Решение простейших уравнений. Геометрический материал»




  Нумерация многознач-ных чисел Решение простей-ших уравнений Геометриче-ский материал Результаты II этапа
Достаточный коррекционный эффект 183чел – 110чел 52% - 31,3% 83,3% 244чел. 69,3% 224 чел – 19чел 63,6% - 5,4% 69% 107чел – 159чел 30,4% - 45,2% 75,6%
Недостаточный коррекционный эффект 38 чел. 10,8% 46 чел. 13,1% 30 чел. 8,5% 47 чел. 13,4%
Коррекционный эффект отсутствует 21чел. 5,9% 62 чел. 17,6% 79чел. 22,4% 39 чел. 11%

Во II этапе участвовали 352 четвероклассника. На протяжении многих лет это самый удачный этап: 75,6% учащихся (266 чел.) показали достаточный коррекционный эффект, при этом 30,4% школьников (107 чел.) показали абсолютный коррекционный эффект, т.е. выполнили все задания без ошибок (100%). У 47 учеников (13,4%) наблюдается недостаточный коррекционный эффект, а у 39 (11%) – коррекционный эффект отсутствует.

На II этапе были предложены задания по трем темам: «Нумерация многозначных чисел», «Решение простейших уравнений», «Геометрический материал».

По теме «Нумерация многозначных чисел» 52% (183 чел) школьников показали абсолютный коррекционный эффект, т.е. выполнили все задания без ошибок.

Наибольшее количество ошибок по теме «Нумерация многозначных чисел» (как и в прошлом году) было допущено при выполнении заданий № 2 и № 5.

В задании № 2 «Запиши число» 30,4% (107 чел) школьников допустили ошибки. Обучающиеся испытывали затруднения в записи

числа, которое стоит перед числом (76 чел. – 21,6%);

числа, которое стоит после числа (55 чел. – 15,6%);

следующего за числом (37 чел. – 10,5%);

предыдущего числа (21 чел. – 5,9%)

 

Ошибки допущены из-за непонимания учениками значения слов «предыдущий », «следующий », «перед числом», «после числа», соответственно пространственных отношений чисел в натуральном ряду. Для решения этой проблемы требуется систематическая кропотливая работа учителя с детьми над понятиями «следующий», «предыдущий», «стоит после числа», «стоит перед числом», а также частота выполнения подобных заданий.

В этом учебном году 16,4% (58 чел.) четвероклассников допустили ошибки в задании № 5 «Вставь пропущенное число». Сорок три школьника (12,2%) неверно определили предшествующее число, четверо – последующее, двадцать восемь (7,9%) – неверно вставили число между двумя числами.

Так как обучающиеся начальной школы все числительные записывают цифрами и из-за невнимательного прочтения числительных в задании № 1 «Запиши числа цифрами» и в задании № 3 «Запиши числа словами» 41 (11,6%) и 24 (6,8%) школьника соответственно допустили ошибки. Особую трудность школьники испытывали при записи чисел семьсот семьдесят (710, 779, 7070, 707) и семьсот семь (77) – 19 (5,4%) и 17 (4,8%) обучающихся соответственно неверно записали числа.

При записи чисел словами неверно записали следующие числительные:

- 333 (триста тридцать; тридцать трисот три; сто тридцать три; трисат триста три) – 3,9% (14 чел);

- 303 (тридцать три; триста тридцать; триста триста три) – 2,2% (8 чел);

- 33 (тридцать, триста три) – 1,9% (7 чел.).

Неверно сравнили числа в задании № 4 «Сравни числа» 40 четвероклассников (11,2%).

Типичными ошибками при решении заданий по данной теме являются непонимание значений предлогов «перед», «за», «после» и определений «предыдущее», «следующее», причиной чего является несформированность количественно-пространственно-временных представлений.

