Принят Постановлением Народного Совета 15 апреля 2016 года




 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Донецкой Народной Республики

1. Прокуратура Донецкой Народной Республики – единая государственная централизованная система органов, осуществляющих от имени Донецкой Народной Республики надзор за соблюдением Конституции Донецкой Народной Республики, исполнением законов и нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики, действующих на территории Донецкой Народной Республики.

Прокуратура Донецкой Народной Республики выполняет и иные функции, установленные законодательством Донецкой Народной Республики.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Донецкой Народной Республики осуществляет:

1) надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами-предпринимателями;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказание и применяют назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики;

6) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры, в соответствии с процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики, участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики в пределах финансирования может выпускать специальные издания.

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики в пределах своей компетенции участвует в разработке международных договоров Донецкой Народной Республики.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Донецкой Народной Республики

Организация и порядок деятельности прокуратуры Донецкой Народной Республики и полномочия прокуроров определяются Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами, и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, международными договорами Донецкой Народной Республики.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Донецкой Народной Республики

1. Прокуратура Донецкой Народной Республики составляет единую государственную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики.

2. Органы прокуратуры:

1) осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством;

2) действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Донецкой Народной Республики об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Донецкой Народной Республики о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

3) информируют органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также население о состоянии соблюдения законности.

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Донецкой Народной Республики или законодательством Донецкой Народной Республики. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Донецкой Народной Республики их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Донецкой Народной Республики или законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

1. Воздействие в какой-либо форме со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц или отдельных граждан на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 10, 24, 30, 33 и 36 настоящего Закона, подлежат безусловному исполнению в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке.

2. Статистическая и иная информация, а также справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления

1. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на открытых заседаниях Народного Совета Донецкой Народной Республики, его комитетов и комиссий, Совета Министров Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления.

2. Прокурор города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении вынесенных ими представлений и протестов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью

1. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в части 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 9. Участие в правотворческой деятельности

Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики при осуществлении свои полномочий, устанавливая необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в Народный Совет Донецкой Народной Республики предложения об изменении, дополнении, признании утратившим силу или принятии законов и иных нормативных правовых актов Народного Совета Донецкой Народной Республики по вопросам его ведения.

Статья 10. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

1. Прокурор при осуществлении своих полномочий в установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики порядке проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов государственной власти и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

2. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор направляет в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом в установленном порядке не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, направившему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. В случае неудовлетворения требования прокурора Генеральный прокурор вправе в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, обратится в уполномоченный на то суд с протестом. Порядок рассмотрения судом протестов Генерального прокурора устанавливается законами Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Глава 2. Система и организация Прокуратуры Донецкой Народной Республики

Статья 12. Система прокуратуры Донецкой Народной Республики

1. Систему прокуратуры Донецкой Народной Республики составляют Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики, прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

За Генеральной прокуратурой Донецкой Народной Республики, прокуратурами городов и районов, приравненными к ним прокуратурами, научными и образовательными учреждениями закрепляются на праве оперативного управления объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Создание и деятельность на территории Донецкой Народной Республики органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Донецкой Народной Республики, не допускаются.

Статья 13. Назначение на должность Генерального прокурора Донецкой Народной Республики и заместителей Генерального прокурора Донецкой Народной Республики

1. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики назначается на должность и освобождается от должности Народным Советом Донецкой Народной Республики по представлению Главы Донецкой Народной Республики. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики ответственен перед Главой Донецкой Народной Республики, подотчетен Народному Совету Донецкой Народной Республики и Главе Донецкой Народной Республики.

Если предложенная Главой Донецкой Народной Республики кандидатура на должность Генерального прокурора Донецкой Народной Республики не получит требуемого количества голосов депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики, то Глава Донецкой Народной Республики в течение 30 дней представляет Народному Совету Донецкой Народной Республики новую кандидатуру.

До назначения Народным Советом Донецкой Народной Республики Генерального прокурора Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики вправе назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора Донецкой Народной Республики.

2. На должность Генерального прокурора Донецкой Народной Республики назначается гражданин Донецкой Народной Республики не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.

3. Лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Донецкой Народной Республики, приводится к присяге в порядке, установленном Народным Советом Донецкой Народной Республики. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики приносит присягу прокурора, текст которой установлен статьей 48 настоящего Закона.

4. Срок полномочий Генерального прокурора Донецкой Народной Республики составляет пять лет.

5. Сообщение о назначении Генерального прокурора Донецкой Народной Республики на должность и об освобождении его от должности обнародуется в установленном порядке.

6. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики ежегодно представляет Народному Совету Донецкой Народной Республики доклад о состоянии законности и правопорядка в Донецкой Народной Республике и о проделанной работе по их укреплению.

Указанный доклад Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики представляет лично на пленарном заседании Народного Совета Донецкой Народной Республики.

7. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики в сроки и в порядке, установленные Главой Донецкой Народной Республики, представляет Главе Донецкой Народной Республики доклад о состоянии законности и правопорядка в Донецкой Народной Республике и о проделанной работе по их укреплению.

Указанный доклад Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики представляет лично.

Статья 14. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность и основания освобождения от должности

1. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур, а также лица исполняющие обязанности, назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики по согласованию с Главой Донецкой Народной Республики в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке, подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Донецкой Народной Республики.

2. Срок полномочий прокуроров городов и районов, прокуроров специализированных прокуратур составляет пять лет.

3. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности обнародуется в установленном порядке.

Статья 15. Генеральная прокуратура Донецкой Народной Республики

1. Генеральную прокуратуру Донецкой Народной Республики возглавляет Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики.

2. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики имеет в подчинении первого заместителя и заместителей, назначаемых Народным Советом Донецкой Народной Республики по представлению Главы Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

3. В Генеральной прокуратуре Донецкой Народной Республики образуется коллегия в составе Генерального прокурора Донецкой Народной Республики (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке.

4. Структуру Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики составляют управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора Донецкой Народной Республики.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

5. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики имеет в подчинении советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Донецкой Народной Республики имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

6. В Генеральной прокуратуре Донецкой Народной Республики образуется на правах структурного подразделения, кроме случаев, установленных настоящим Законом, Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Донецкой Народной Республики – Главным военным прокурором. Полномочия, подчиненность, порядок образования и деятельность Главной военной прокуратуры в военное время определяется указами Главы Донецкой Народной Республики.

7. В Генеральной прокуратуре Донецкой Народной Республики действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики.

Статья 16. Главная военная прокуратура

1. Главная военная прокуратура возглавляется заместителем Генерального прокурора Донецкой Народной Республики – Главным военным прокурором, который назначается на должность и освобождается от должности Народным Советом Донецкой Народной Республики по представлению Главы Донецкой Народной Республики. Главный военный прокурор Донецкой Народной Республики ответственен перед Главой Донецкой Народной Республики, подотчетен Народному Совету Донецкой Народной Республики и Главе Донецкой Народной Республики.

До назначения Народным Советом Донецкой Народной Республики Главного военного прокурора Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики вправе назначить исполняющего обязанности Главного военного прокурора Донецкой Народной Республики.

2. Главный военный прокурор имеет в подчинении первого заместителя и заместителей, а также помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений Главной военной прокуратуры.

Полномочия, порядок назначения первого заместителя и заместителей Главного военного прокурора устанавливаются Главой Донецкой Народной Республики.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют отделы, начальники которых являются старшими помощниками, а их заместители – помощниками Главного военного прокурора.

В отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

3. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия, в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других военнослужащих органов военной прокуратуры. Состав коллегии Главной военной прокуратуры утверждается Главой Донецкой Народной Республики по представлению Главного военного прокурора.

Статья 17. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры

1. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

2. По решению Генерального прокурора Донецкой Народной Республики в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда могут быть образованы отделы.

Статья 18. Полномочия Генерального прокурора Донецкой Народной Республики по руководству системой прокуратуры Донецкой Народной Республики

1. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики руководит системой прокуратуры Донецкой Народной Республики, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Донецкой Народной Республики и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

2. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штатную численность и структуру Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

3. Письменные указания Генерального прокурора Донецкой Народной Республики по вопросам расследования преступлений в пределах полномочий, установленных процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики, являются обязательными к исполнению всеми органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Законом.

Статья 19. Полномочия Главного военного прокурора по руководству органами военной прокуратуры

1. Главный военный прокурор руководит органами военной прокуратуры, издает обязательные для исполнения подчиненными приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

2. Главный военный прокурор принимает решения относительно всех вопросов прохождения службы подчиненных ему прокурорских работников, принимает решения об их поощрении и наложении на них дисциплинарных взысканий, об изменении штатной численности, образовании или ликвидации органов военной прокуратуры в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда.

3. Главный военный прокурор назначает на должность и освобождает от должности работников органов военной прокуратуры, за исключением случаев установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

4. В военное время Глава Донецкой Народной Республики вправе наделять Главного военного прокурора дополнительными полномочиями.

5. Главный военный прокурор несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 20. Полномочия прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры

1. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры издают обязательные для исполнения всеми работниками подчиненных органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

2. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры назначают на должности и освобождают от должности работников, за исключением назначаемых Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики или Главным военным прокурором.

Статья 21. Следователи прокуратуры

1. Следователи прокуратуры производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным законом к их компетенции.

2. При Генеральном прокуроре Донецкой Народной Республики, Главном военном прокуроре состоят старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам; в прокуратурах городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах – старшие следователи и следователи.

3. По решению Генерального прокурора Донецкой Народной Республики в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда в штат отдельных прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур, могут быть введены должности следователей по особо важным делам.

4. Старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам при Генеральном прокуроре Донецкой Народной Республики и Главном военном прокуроре назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном законодательством Донецкой Народной Республике порядке.

Статья 22. Коллегии органов прокуратуры

Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

Глава 3. Надзор за исполнением законов

Статья 23. Предмет надзора

1. Предметом надзора является соблюдение Конституции Донецкой Народной Республики, исполнение законов и нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики действующих на территории Донецкой Народной Республики, республиканскими органами исполнительной власти и иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящей части.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Статья 24. Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в части 1 статьи 23 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2) в установленном порядке требовать от руководителей и других должностных лиц органов управления коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также предоставления пояснений специалистами указанных организаций по возникшим, в ходе проведения проверки вопросам;

3) проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, данным ревизий деятельности организаций;

4) в установленном порядке вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в части 1 статьи 23 настоящего Закона:

1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

2) опротестовывает противоречащие закону нормативные правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными;

3) вносит представление об устранении нарушений закона.

4. При наличии законных оснований должностные лица органов, указанных в части 1 статьи 23 настоящего Закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Статья 25. Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель выносит протест на противоречащий закону нормативный правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае вынесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, вынесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может быть отозван вынесшим его прокурором.

Статья 26. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших). О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия нормативных правовых актов Совета Министров Донецкой Народной Республики, Народного Совета Донецкой Народной Республики, Верховного Суда Донецкой Народной Республики Конституции и законам Донецкой Народной Республики Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики информирует об этом Главу Донецкой Народной Республики.

Статья 27. Постановление прокурора

1. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином в установленных законом случаях выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, или о возбуждении производства об административном правонарушении.

2. Мотивированное постановление выносится прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом.

3. Постановление прокурора об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Статья 28. Предостережение о недопустимости нарушения закона

1. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

2. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Глава 4. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Статья 29. Предмет надзора

1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина республиканскими органами исполнительной власти и иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Органы прокуратуры не подменяют иные органы государственной власти и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Статья 30. Полномочия прокурора

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

3) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

4) реализует полномочия, предусмотренные статьей 24 настоящего Закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает иные меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: