К вопросу празднования Праздника Богоявления и Великого Водоосвящения.




Мы все несомненно помним, что история Праздника Крещения Господня, именуемого так же по-другому Богоявлением, неразрывно связана с именем Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О чём же была его проповедь? Известно, что он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4; Лк.3:3) ввиду приближения Царства Небесного (Мф.3:2). К нему приходили и мытари, и блудницы, и солдаты, и фарисеи с саддукеями. Всех и каждого он призывал к покаянию, а кающихся крестил в Иордане в знак очищения от грехов. Но главной составляющей его проповеди было, несомненно, возвещение скорого непосредственного вмешательства Бога в ход человеческой истории – прихода Сильнейшего, Мессии. Иоанн говорил даже не просто о Сильнейшем, а о Том, Кто сильнее его самого настолько, что Иоанн не может быть у Него даже слугой (развязать ремень обуви или понести ее) – о Творце Вселенной.

Но отчего событие, которое предвозвестил Иоанн Предтеча, именуется именно Богоявлением? От того ли лишь, что пришедший к Иоанну креститься Иисус и есть Христос Бог? Нет, не только. В новозаветной истории это событие – первое явление Пресвятой Троицы людям. Не только Спасителя, но и Отца и Духа Святого. Отец Небесный предстаёт нам в гласе с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:11). Согласно Марку и Луке мы видим, что эти слова обращены непосредственно к Иисусу, но у Матфея (Мф.3:17) они звучат не столько для Спасителя, сколько для тех, кто присутствуют при этом (в первую очередь для Иоанна Предтечи): «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Именно поэтому мы видим в синодальном переводе вставки в квадратных скобках в синоптических евангелиях. Схождение Духа Святого на Иисуса евангелисты описывают в виде голубя. Но это описание может интерпретироваться двояко, так как это относится не только к внешнему виду, но и к способу схождения – «подобно голубю», т. е. плавно.

Но более показателен смысл самого этого события. Оно не только в явлении людям Бога, но и в надлежащем исполнении правды Божьей. В диалоге с Иоанном Крестителем Сам Спаситель говорит, что смысл Его крещения от Иоанна в том, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф.3:15). Под «правдой» же имеется в виду божественное правосудие и в то же время верность Бога обетованиям, данным ветхозаветным патриархам. Таким образом, Крещение является не актом частного характера (Иоанн крестил Иисуса), а составной частью домостроительства спасения, исполнением того Божественного замысла о спасении, который неизменен от начала времен. В Евангелии от Иоанна смысл крещения Господня раскрывает сам Предтеча, говоря о себе, что он «для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин.1:31). В церковном уставе праздник Крещения Господня называется также Днем Светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник Божественного Света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды.

Однако, как же евангельское событие, произошедшее на Иордане, связано с тем водоосвящением, которое совершается в Праздник Крещения? Вспомним, что в начале творения Господь создал воду как стихию жизни, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Но грех человеческий сделал ее источником смерти и когда он умножился на земле, то вода жизни стала водой смерти: в водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами.

В Крещении Иоанновом люди сходили в воды Иордана ветхими, а выходили обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Господь пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис.53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. И с тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней.

До XI века Великое Водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.

Ко времени принятия Русью христианства, обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей.

В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, два раза. Но окончательный вариант чинопоследования был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году.

На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин Великого освящения воды.

Торжественное богослужение начиналось накануне Богоявления. В этот день в Успенском соборе Московского Кремля читались царские часы, соединенные с вечерней и Литургией, после чего совершалось освящение воды. Вечерня, на которой присутствие царя и Патриарха было обязательным, всегда совершалась в Успенском соборе. Во время чтения паремий ставили два стола: один для сосудов с водой и других священных предметов, другой для мощей. На аналое перед ними поставлялась праздничная икона.

По освящении воды, Патриарх прежде принятия антидора трижды пил воду, а затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. По окончании отпуста совершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей святой водой.

В сам праздник Крещения совершался Крестный ход на Москву-реку при большом стечении народа, а также при участии царя и вельмож. На реке, на месте водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для Патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием общей численностью от 400 до 600 человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие Патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впереди шли военные чиновники, за ними следовали дворяне, стряпчие и стольники в золотых кафтанах, за которыми шла «стряпня царская» из 12 человек. Они несли одежду государеву, в которую он переодевался на «Иордане».

Достигнув «Иордани», шествие останавливалось и размещалось на льду реки в строгом порядке. Непосредственно у проруби находилось духовенство, царь со своими приближенными и воины. Остальные участники торжества заполняли окрестные берега Москвы-реки.

И вот наступал долгожданный час Великого освящения воды. Все, от царя до простолюдинов, стояли без головных уборов, несмотря на лютый мороз. По окончании освящения крещенской водой окроплялись царские знамена, после чего Патриарх, почерпнув воды серебряным ведром, отсылал ее «наверх» для окропления икон. При целовании креста первосвятитель окроплял водой царя и его приближенных. По окончании торжества Крестный ход в прежнем порядке возвращался в Успенский собор. На протяжении всего пути Патриарх кропил народ святой водой. Праздник обычно продолжался весь световой день, так что обедать садились уже при свечах.

Вода, освященная в Навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой Агиасмой, то есть великой святыней, потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имела важное и обширное употребление у православных христиан различных исторических эпох. Ею окропляли дома верующих в Навечерие и праздник Богоявления; верующие могли употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушали до принятия пищи, заботливо хранили ее в течение года и сегодня благочестивые традиции крепко хранятся и соблюдаются современными православными христианами. Также Церковь ее употребляет при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же Богоявленскую воду вместе с антидором (т.е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин. И, наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Кроме благочестивых традиций, бытовали и различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, в особенности ярко это выражается в наши дни, когда люди, далекие от восприятия праздника по православной традиции, отмечают по совершенно непонятным обычаям, напоминающим языческие обряды и доходящим до откровенного кощунства. Как, например, купание в «Иордани» с распитием спиртных напитков, но самое ужасное – это отношение к Крещенской воде как языческому оберегу. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Церковь в Символе Веры даёт чёткое и ясное понимание, что само крещение во оставление грехов совершается с человеком единожды в жизни. Грехи же совершённые человеком уже после его крещения отпускаются лишь в Таинстве Покаяния (на Исповеди). Если уж говорить предельно серьёзно, то в русской церковной истории имеется даже специальное определение Владимирского собора 1274года, в котором в последнем 8-м пункте говорится о недопустимости начертания креста Господня не только на земле, но и на льду, т.е. сооружения крестовидной «Иордани», и уж тем паче купания в ней. В частности там говорится следующее: «Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не укаряемо будет победное оружье наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют и сквернами.»

Такое полумагическое отношение к святыне, страх, что не достанется, ссоры в очереди за водой и прочее неблагоговейное настроение порой распространяется и на воцерковленных людей. Даже среди последних бытует еще одно суеверие, что якобы вода освященная в Навечерие праздника 18 января отличается по своей благодатной силе от воды освященной после Литургии 19 января, поэтому вечернюю воду называют «Богоявленской», а утреннюю «Крещенской». Однако Чин освящения воды в обоих случаях один и тот же, и благодатная сила таковой воды абсолютно одинакова. Это стоит помнить всем верующим и с рассуждением доносить эти мысли и до своих неверующих или суетно верующих близких.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: