираж изданий печатной продукции упал в 4 раза, 1/3 взрослых вообще не читает книг. Установлено, что если человек перестает читать ежедневно, у него меняется принцип мышления. На 10,5 тыс. сократилось количество библиотек в стране, особенно в провинции.

Граждане России лишены доступа к подлинным духовным ценностям, которые заменены массовой культурой. СМИ, особенно электронные, находятся под контролем олигархических групп. Старые ценности разрушаются, взамен предлагаются заимствованные, чуждые национальным традициям и национальному духу. Происходит распад на уровне морали, поведения, быта.

При получении информации через TV, радио, Интернет снижается оценка достоверности информации, человек перестает ее критически осмысливать. Все крупные PR-акции основаны на этой особенности воздействия электронных СМИ.

Уже ощутимы последствия этой новой пропаганды - культ денег, насилия, презрение к честной и порядочной жизни, к труду, к культурным ценностям прошлого (опросы выпускников школ: не знают и не слышали о большинстве русских писателей).

Более 30% россиян считают, что ради получения денег можно переступить закон. Продолжается процесс переосмысления прошлого и поисков своего места в мире. Одним из путей и способов освоения жизни становится история. С конца 1980-х гг. XX в. происходила беспрецедентная актуализация прошлого. История превратилась в оружие идейно-политической борьбы. Историческая публицистика стала массовым чтением, а суд над прошлым, особенно советским, стал любимым занятием людей с различным образованием и общественным положением (от академиков и школьников до домохозяек и политиков). Но, задача истории не судить, а понимать происходящее. Так, например, можно отметить, что для советского человека разворот на 1800, например, в оценках Сталина при Хрущеве, не был чем-то новым. Приходилось при условии ясно выраженной позиции начальства, существующей в обществе идеологии, определять свою, собственную, не противоречащую общественной точке зрения. Приспособленчество продолжает быть характерной чертой для некоторой части населения и современной России.

Однако после перестройки оценки прошлого стали подвижны, вариативны. Массовое сознание мучительно вырабатывало (а для большинства населения страны это было непосильно) новые ориентиры, или принимало их на веру. Историческая полемика конца 1980-х - начала 1990-х гг. настроила общество на необходимость перемен, выдвинув формулу «Так жить нельзя». В результате произошла дискредитация старого порядка и кризис идентичности (самосознания).

 

Вопросы задания для самоконтроля

1. Как повлияли революционные изменения в экономике и политике в 90-е гг. на развитие культуры?

2.В чем вы видите проблемы культурного развития России в постсоветское время?

3. Раскройте современное положение литературы, киноискусства, исторической науки?

4.Назовите постмодернистские направления современной культуры?

5.Назовите возможные пути решения современных культурных проблем российского общества?

Рекомендуемая литература

Основная

1. Уколова В.И. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс.: учебн. Для общеобраз. учрежд.: базовый и профил. уровни / В.И. Уколова, А.В. Ревякин; под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, из-во «Просвещение».- 6-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.- 368 с.

2. Левандовский А.А. История России, XX- начало XXI в. 11 класс: учеб. для общеобр. учрежд.: базовый уровень /А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2010.- 384с.

3. Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 кл. для общеобр. учрежд.: базовый уровень /А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - 6-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 368 с.

4. Улунян А.А. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учеб. для общеобраз. учрежд.: базовый и проф. уровни /А.А. Улунян, Е.Ю. Сереев; под ред. А.У. Чубарьяна; Рос. Акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- 9-е изд. - М.: Просвещение, 2010.-287 с.

5. Хрестоматия по отечественной истории: 1914 – 1945 гг. – М., 1996.

6. Хрестоматия по отечественной истории и: 1946-1994 гг. – М., 1996.

7. Россия, которую мы не знали. 1929-1993: Хрестоматия, Челябинск, 1995.

8. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991: историко-биографический справочник.- М., 1999.

Дополнительная

1. Алексеев Д.Ю. Краткий справочник по истории. - СПб.: Питер, 2007. - 224 с.

2. Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.

3. Аткинсон Остин. Великие цивилизации прошлого: Путешествия сквозь тысячелетия. Пер. с англ. - М.: ИД «НИОЛА», XXI век, 2006. - 192 с.

4. Бесов А.Г. Отечественная история. Учебное пособие для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-ДАНА, 2005. - 383 с.

5. Величайшие тайны мира: Энциклопедический справочник / Авт.- сост. Н.Н. Непомнящий. - М.: Вече, 2006. - 480 с.

6. Всемирная история: Энциклопедия / Под. общ. ред. В.М. Макаревича и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672с.

7. Геврукова Е.А., Соловьев Я.В. ЕГЭ 2008. История. Типовые тестовые задания. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Экзамен», 2008. - 208 с.

8. Деко Ален. Великие загадки истории. - М.: Вече, 2007. - 480 с.

9. Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.

10. «Звезды» о Родине. Знаменитые люди о Родине: Сборник. - М.: Изд-во «Европа», 2006. - 128 с.

11. Ионина Н.А. 100 великих сокровищ. - М.: Вече, 2007. - 464 с.

12. Исторические понятия и политические идеи в России. XVI-XX века: Сборник научных работ. - СПб.: Изд-во Европейского унив. В Санкт-Петербурге; Алетейя, 2006. - 256 с.

13. История Нового времени: 1600 - 1799 годы: учеб. пособие / А. В. Чудинов, Д. Ю. Бовыкин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009.

14. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / И.Ю. Заорская, М.В. Зотова, А.В. Демидов и др.; Под ред. М.В. Зотовой. - М.: ООО «Изд-во АСТ», ООО «Изд-во Астрель», 2004. - 528 с.

15. История Отечества: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ Под ред. проф. В.Н. Шевелева. - Изд. 3-е испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 608 с.

16. История России: учеб. / А. А. Чернобаев [и др.]; ред.: М. Н. Зуев, А. А. Чернобаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2009.

17. История России: учеб. / ред. Г. Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

18. Мунчаев, Ш. М. История России: учеб. /Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.

19. История России IX - XX вв.: учебник для ВУЗов. / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 816 с.

20. История России: 100 экзаменационных ответов. - 4-е изд. доп. и испр. - М., Ростов н/Д: ИКЦ «Март», 2005. - 272 с.

21. История России: Учебник для ВУЗов /Под общей ред. Ю.И. Казанцева. - М.: «ИНФРА-М», 2003. - 472 с.

22. История России: Учебник/А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиев, Т.А. Сивохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. - 520с.

23. Кириллов В.В. История России: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 661с.

24. Кириллов В.В., Кулагина Г.М. История России VI-XXI в.: Справочник. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 560 с.

25. Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: Учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К», 2007. - 304 с.

26. Расторгуев С.В. История России IX-XX вв.: Курс лекций. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 315 с.

27. Рыжков К.В. Кто есть Кто в Мировой истории. - М.: Вече, 2006. - 768 с.

28. Самыгин С.И. История России для студентов вузов. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 153 с.

29. Сахоров А.Н. История России: XVII-XIX века [Звукозапись]: аудиоучебник /А.Н.Сахоров, А.Н. Боханов. - М.: ООО ДиректМедиа Паблишинг, 2005.

30. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 845 с.

31. Суматохина А.А. Россия-Запад: Экономический аспект исторической тенденции взаимоотношений. - М.: 2006. - 640 с.

32. Сто чудес света. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах / Пер. с нем. - М.: ООО «ТД Изд-во «Мир книги», 2006. - 208 с.

33. Тураев Б.А. Древний Египет: Учебное пособие. Сост. О.В. Томашевич. - М.: Высшая школа, 2007. - 519 с.

34. Ушакова О.Д. Понятия и определения. Словарик школьника. - СПб.: ИД «Литера», 2006. - 96 с.

35. Федоров В.А. История России. 1861 - 1917: Учебник для ВУЗов / В.А. Федоров. - 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2003. - 384 с.

36. Фортунатов В.В. Отечественная история: экзаменационные ответы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

37. Фортунатов В.В., Снигирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 224 с.

38. Широкорад А.Б. Финляндия-Россия. Три неизвестные войны. - М.: Вече, 2006. - 416 с.

Интернет-сайты:

1. www.istorya.ru - Всемирная История и История России.

2. https://www.emc.komi.com - исторические документы, биографии монархов, иллюстративный материал, схемы, тесты, термины.

3. https://rushistory.stsland.ru - История России с древнейших времён до наших дней. Отечественная история.

4. https://rulers.narod.ru - Всемирная история в лицах.

5. https://historydok.edu.ru - исторические документы, фотографии, биографии монархов.

6. https://romanoff.my3w.ru - Дом Романовых: биографии.

7. https://historic.ru/ - исторический портал.

8. https://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.

9. https://liberte. newmail.ru – Великая Французская революция.

10. https://napoleon.org – Наполеон.

11. КМ.RU. Универсальная энциклопедия. Великие географические открытия.

12. https://www.ancien.ru - Древний мир.

13. https://www.hronos.km.ru – Хронос. Всемирная история в Интернете.

14. https://www.mtholyoke.edu – Промышленная революция и железные дороги.

 

Приложение 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: