А вот фотографировать в магазине потребителям разрешил сам премьер-министр Д. Медведев.





Что можно и что нельзя в магазинах самообслуживания покупателям и работникам магазина

 

 

«Сдавайте сумки!»


Ящики для хранения сумок изначально придумывались на благо покупателю. Представьте себе: вы пришли в магазин и хотите неспешно провести в нем время, прогуливаясь между полок, рассматривая яркие упаковки, вдыхая аромат, источаемый аппетитной «Докторской». Конечно, в этой ситуации совершенно недопустимо, чтобы ваш променад по торговому залу отягощали сумки с другими покупками или портфель с квартальным отчетом. Именно для таких визитеров были предназначены камеры хранения. Но идею изрядно испортили. Администрация супермаркетов решила, что вы входите в зал с пустыми руками не для того, чтобы наслаждаться шопингом, а затем, чтобы попросту ничего не вынести, не заплатив. Профилактика воровства, нравится вам это или нет.


По закону


Доверяя магазину сумку, вы, выражаясь юридическим языком, заключаете с ним договор на оказание услуги по хранению своих вещей. Услуги безвозмездной, кстати сказать. Ваше поведение в магазине регулируется Гражданским кодексом, статья 421 «Свобода договора», согласно которой никто не может понуждать вас к заключению договора. А требование «сдавайте сумки, иначе не пустим в магазин!» является как раз

принуждением со стороны магазина. Кроме того, если охрана отказывается вас впустить, нарушается еще статья 426 ГК РФ «Публичный договор».

 

Что делать?


Прежде всего решить, действительно ли вам нужна ваша сумка на территории магазина. Если она станет только обузой, лучше освободить руки, тем более что табличку «Администрация ответственности не несет» с точки зрения закона нужно читать совсем наоборот (об этом см. ниже). Но если сумка вам необходима — смело отстаивайте свои права. Отказывают — требуйте вызова администратора, а также жалобную книгу. В жалобе опишите, какие ваши права были нарушены, проставьте число, подпись и контактные данные. Если вам показалось, что сотрудники магазина окончательно распоясались, вызывайте полицию, чтобы составить протокол (Статья 14.15. КОАПП Нарушение правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.)

Но если вы и на этом не хотите останавливаться, обращайтесь в местное отделение Роспотребнадзора.

 

«Сумочку покажите!»


Случается, что после долгих пререканий охранник все-таки впускает вас с баулом в торговый зал, но на выходе поджидает с требованием продемонстрировать содержание сумки.


По закону


Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать, имея на то законные основания.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотру находящихся при них вещей вправе осуществлять сотрудники органов внутренних дел (полиции). Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми. Кроме того, досмотр осуществляется в присутствии двух понятых.


Поэтому осуществлять досмотр личных вещей «своими силами» охранник магазина не имеет права. Согласно ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество (например, товар в магазине), может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). В данном случае ключевым является слово «совершившее противоправное посягательство». То есть охранник магазина может Вас задержать только в том случае, если потребитель совершил правонарушение и охранник это видел, например, через системы слежения.

Для сведения! В случае если потребителю причинены физические и нравственные страдания незаконными действиями сотрудников охраны (иными сотрудниками) магазина, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда.


«Администрация ответственности не несет!»


Как приятно снять со своих плеч всякую ответственность! Администрация большинства современных магазинов радостно прикрывается этой табличкой, снимающих с них любую гипотетическую вину. Мол, уведут у вас документы из камеры хранения — сами виноваты, незачем было оставлять! В сочетании с просьбой «сдавать сумки» эта табличка выглядит абсурдной вдвойне. Действительно: с одной стороны, вас обязывают оставить вещи, а с другой — не соглашаются сберечь их в целости и сохранности.


По закону


Если в магазине имеется камера хранения, то администрация должна сделать все от нее зависящее, чтобы добросовестно сберечь лежащее там имущество. Это регулируется упомянутыми выше ГК. Предлагая покупателю услугу хранения личных вещей, магазин тем самым заключает с покупателем договор на хранение. А нарушение его или односторонний отказ от выполнения условий договора — повод обратиться в суд.

 

Что делать?


При обнаружении пропажи вызвать полицию и администрацию магазина. Все переговоры вы должны вести непосредственно с руководством торговой точки, а не с охранником или с пытающимся вас успокоить и накапать валерьянки кассиром. Даже если вам будут указывать на злополучное объявление об ответственности, настаивайте на своем и до приезда полиции попытайтесь найти свидетелей происшедшего и взять у них координаты для связи. Приехавшему наряду подробно расскажите о случившемся, предъявите ключ от ячейки, запишите свои показания и показания свидетелей. Кроме того, вы можете составить письменную претензию руководству магазина и в дальнейшем отправляться в суд. Без судебного вмешательства вы рискуете слишком долго препираться с магазином, который будет отказываться от любых ваших обвинений.

 

«Вход воспрещен»


Над этой надписью уже порядком «поработали» шутники: «Вход в магазин с собаками в нетрезвом виде, с мороженым на роликах воспрещен!» Действительно, мало кому придет в голову привести с собой в торговый зал нетрезвое животное и лакомство на роликах. Но вот заехать за покупками после прогулки с четвероногим другом или визита на роллердром — почему бы и нет? Только охранник-сторож скорее всего грудью преградит вам путь.


По закону


Все эти запреты прописаны во внутренних правилах магазина. В некотором смысле они обоснованы: «покупатель обязан соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования». А значит, в пачкающей одежде (и с пачкающими предметами, к которым относится мороженое) проход воспрещен. Нетрезвый покупатель представляет потенциальную угрозу окружающим, и, поскольку его действия непредсказуемы, охрана также может запретить ему вход. С животными дело обстоит сложнее: на вход в магазин с четвероногим другим нет запрета ни в законе о правах потребителей, ни в правилах торговли, ни в санитарных нормах. Но администрация магазина руководствуется логикой: если животное крупное и может представлять потенциальную опасность для окружающих — охранник имеет право попросить вас (и только попросить) оставить собаку у дверей. Впрочем, если ваш пес покусает кого-то или что-то сломает, отвечать в любом случае будете вы — и не важно, случилось ли это при вас в торговом зале или в ваше отсутствие у входа в магазин.


Наконец, роллер также относится к потенциально опасным объектам — а вдруг вы растянетесь поперек торгового зала и разобьете витрину с коллекционным коньяком?! Впрочем, суд наверняка вас оправдает. Закона против роллера в магазине пока еще не написано.

Что делать?


Если вам показалось, что ваши права собаковода или поборника здорового образа жизни на роликах ущемлены — требуйте жалобную книгу. Подробно изложите свою претензию, запишите имя сотрудников, отказавшихся вас впустить, и свои координаты. А затем отправляйтесь с аналогичной жалобой в Роспотребнадзор. Не исключено, что магазин оштрафуют, а вам принесут извинения.

«Мамочка, с коляской нельзя!»


Что делать, если бабушки работают, приходящей няни нет, а в кенгурушку подросшее чадо уже не умещается? Разумеется, ехать в магазин с коляской. Втаскивать ее по ступенькам, которые «забыли» оборудовать пандусом. И… нос к носу столкнуться с охранником, который скажет: «Мамочка, пересадите ребенка в тележку, а коляску оставьте!» И пускай магазинная тележка оборудована специальным сидением для ребенка, обязать вас пользоваться ею не может никто.


В соответствии с государственной программой на 2015-2020гг. «Доступная среда», предусмотрено, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильным группам населения.

К маломобильным группам населения относятся люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.

Покупая в магазине товары, потребитель заключает договор розничной купли-продажи, который в свою очередь является публичным договором. Это означает, что организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ст.ст. 426, 492 Гражданского кодекса РФ). Действующим законодательством не предусмотрен запрет на вход потребителя в торговый зал с детской коляской.

 

Кроме этого не допускается отказ организации от заключения договора розничной купли-продажи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары.

 

Таким образом, магазин не имеет права отказать в заключении договора розничной купли-продажи товара покупателям с детскими колясками и соответственно должен обеспечить вход в магазин. Если представитель продавца не пропускает потребителя в магазин с детской коляской, то его действия можно характеризовать как самоуправство.

 

Советы потребителю в случае отказа продавца пропустить в торговый зал с детской коляской:

 

1. Сообщить сотруднику магазина (охраннику, представителю администрации) на то, что запрет на посещение магазина с детской коляской нарушает требования действующего законодательства и ущемляет Ваши потребительские права.

2. Потребовать гарантию сохранности коляски, в случае если администрация магазина вынуждает Вас оставить коляску на улице.

3. Попросить сотрудника магазина предоставить Вам вместо коляски другое транспортное средство для передвижения ребенка по магазину, отвечающее обязательным требованиям действующего законодательства.

4. Потребовать у продавца книгу отзывов и предложений и сделать в ней соответствующую запись.

 

А вот фотографировать в магазине потребителям разрешил сам премьер-министр Д. Медведев.

 

На встрече в Сочи активисты проекта "Народный контроль" пожаловались ему на действия охранников магазинов, которые запрещают фотосъемку в предприятиях торговли. "Если говорить о законодательстве о защите прав потребителей, то, конечно, абсолютно законным является фотографирование того, что продается, переписывание", - заявил Дмитрий Медведев. "Если вы это используете не для коммерческих целей, если вы просто ценник фотографируете, то это абсолютно законно, соответствует правилам розничной торговли и законодательству." И пояснил, что на охранников, запрещающих фотографировать товар, не только участники "Народного контроля", но и обычные покупатели, решившие сделать фото нужного им товара, могут подавать заявление в суд.

 





Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!