Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата




Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Биомеханика двигательной деятельности»

дисциплина Б1.В.ОД.20

 

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

 

 

Профиль подготовки

Физическая культура

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

_ заочная

 

 

Южно-Сахалинск

2017 г

 

 

Цель освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины«Биомеханика двигательной деятельности» являются:

- формирование знаний биомеханических основ двигательных действий человека;

- приобретение умения объективно анализировать количественные и качественные характеристики двигательных действий;

- поиск наиболее рациональных вариантов технического исполнения упражнений;

- определение эффективных подходов к обучению спортивным движениям;

- построение рациональных методик развития двигательных качеств, обуславливающих способности выполнять спортивные движения.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Биомеханика двигательной деятельности» относится к профессиональному циклу ООП базовой вариативной части Б1.В.ОД.20

по направлениюнаправление подготовки 44.03.01 педагогическое образование профиль подготовки«Физическая культура»,изучается на 3 курсе в 5 семестре.

 

Пререквизиты

- Анатомия и спортивная морфология;

- Физиология человека;

- Биохимия физической культуры и спорта.

 

Пост реквизиты дисциплины

- Теория и методика физической культуры;

- Спортивная медицина;

- Лечебная физическая культура;

- Теория и методика физической культуры и спорта.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности

(ОК-7)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- терминологию биомеханики,

- кинематические, динамические и энергетические характеристики

двигательных действий человека и методы их измерения,

- виды движений,

- онтогенез моторики,

- биомеханические основы двигательных качеств,

- биомеханические основы спортивно-технического мастерства,

- построение двигательных действий как процесс управления,

- понятие о моделях и моделировании в биомеханике,

-основы биомеханического контроля, технические средства и методикиизмерений,

-основные идеи, методы и средства биомеханических технологийформирования и совершенствования движений с повышенной, в том числе и рекордной

результативностью;

уметь:

- формулировать конкретные задачи и находить пути их решения приизучении биомеханики двигательных действий человека,

- осуществлять биомеханический контроль и анализ двигательных действийспортсменов,

- планировать и проводить формирование и совершенствование

технического мастерства спортсменов с помощью биомеханических методов, средств и

технологий;

владеть:

- средствами, методами и организационными формами проведения биомеханическихисследований в сфере физической культуры и спорта.

 

4 Структура и содержание дисциплины

«Биомеханика двигательной деятельности»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

4.1 Тематический план дисциплины

по очной форме обучения 3 зачетные единицы, 108 часов. Форма промежуточной аттестации экзамен в 5 семестре;

Наименованиетемдисциплины Количествоконтактныхчасоввнеделю
лек пр СРС
  Введение      
  Общая биомеханика. Биомеханические особенности строения человека      
  Биохимические основы организации и управления движениями человека      
  Координация движений, виды координации (нервная, мышечная, двигательная)      
  Внутренние и внешние силы в движениях человека      
  Биомеханика двигательных качеств      
  Биомеханическиеосновы спортивно-тренировочного мастерства      
  Биомеханические основы реабилитации и лечения физическими упражнениями      
  Частная биомеханика. Сохранение положения тела и движения на месте      
  Локомоторные движения      
  Перемещающие движения      
  Движения вокруг оси      
  Биомеханика вращательных движений без опоры      
  Расчет хронограмм спортивного движения и анализ его циклов, периодов, фаз (кинематические характеристики двигательных действий)        
  Определение положения общего центра тяжести тела (ОУТ) графическим способом      
  Биомеханический анализ упражнений с сохранением положения тела (статическое положение)      
  Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте      
  Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика      
  Биодинамика (биомеханика) двигательных качеств      
  Средства и методы развития силы      
  Средства и методы развития ловкости и гибкости      
  Экзамен      
итого по дисциплине 108     36/36

Содержание тем дисциплины

Наименование раздела, тем дисциплины Содержание дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Раздел 1. Общая биомеханика
    Введение Биомеханические особенности строения человека   ЛК 1 Объекты и методы изучения дисциплины Биомеханика как науки и учебной дисциплины. Механическое движение живых систем, его формы, особенности, многообразие. Основные разделы, задачи и направления общей биомеханики. Биомеханика спорта, ее цели и задачи. Связь биомеханики с другими дисциплинами. Роль и место данной дисциплины среди других наук. История развития биомеханики. Д.Борелли, В.Браун, О.Фишер, П.Ф.Лесгафт, И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, М.Ф.Иваницкий. Формирование биомеханики спорта: Н.А.Бернштейн, Д.Д.Донской, Л.В.Чхаидзе, В.М.Зациорский, ЮЛ.Гагин. Понятие о биомеханической системе (БМС). Биокинетические цепи, пары. Соединения звеньев тела, степени свободы. Звенья тела как рычаги. Условия равновесия и ускорения костных рычагов. Движения в биокинематических цепях (сложение скоростей, сложение вращательного и поступательного движений). Мышцы как двигатели. Силы мышечной тяги. Механические свойства мышц. Трехкомпонентная модель мышцы. Режимы мышечных сокращений. Взаимодействие сократительных и упругих компонентов мышцы при сокращении. Строение мышечного аппарата. Групповые взаимодействия мышц, мышцы - агонисты, синергисты. Внутримышечные взаимодействия. Двигательная единица как микродвигатель. Синхронизация и координация тяг двигательных единиц.   Знать: задачи биомеханики, биомеханические понятия и термины, основные направления в развитии биомеханики. Историю развития дисциплины. Особенности тела человека как системы. Уметь: определять составные части тела человека.   Владеть: специальными понятиями, терминами по теме. У студентов должна формироваться специальная компетенция
  Биомеханическиеосновы спортивно-тренировочного мастерства   ЛК 1 Спортивная техника — способ двигательного действия направленный на достижение высокого спортивного результата. Двигательные действия человека, как важнейшая функция системы управления движениями. Двигательные программы - высший уровень формирования спортивной техники в системе управления. Зависимость высокого спортивного результата от эффективности двигательных (биомеханических) программ. Спортивная техника многоуровневая управляемая система движений. Виды структур системы движений (двигательная, динамическая, кинематическая, мышечная, информационная, энергетическая, координационная). Обобщенные структуры. Показатели спортивно-технического мастерства (объем, разносторонность, рациональность техники: эффективность овладения спортивной техникой). Абсолютная эффективность, реализационная эффективность. Биомеханические критерии спортивно-технического мастерства.   Знать: основные показатели спортвно-технического мастерства   Уметь: осуществлять контроль за уровнем двигательных качеств спортсмена.   Владеть: навыками регистрации двигательных качеств, навыками самостоятельного обоснования техники соревновательных и тренировочных упражнений.   У студентов должна формироваться специальная компетенция
  Раздел 2. Частная биомеханика.
  Частная биомеханика. Сохранение положения тела и движения на месте   ЛК 2   Условия и виды равновесий тела человека. Поза, положение тела и звеньев тела. Опрокидывающие и восстанавливающие моменты. Статические и динамические показатели устойчивости тела человека. Сохранение и восстановление положения тела человека. Равновесие колебательного типа. Виды колебаний общего центра масс тела, его звеньев и их роль в сохранении равновесия. Механизмы равновесия. Движения на месте. Условия движений на месте: сохранение равновесия и место опоры, изменение, движения центра масс тела. Взаимодействия опоры, опорных и подвижных звеньев. Механизм притягивания и отталкивания. Движущие силы.   Знать: методы определения центра тяжести. Уметь: определять характеристики, необходимые для применения различных методов определения центра тяжести.   Владеть: методами определения центра тяжести.     У студентов должна формироваться специальная компетенция
  Движения вокруг оси. Биомеханика вращательных движений без опоры     ПЗ-1 Условия вращательного движения тела. Оси вращения, удерживающее тело, вращающееся тело. Силы: центростремительная и центробежная, их точки приложения. Изменение угловой скорости тела под действием импульса момента внешней силы. Динамика вращательных движений. Зависимость угловой скорости от момента инерции и радиуса вращения. Движения вокруг осей с сохранением кинетического момента. Способы измерения угловой скорости тела спортсмена: приложение внешней силы, изменение радиуса вращения, группирование и разгруппирование, создание момента внешней силы, круговые движения конечностями, сведение и разведение конечностей. Биомеханика вращательных движений с опорой. Биомеханика движений в видах спорта: легкая атлетика, плавание, лыжный и велоспорт, гимнастика, спортивные игры, единоборства, тяжелая атлетика и др.   Знать: способы управления движениями вокруг осей. Уметь: применять знания об управлении движениями вокруг осей на практике. Владеть: методом определения момента инерции. У студентов должна формироваться специальная компетенция
10,11,12 Расчет хронограмм спортивного движения. Лк 3 Определение характеристик относительного движения. Анализ циклов, периодов, фаз (кинематические характеристики двигательных действий). Обработка промера. ГР №1 Знать: основные кинематические и динамические характеристики Уметь: определять и засчитывать характеристики движения.   У студентов должна формироваться специальная компетенция
13,14 Энергетика прыжка   ПЗ -2 Теоретическое исследование энергетики прыжка смета, с разбега в дину и высоту. Расчет силы мышц ног при выполнении прыжка в высоту. Знать: основные кинематические и динамические характеристики Уметь: определять и засчитывать характеристики движения. Владеть: навыком оценки силы мышц ног. У студентов должна формироваться специальная компетенция СК-4
15,16,17 Биомеханический анализ упражнений с сохранением положения тела (статическое положение)   ПЗ-3 Биомеханический анализ упражнений с сохранением равновесия тела. ГР № 2 Знать: основные виды равновесного состояния. Уметь: определять характеристики устойчивости тела. Владеть: движениями на сохранение равновесия.   У студентов должна формироваться специальная компетенция
  Раздел 3. Дифференциальная биомеханика
18,19,20 Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте   ПЗ-4 Биомеханические цепи. Биодинамика мышц. Особенности структуры и биомеханика мышечной ткани. Строение мышц. Механические свойства мышц. Биомеханический контроль как элемент комплексного контроля. Понятие об измерении, тестировании. Тесты в биомеханике. Методы обследования.   Знать: методики биомеханического контроля. Уметь: применять тесты в биомеханике. Владеть: навыком организации биомеханического контроля..     У студентов должна формироваться специальная компетенция СК-4
21,22 Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика   ПЗ -5 Понятие о локомоциях. Развитие двигательной активности и координации движений. Центральная регуляция движений. Кортикальный контроль двигательных реакций. Биомеханика упражнений, тренировок, двигательных действий. Биомеханика различных видов спорта.   Знать: основные виды локомоторных движений, основные виды перемещающих движений. Уметь: определять характеристики шагательных и перемещающих движений. Владеть: локомоторными и перемещающими движениями. У студентов должна формироваться специальная компетенция
23,24,25 Биодинамика (биомеханика) двигательных качеств   ПЗ -5 Биомеханические методы характеристики и измерения двигательных качеств. Знать: основные виды двигательных качеств. Уметь: осуществлять конторль за двигательными качествами. Владеть: навыком регистрации двигательных качеств. У студентов должна формироваться специальная компетенция
  Средства и методы развития силы ПЗ -6 Биомеханические методы измерения силы, и методы развития силы. Знать: методы исследования силы в биомеханике. Уметь: проводить измерения силы. Владеть: методикой определения силовых качеств спортсмена.   У студентов должна формироваться специальная компетенция
  Средства и методы развития ловкости и гибкости   ПЗ-6 Биомеханические методы измерения силы, скорсти, гибкости, ловкости, выносливости. Знать: основные виды двигательных качеств Уметь: оценивать быстроту, ловкость, выносливость и гибкость. Владеть: навыкомразвитие быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. У студентов должна формироваться специальная компетенция
         

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: