Методология и методы педагогических исследований. Теоретические методы исследования.




Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от ре­альной жизни и от образовательной практики. Между тем методо­логия – это «система принципов и способов организации и пост­роения теоретической и практической деятельности».

В современной лите­ратуре под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е.учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а так­же формирует представление о последовательности движения ис­следователя в процессе решения исследовательских задач.

Эти определения методологии не противоречат друг другу. Бо­лее того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями соб­ственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки ин­дивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретиче­ских положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но ме­тодологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) фор­ме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориенти­ром в процессе исследования, апрескриптивная направлена на регуляцию деятельности.

Методы педагогического исследованияв отличие от методоло­гии –это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных свя­зей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогическо­го опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.

Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт луч­ших учителей, так и опыт рядовых учителей.

Наблюдение –целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по за­ранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.Беседа –самостоятельный или дополнительный метод исследования, при­меняемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюде­нии. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделе­нием вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свобод­ной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы являетсяинтервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придержива­ется заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются от­крыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дис­циплинам и т.д.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, меди­цинских карт, классных журналов, ученических дневников, про­токолов собраний, заседаний) вооружает исследователя некото­рыми объективными данными, характеризующими реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери­мент –специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эф­фективности.Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моде­лирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогичес­ких явлений и процессов.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирическо­го познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теорети­ческому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа ме­тодов теоретического исследования.

Теоретический анализ –это выделение и рассмотрение отдель­ных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизи­руя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы –это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктив­ный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

Математические методы в педагогике применяются для обра­ботки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты экс­перимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из мате­матических методов, применяемых в педагогике, являются регис­трация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация –метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показа­телей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждо­го из исследуемых (например, составление перечня наиболее пред­почитаемых одноклассников).

Шкалирование –введение цифровых показателей в оценку от­дельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуе­мым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях ка­кой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занима­юсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Статистические методы применяются при обработке массо­вого материала — определении средних величин полученных по­казателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспе­риментальной групп); медианы — показателя середины ряда (на­пример, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени рассеивания около этих величин — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

К организационным методампедагогического исследования относят исследования: лонгитюдные (растянутые и продолжаемые во времени), сравнительные (предполагают операцию сравнения качественных и количественных показателей различных экспериментальных групп, коллективов), а также комплексный подход.

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

...





Читайте также:
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.