Для повышения качества выполнения заданий по теме «Нумерация многозначных чисел» учителям необходимо добиваться от обучающихся понимания общего принципа построения числового ряда; чаще практиковать задания такого типа на уроках; а детям, которые плохо запоминают последовательность числительных, давать зрительные опоры.

 

По теме «Решение простейших уравнений» среднеобластной результат составляет 69,3% (244 чел.), что ниже прошлогоднего на 13,5% (82,8%). Недостаточный коррекционный эффект наблюдается у 13,1% (46 чел.) школьников, а у 17,6% (62 чел.) по данной теме коррекционный эффект отсутствует.

На протяжении восьми лет трудными для решения оказываются уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого и неизвестного делителя – 52 (14,7%) и 54 (15,3%) ученика соответственно допустили ошибку при решении. Выбрать правильное арифметическое действие при нахождении неизвестного уменьшаемого не смогли 38 школьников (10,7%); при нахождении второго множителя – 31 ученик (8,8%); неизвестного делимого – 28 (7,9%). Во всех остальных уравнениях незначительное количество учеников допустили ошибки в нахождении неизвестного компонента. При этом 9 (2,5%) четвероклассников не приступали к решению всех уравнений. Ошибки, которые допустили ученики, типичны. Как показывает практика, школьники не анализируют ситуацию, а пытаются механически запомнить, как находить тот или иной компонент. А выбор арифметического действия в уравнении зависит не только от знания правил взаимосвязи компонентов, но и от осмысления ситуации.

Особую тревогу вызывает тот факт, что проверку по результатам решения четвероклассники выполняют формально.30,1% ( 106 чел.) обучающихся проверку выполнили путём подгона под ответ, что говорит о несформированности у учащихся умения самоконтроля и отсутствии понимания сущности проверки. Самой распространенной ошибкой при оформлении проверки была перестановка компонентов уравнения.

Причинами недостаточного усвоения данной темы могут являться:

· сниженный уровень развития абстрактного мышления,

· сниженный уровень понятийного логического мышления (учащиеся не способны действовать в соответствии с алгоритмом, не умеют работать по правилу. Они могут его вызубрить, но не умеют применять.)

 

При выполнении заданий по теме «Геометрический материал» 69% четвероклассников (243 чел.) показали достаточный коррекционный эффект. Хотя 63,6% (244 чел) учащихся по данной теме выполнили все задания без ошибок и аккуратно, но 5,8% (21 чел) школьников при вычерчивании геометрических фигур и отрезков допустили неточности от 0,1 см до 0,4 см, что свидетельствует об уровне развития мелкой моторики пальцев рук.

8,5% (30 чел) четвероклассников показали недостаточный коррекционный эффект, а у 22,4% (79 чел) школьников коррекционный эффект отсутствует.

Основной ошибкой при вычерчивании фигур были погрешности от 0,5 см до 2 см (27,8% - 98 чел), что имело особую значимость при вычерчивании квадрата, ибо вместо него получался прямоугольник. О незнании геометрических фигур говорит то, что школьники чертили одну фигуру вместо другой:

- 17 человек начертили прямоугольник вместо квадрата, 7 четвероклассников начертили отрезок вместо квадрата;

- 5 обучающихся начертили треугольник вместо прямоугольника, трое – квадрат, двое – два отрезка вместо прямоугольника.

Кроме этого при вычерчивании фигур 13,9% (49 чел.) обучающихся не записали цифровое обозначение стороны квадрата, а 16,2% (57 чел.) учащихся – цифровые обозначения сторон прямоугольника.

58 четвероклассника (16,5%) допустили самый распространенный недочет при вычерчивании геометрических фигур – цифровое обозначение всех сторон квадрата и прямоугольника. Это говорит о незнании свойств геометрических фигур.

Причинами недостаточного усвоения данной темы могут являться:

· неотработанный навык работы с линейкой,

· несформированность пространственных представлений,

· недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Учителям необходимо более детально изучать с детьми свойства геометрических фигур и учить их графически правильно фиксировать записи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: