III этап. Устные и письменные вычисления в пределах 1000.




Порядок действий.

  Сложение, вычитание (устно) Умножение, деление (устно) Сложение, вычитание (письм.) Умножение, деление (письм.) Порядок действий Результаты III этапа
Достаточн. коррекц. эффект 216-64 чел 62,2%-18,4% 80,6% 161-90 чел 46,4%-25,9% 72,3% 198 чел 57% 179 чел   51,7% 135 чел   38,9% 67-143 чел 19,3%-41,2% 60,5%
Недостат. коррекц. эффект 30 чел 8,6% 34 чел 9,8% 61 чел 17,8% 63 чел   18,2% 62 чел   17,9% 61чел   17,6%
Коррекц. эффект отсутствует 37 чел 10,7% 62 чел 17,9% 88 чел 25,4% 105 чел   30,2% 150 чел   43,2% 76 чел   21,9%

 

В III этапе приняли участие 347 четвероклассников. Из них 60,5% учащихся (210 чел) показали достаточный коррекционный эффект, при этом 19,3% (67 чел) выполнили все задания без ошибок; 17,6% (61 чел) показали недостаточный коррекционный эффект, а у 76 четвероклассников (21,9%) коррекционный эффект отсутствует.

Самый высокий среднеобластной показатель III этапа – показатель по сформированности у обучающихся устных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел, который составляет 80,6%. При этом 62,2% (216 чел.) решили все примеры на сложение и вычитание без ошибок. Недостаточный коррекционный эффект по данной теме отмечается у 30 четвероклассников (8,6%), а у 37 учеников (10,7%) коррекционный эффект отсутствует.

Наибольшее количество ошибок было допущено в примерах вида:

54 - 45 (12,9%), 100-16 (11,2%), 66 - 9 (11,5%), 36 + 18 (8,4%); 70 - 8 (6,3%);

65+18 (5,8%); 19-5 (5,8%). Трудность вычислительных приёмов объясняется осуществлением действий при переходе через десяток.

Устные приёмы умножения и деления в целом сформированы у 72,3% четвероклассников (251 чел.). Абсолютный коррекционный эффект по данной теме показали 46,4% (161 чел.) школьников; одну-две ошибки допустили 25,9% учащихся (90 чел.). Недостаточный коррекционный эффект наблюдается у 9,8% (34 чел.) учеников, а у 17,9% (62 чел.) – коррекционный эффект отсутствует.

53,6% (186 чел.) допустили ошибки в вычислениях. На протяжении нескольких лет затруднения при устных вычислениях у детей вызывают примеры на внетабличные случаи умножения и деления чисел:

65: 5 (27%); 70: 14 (23,6%); 96: 16 (21,9%); 50: 2 (18,2%); 33: 11 (16,7%); 60: 20 (15,8%); 80: 4 (13,5%); 39×2 (9,2%); 25×4 (8%); 13:13 (7,5%).

Это связано с неумением школьников вычленять учебную задачу и использовать в соответствии с этим определенный алгоритм действий. Кроме этого у обучающихся отсутствует потребность к самоконтролю, и они не прибегают к проверке выполненного действия.

Устные вычисления в табличных случаях умножения и деления показали, что четвероклассниками плохо усвоена таблица умножения на 6, 7, 8, и 9.

В примере 56:8 неверно произвели вычисления 8,9% (31 чел.) учащихся;

в примере 27:3 – 7,5% (26 чел);

в примере 9:1 – 6,6% (23 чел.);

в примере 8 . 9 – 4,9% (17 чел.);

в примере 7 . 6 – 3,7% (13 чел.).

Причинами отсутствия устойчивого навыка счета являются:

· трудности овладения числовым рядом,

· переход от счета с опорой на предмет на счет в уме раньше, чем ребенок был к этому готов.

 

По теме «Письменные вычисления в пределах 1000» четвероклассники показали низкие результаты. Полностью без ошибок выполнили примеры на сложение-вычитание многозначных чисел – 57% (198 чел) обучающихся, на умножение-деление – 51,6% (179 чел).

Недостаточный коррекционный эффект по теме «Письменные вычисления в пределах 1000» в примерах на сложение-вычитание показали 17,8% (61 чел) школьников, на умножение-деление – 18,2% (63 чел), допустив вычислительную ошибку в одном из примеров.

Коррекционный эффект по теме «Письменные вычисления в пределах 1000» в примерах на сложение-вычитание отсутствует у 25,4% (88 чел.) учащихся, а на умножение-деление – у 30,2% (105 чел.).

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

· решение примеров на вычитание числа из трехзначного с переходом через разряд,

· примеры на сложение двухзначного и трехзначного числа с переходом через разряд,

· невнимательность при выполнении действий (учащиеся вместо вычитания осуществляли сложение), при переписывании примера столбиком (замена цифр).

21,9% (76 чел.) учащихся допустили ошибки в примере 800 – 222;

15,6% (54 чел.) учащихся – в примере 312 – 7;

15,3% (53чел.) учащихся – в примере 949 – 88;

8,6% (30 чел.) учащихся – в примере 368 – 146;

12,4% (43 чел.) учащихся – в примере 49 + 567;

11,5% (40чел) учащихся – в примере 6 + 378;

5,5% (19 чел) учащихся – в примере 753 + 46;

4,6% (16чел.) учащихся – в примере 235 + 421.

При умножении и делении чисел традиционно трудность вызывают примеры, в которых в одном из чисел или в результате есть ноль:

654: 6 (26,2%); 705: 3 (22,8%); 300: 2 (20,1%); 309 . 3 (12,9%); а также пример с усложнённым вариантом вычислений: 126 . 7 (18,7%).

 

Как правило, при делении многозначных чисел школьники допускают ошибки ввиду недостаточно усвоенного алгоритма действия, в частности, они пропускают этап определения количества цифр в частном (654:6=19; 300:2=15). Усугубляет ситуацию и отсутствие самоконтроля – ученики не проверяют полученный результат, хотя проверка должна стать неотъемлемой частью общего алгоритма деления.

Сложность в формировании вычислительных навыков заключается в затруднении ученика в каждом случае вычленять конкретную учебную задачу, соотносить ее с конкретным алгоритмом действий и осуществлять самоконтроль.

Наиболее проблемной зоной на протяжении всех лет проведения тестирования является умение школьников производить вычисления в примерах с различным порядком действий. Из всех проверяемых у школьников умений этот показатель самый низкий: коррекционный эффект по области составляет 38,9% (135 чел.). При этом 48,4% (168 чел) школьников смогли верно определить порядок действий в примерах, а 62,5% (217 чел) учащихся – произвести вычисления в примерах с различным порядком действий.

При выполнении заданий на определение порядка действий ошибки допустили 179 четвероклассников (51,6%), при этом

67 учеников – в одном примере,

38 четвероклассников – в двух,

24 школьника – в трех примерах,

25 учеников – в четырёх,

11 – в пяти примерах,

14 – в шести примерах.

Наибольшую сложность для четвероклассников вызвали выражения с пятью действиями – 44% (153 чел.) учащихся не справились с этими примерами. Ошибки в примерах с четырьмя действиями допустили 26,5% (92 чел.) учащихся. В основном ошибки были вызваны нарушением порядка выполнения действий умножения и деления.

При выполнении вычислений 37,4% (130 чел.) школьников получили неверный результат, т.к. допустили вычислительные ошибки либо потеряли логическую цепочку. Основной причиной данных трудностей является неумение фиксировать промежуточные ответы. В обоих примерах допустили ошибки 18,7% (65 чел.) четвероклассников, в одном из примеров – 22,5% (78 чел.). К решению примеров не приступили восемь учеников.

Вследствие имеющихся у детей проблем неврологического характера (неустойчивость внимания, сниженный объем оперативной памяти и др.) методика преподавания должна обязательно предусматривать обучение учащихся умению фиксировать промежуточные ответы на бумаге, что должно являться одним из шагов алгоритма решения примеров в 2-3 действия со скобками и без них.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: