5.1.1. Общее содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид занятий | Количество часов | Количество баллов | ||||
Всего | Семестр 1 | Посещение всех видов занятий и активность на занятиях | Выполнение курсовых, контрольных, РГР, рефератов. Тестирование в сроки рейтинг-контроля | Работа на семинарских и практических занятиях, выполнение лабораторных работ | Защита курсового проекта (работы), выступление на семинаре, решение практических задач у доски | |
Лекции | ||||||
Лабораторные | ||||||
Практические | ||||||
Семинарские | ||||||
Курсовое проектирование | ||||||
Контрольные работы | ||||||
РГР | ||||||
Рефераты | ||||||
Контроль | зачет | зачет | ||||
Тестирование | *** | *** | 5,5,5 | |||
Итого | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||
Подготовка к экзамену | ||||||
Всего |
5.1.2. Тематический план дисциплины
№ | Наименование размела и темы | Всего часов | Всего аудиторных часов | Лекции | Практические | Семинарские | Лабораторные | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции |
Основные понятия и определения в безопасности | ОК-10, ПК-8 | ||||||||
Человек и техносфера. | ОК-7, 12, ПК-1, 11 | ||||||||
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания | ОК-4, ОК-10, ОК-15, ПК-8 | ||||||||
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. | ОК-4, ОК-10, ОК-15, ПК-8 | ||||||||
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. | ОК-4, ОК-10, ОК-15, ОК-16, ПК-8 | ||||||||
Психофизиологические и эргономические основы безопасности. | ОК-4, ОК-10, ОК-15, ОК-16, ПК-8 | ||||||||
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | ОК-4, ОК-10, ОК-15, ПК-8 | ||||||||
Управление безопасностью жизнедеятельности. | ОК-4, ОК-10, ОК-15, ОК-16, ПК-8 | ||||||||
ИТОГО |
5.1.3. Содержание лекционного курса
Лекции проводятся с применением мультимедиа технологий
Лекция 1. (пассивная форма)
Основные понятия и определения в безопасности. Характерные системы «человек - среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность».
Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации - понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое
развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография.
Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности
Лекция 2. (пассивная форма)
Человек и техносфера. Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов
Лекция 3. (пассивная форма)
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы.Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно допустимые уровни опасных и вредных факторов — основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни
Лекция 4. (пассивная форма)
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней
Лекция 5. (пассивная форма)
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.
Лекция 6. (пассивная форма)
Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющие на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.
Лекция 7. (пассивная форма)
Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек - машина - среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.
Лекция 8. (пассивная форма)
Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации. Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия применения. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и их классификация.
Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Лекция 9. (пассивная форма)
Управление безопасностью жизнедеятельности. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков.
Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента
5.1.4. Перечень практических (семинарских занятий)
Семинарское занятие 1. (Активная форма) 2 часа
Взаимодействие человека со средой обитания. Виды опасностей: природные,
антропогенные, техногенные, глобальные. Экологическая, промышленная,
производственная безопасности. Безопасность как одна из основных потребностей
человека. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора
в причинах реализации опасностей. Безопасность и демография.
Семинарское занятие 2. (Активная форма) 2 часа
Этапы формирования техносферы. Виды, источники основных опасностей
техносферы и ее отдельных компонентов
Семинарское занятие 3. (Активная форма) 2 часа
Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов
среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие
основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни
Семинарское занятие 4. (Активная форма) 2 часа
Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов
опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного
происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей,
информационных потоков, опасностей биологического и психологического
происхождения.
Семинарское занятие 5. (Активная форма) 2 часа
Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая,
воздушная, световая, акустическая и психологическая среды,
их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека.
Семинарское занятие 6. (Активная форма) 2 часа
Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная
ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющие
на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности.
Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического
и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести
и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам
производственной среды.
Семинарское занятие 7. (активная форма) 2 часа
Система «человек - машина - среда». Антропометрическая, сенсомоторная,
энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость
человека и машины. Организация рабочего места.
Семинарское занятие 8. (активная форма) 2 часа
Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика
поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного
времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия
применения. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных
ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в
чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости
функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации
защиты населения и их классификация.
Семинарское занятие 9. (активная форма) 2 часа
Современные рыночные методы экономического регулирования различных
аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования
безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и
методические подходы к оценке. Материальная ответственность за
нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение
окружающей среды. Страхование рисков: экологическое страхование,
страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков.
Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков.