Классификационные признаки тары и упаковки




Основными признаками, по которым осуществляется классификация тары, являются:

• место упаковывания;

• функция;

• принадлежность;

• кратность использования;

• устойчивость к внешним механическим воздействиям;

• качество.

По месту упаковывания различают упаковку производственную (эту технологическую операцию осуществляет производитель) и торговую (упаковку осуществляет продавец). При переходе тары в собственность покупателя вместе с товаром, он оплачивает ее стоимость продавцу. Тара может быть также возвращена продавцу по договору. При этом устанавливается порядок возврата.

Способ оплаты тары вносится в договор: включение цены упаковки в цену товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара, определение цены упаковки отдельно.

Пример «Проданный по настоящему контракту товар (бихромат натрия) должен быть упакован в металлические барабаны, масса нетто 75 кг. Упаковка должна выдержать морскую, железнодорожную и автомобильную перевозки. Стоимость упаковки включена в стоимость товара».

Упаковка как торговая услуга может быть бесплатной или платной. Бесплатная услуга включается виздержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.

В соответствии с функцией, которую тара (упаковка) выполняет в процессе товарного обращения, ее делят на транспортную, потребительскую, производственную (цеховую), тару-оборудование. Транспортная упаковка используется для перевозки товаров в оптовой или мелкооптовой торговле. Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах.

Транспортная тара — внешняя тара, образующая самостоятельную транспортную единицу.[3]

Транспортная тара может быть крупно- (1200 х 1000 х 1200 мм и более) и малогабаритной (до 1200 х 1000 х 1200 мм). Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.

Потребительская тара — это тара, поступающая к потребителю с продукцией и не выполняющая функцию транспортной тары. Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительную расфасовку товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина). Для жидких продовольственных товаров применение потребительской упаковки является обязательным условием при розничной продаже.

Государство осуществляет метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках.[4]

Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии товаров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать до-пускаемого предела, указанного в нормативной документации па продукцию. Если такая норма не указана, то следует руководствоваться требованиями, содержащимися в международном документе MP № 87 МОЗМ «Содержимое нетто в упаковках». Данное требование легко контролируется традиционными способами. Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках: среднее содержимое партии не должно быть меньше номинального количества, указанного на упаковке. Другими словами, если в одной упаковке — недовложение, то в другой должно быть перевложение, а в среднем партия должна соответствовать номинальному указанному количеству. Это требование защищает потребителя как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик товаров.

Потребительская тара и упаковка является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя. Она, как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и для накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов. Производственная металлическая и деревянная тара включает типы:[5] ящичная, ящичная с опорами с открывающейся стенкой, ящичная без опор с открытыми стенками, каркасная, стоечная, складная.[6]

Тара-оборудование — изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него

товаров методом самообслуживания.[7]

Конструкция тары-оборудования определяется видом опоры (стойки, колеса или их комбинация). Пакет из многооборотной или разовой тары, сформированный на основании, должен выполнять функции тары-оборудования. Виды тары-оборудования приведены на рис.1.

Рис.1. Тара-оборудование

 

Вспомогательное упаковочное средство — элемент упаковки в виде бумажной обертки, стружки, прокладок, вкладышей, пленочных чехлов, обвязочного шпагата, ленты и т. д.

В зависимости от принадлежности и кратности использования тара делится следующим образом. По принадлежности — общего пользования (может использоваться различными предприятиями) и инвентарную (является собственностью определенного предприятия). По кратности использования тара делится на многооборотную, возвратную и разового использования. Взаимосвязь между этими понятиями приведена на рис. 2. В зависимости от устойчивости к внешним механическим воздействиям тару принято делить на жесткую (деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани).

Одним из признаков классификации тары является ее качество.

Пригодность многооборотной тары для повторного использования

определяется ее состоянием. Качество тары, находящейся в обращении,

определяется в соответствии с требованиями Правил применения,

обращения и возврата многооборотных средств упаковки и Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары.[8]

Так, мешки сетчатые из-под картофеля и овощей по качеству подразделяются на две категории:

• I — мешки новые, а также бывшие в употреблении, сухие, непрелые, без заплат, штопок и дыр;

• II — мешки сухие, непрелые, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок. При этом площадь одной заплаты не должна превышать трех ячеек или трех квадратных сантиметров для сетчатых мешков.


Ст. 517 ГК: если иное не установлено договором поставки, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования.

Рис. 2. Классификация тары

 

Мешки тканевые из-под сахара в зависимости от качества

подразделяются на три категории:

• I — мешки новые, отечественные или импортные, а также бывшие в употреблении, сухие, непрелые, без заплат, штопок и дыр;

• II — мешки, бывшие в употреблении, сухие, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок;

• III— мешки, бывшие в употреблении, сухие, непрелые, имеющие или требующие не более пяти заплат или штопок.

Мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семян по качеству делятся также на три категории.

Возвратные деревянные ящики по качеству подразделяются на ящики, требующие ремонта и отремонтированные.

Возвратными ящиками, требующими ремонта, считаются ящики, у которых имеется одно из следующих повреждений:

• поломка (отсутствие) до 4 дощечек или планок, за исключением

вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатых ящиков;

• поломка (отсутствие) одной дощечки в одной из стенок или дне лотков для плодов и овощей;

• повреждение металлической ленты или проволоки, уголков из ленты, расшатанность;

• наличие торчащих гвоздей.

Возвратные деревянные бочки по качеству подразделяются на бочки, требующие ремонта, и бочки отремонтированные. Требуют ремонта бочки, у которых имеется одно из следующих повреждений:

• поломка не более трех кленок остова;

• повреждение упорного паза;

• повреждение обручей.

Бочки, требующие ремонта, должны иметь не менее трех обручей и двух звеньев. Допускается поломка одного дна, но его детали должны быть вложены внутрь бочки.

Возвратные картонные ящики по качеству подразделяются на ящики, требующие ремонта и ящики отремонтированные. Ящики, требующие ремонта, делятся на две категории.

• I — годные для повторного использования, чистые с внутренней стороны, без сквозных повреждений, с цельными клапанами и укомплектованные вспомогательными упаковочными средствами, с наличием скрепок. Допускаются обрывки клеевой ленты и этикеток.

• II — годные для повторного использования, с деформацией двух стенок до 15% их площади, имеющие до четырех сквозных повреждений, но не более двух на одной стенке, размером по длине и диаметру до 5 см или с оголенной гофрой размером по длине не более 12 см, по ширине — до 6 см, допускается наличие скрепок, обрывков клеевой ленты и этикеток.

Детали деревянных бочек, деревянные ящики и бочки, картонные ящики, имеющие повреждения сверх указанных, относятся к тарома-териалу.

Возвращаемая отправителю стеклянная тара не должна иметь сквозных щербин в верхней части горла, с внешней и внутренней сторон, сколов ипосечек на внешней стороне горла, щербин на дне, трещин на стекле.

Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом:

• на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки;

• на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз;

• на флягах и баллонах — на дне.

Маркировка должна содержать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак, обозначение нормативно-технического документа, в соответствии с которым выпущена тара. На многооборотную тару наносится надпись «Многооборотная».

Виды и типы тары

Вид тары — классификационная единица, определяющая тару по форме.

Виды тары чрезвычайно многообразны и по определениям, принятым в международной торговле, включают аэрозоли, бадьи, бобины, брезенты, бункеры, гнезда, горшки, дорожные сундуки, кипы, клетки, обрешетки, пучки, рыбацкие корзины и пр. Мы рассмотрим лишь основные виды.

Определения транспортной тары:

Барабан — транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигзагов катания, с плоским дном.

Бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигзагами катания, с доньями.

Мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открытая или закрытая.

Фляга — транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

Ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.

Лоток — ящик без крышки с выступающими или не выступающими угловыми планками высотой не более 130 мм.


К потребительской таре относятся: Банка (емкостью 250 мл-10 л); бутылка; пробирка (емкостью до 50 мл); канистра; коробка (разовая, закрывается крышкой); пачка (разовая, закрывается клапанами); пакет (разовая мягкая тара с корпусом в форме рукава, емкостью до 20 л); туба (разовая); ампула(разовая). Пример потребительской тары приведен на рис. 3.

Рис. 3. Потребительская тара — флакон и банки

Тип тары — классификационная единица, определяющая тару по материалу.

В зависимости от материала изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимернуюи комбинированную.

 

Унификация тары

Унификация тары производится по виду (форме), по типоразмерам и конструкции или по отдельным конструктивным элементам. Это необходимо для сокращения числа видов тары. Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в основу которой положены площади плоских поддонов, составляющие для стран — членов ИСО 1200 х 800,1000 х 800 и 1200 х 1000 мм. В соответствии с ГОСТ 21140-88 «Тара. Система размеров» единая система размеров тары строится, исходя из модуля 600 х 400 мм с учетом номинальных размеров поддонов 1200 х 1000 и 1200 х 800 мм. Принцип


создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. Исходными данными при разработке

тары являются внутренние размеры. Они, в свою очередь, разделены на сетку кратных размеров, определяющих наружные размеры потребительской тары. Размеры стандартного поддона являются модульной единицей для конструирования и проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта (табл.1).

 

Таблица 1 Унифицированные размеры тары — транспортного средства — склада

 

Размеры, мм Определение
Основной размер тары 1200х800; 1200х1000 Номинальный размер поддона, на базе которого установлена система размеров тары
Размер пакета не более1240х840; 1240х1040 Размер пакета – это основной присоединительный размер для тары. Представляет собой номинальный размер поддона, увеличенный на размер нависания пакета на поддоне – по 20 мм с каждой стороны
Манипуляционный размер, не более 60 Размер необходимый для беспрепятственного перемещения пакета между двумя боковыми ограничениями
Основной размер для транспортных средств и складов, не более 1300х900; 1300х1100 Размер, состоящий из габаритного размера поддона и размера для манипулятора

Эти размеры положены также в основу пакетных перевозок. В России [9] пакеты тарно-штучных грузов унифицированы на базе модуля 600 х 400 мм, как показано в табл. 2.

Таблица 2 Унифицированные размеры тарно-штучных грузов

 

Габаритные размеры, не более, длина х ширина х высота, мм Масса брутто, не более, т   Применяемость
620х420х940 840х620х1150 1,0 Все виды транспорта по стране, преимущественно для внутри- и межзаводских перевозок
1240х840х1350 1240х1040х1350 1,25 Внутренние и внешнеторговые перевозки всеми видами транспорта
1680х1240х1700 3,2 Внутренние, внешнеторговые перевозки водным и морским транспортом

 

Укупорочные средства

Укупоривание — это закрывание тары после того, как в нее помещена продукция. Укупоривание бывает герметичным, вакуумным. Его осуществляют навинчиванием, закатыванием, запечатыванием, сшиванием, насаживанием, обжимом, замком-застежкой, скрепкой.

Все укупорочные средства разделяют на обычные и фирменные.

Многократное открывание и закрывание тары, снабженной обычными укупорочными средствами, не связано с их заметными необратимыми изменениями. В таре с фирменной укупоркой вскрытие ипервое употребление продукции может последовать лишь после разрушения или необратимого изменения упаковки. Такая упаковка рассчитана на однократное использование.

По конструктивным признакам укупорку разделяют на крышки и пробки. Разновидностями крышек являются бушоны, навинчиваемые на тубы, и колпачки, применяемые для укупоривания флаконов и бутылок. Виды укупорки показаны на рис. 4.

Рис. 4. Виды укупорочных средст

Мюзле (от английского muzzle — намордник) — предохранитель пробки на бутылке шампанского, выполненный из куска мягкой нержавеющей проволоки.

Викельное кольцо — резиновое кольцо, используемое для герметизации стеклянных консервных банок, закрываемых металлическими крышками методом обжима (обкатки).

Средства пакетирования

Пакетирование — формирование и скрепление грузов в укрупненную грузовую единицу, обеспечивающее при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющее механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы.[10]

Средство пакетирования — средство для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу, за исключением пакетоформирующей и пакетоскрепляющей техники, в результате применения которого обеспечивается пакетирование.

В литературе понятие «средство пакетирования» иногда включает транспортное оборудование и определяется как любой тип грузового контейнера, авиационного контейнера, авиационного поддона с сеткой или авиационного поддона с сеткой над защитными колпаками. В это определение не включается внешняя упаковка, а также грузовой контейнер для радиоактивных материалов. На воздушном транспорте средством пакетирования грузов (ULD — unit had device) считается устройство, в которое загружается груз (балласт) и которое впоследствии грузится в самолет в виде отдельного блока.

Транспортный пакет — укрупненная грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц в результате применения средств пакетирования.

Обандероливание — обертывание упаковочных единиц или неупакованной штучной продукции полосой упаковочного материала по всему периметру или частично.

Средства пакетирования могут быть жесткими (содержать только жесткие элементы), полужесткими (жесткие и гибкие элементы), гибкими (гибкие эластичные элементы) и мягкими. Мягкие средства пакетирования выполнены из мягкого материала, применяются для доставки сыпучих и жидких грузов транспортными пакетами массой брутто от 250 до 1000 кг. Виды средств пакетирования приведены в табл. 3.

 

Таблица 3 Виды средств пакетирования

 

Пакетирующая кассета Средство пакетирования, состоящее из рам, стоек и соединительных элементов
Пакетирующий строп Средство пакетирования, состоящее из жестких и (или) гибких элементов с замковым устройством
Подкладной лист Средство пакетирования, представляющее собой сплошной или со сквозными отверстиями по площади лист, имеющий гладкую поверхность с отогнутым вверх краем или краями
Пакетирующая стяжка Полужесткое средство пакетирования со стягивающими приспособлениями
Пакетирующая обвязка Гибкое средство пакетирования в виде обвязки (лента, проволока, сетка, пленка)
Поддон (паллета) Средство пакетирования, имеющее настил и, при необходимости, надстройку для размещения и крепления груза (грузов). Поддоны могут быть универсальными и специализированными. По видам поддоны бывают плоскими, гребенчатыми, ящичными, стоечными
Ящичный поддон Резервуар – поддон, выполненный в форме резервуара с устройствами для загрузки-разгрузки сыпучих, порошкообразных, жидких и газообразных грузов, внутренним объемом до 1 м3

 

На настиле поддона можно разместить некоторое количество товаров, образовав транспортный пакет в целях его перевозки, погрузки, выгрузки или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит либо из двух настилов, соединенных между собой распорками, либо из одного настила, опирающегося на ножки; оно должно иметь как можно меньшую высоту, допускающую его погрузку (выгрузку) с помощью вилочных погрузчиков или тележек для перевозки поддонов; оно может иметь или не иметь надстройку.[11]

В ящичных поддонах товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Применение поддонов удобно в торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, в текстильной, химической, парфюмерной промышленности. Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой собственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: