Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов





 

В результате процесса познания человек приобретает те или иные знания. При этом для осуществления и развития самого познания необходимо фиксирование и оформление этого знания. Но не менее важно в этом процессе уметь фиксировать и то, что ещё неизвестно и требует выяснения. Вопрос как раз и является такой формой, в которой мы фиксируем то, что подлежит выяснению. Для понимания структуры вопроса нужно иметь в виду, что выделение неизвестного осуществляется всегда в рамках известного, познанного. Например, нам известно, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. В рамках этого знания могут теперь возникать вопросы: какую форму имеют их орбиты, с какой скоростью происходит движение планет, за какой период они делают полный оборот и т.п. Таким образом, мы можем дать следующее определение вопроса:

вопрос, как форма познания, есть способ выделения неизвестного, подлежащего познанию, в рамках чего-то известного.

Исходя из этого методологическая роль вопроса, которую он выполняет в процессе познания, состоит в том, что вопрос определяет цель дальнейшего научного исследования, а тем самым, и направление научного поиска.

Известное, то есть имеющееся знание, в рамках которого выделяется подлежащее выяснению, называется предпосылкой (или базисом) вопроса. Другими словами, предпосылка - это исходная информация, содержащаяся в вопросе.

Пример. Предпосылкой вопроса: «Какая кислота не содержит кислорода?» является высказывание «Существует кислота, которая не содержит кислорода».

 

Виды вопросов. По познавательной функции вопросы делятся на уточняющие и восполняющие.

Уточняющие вопросы направлены на установление истинности предпосылки. Как правило, в них присутствует частица «ли», поэтому иногда такие вопросы называют «ли-вопросы».

Пример. «Является ли чугун металлом?»; «Все ли теплокровные – позвоночные?»; «Существуют ли кислоты, не содержащие кислорода?»; «Многие ли водные животные являются холоднокровными?».

Ответами на уточняющие вопросы могут служить просто слова «да» или «нет» или в сочетании с высказываниями, которые представляют знание того, что не было известно.

Пример. «Является ли Марс звездой?» - «Нет, Марс не является звездой».

Восполняющие вопросы направлены на получение нового знания. В них используются вопросительные слова «что», «когда», «как»
и т.д. В восполняющих вопросах в свою очередь можно выделить несколько видов:

«какой (кто, какие)-вопросы». Это вопросы, в качестве ответов на которые мы должны назвать неизвестный предмет или ряд предметов некоторого класса.

Пример. «Какая кислота не содержит кислорода?» - «Соляная кислота»; «Какие водные животные являются теплокровными?» - «Киты и дельфины»;

«сколько-вопросы». Эти вопросы употребляются, когда нас интересуют количественные характеристики тех или иных явлений.

Пример. «Сколько имеется простых чисел между 2 и 11?»; «Какова длина земного экватора?»;

«что (как, почему, для чего)-вопросы». Они выражают незнание того, что представляет собой некоторое явление, и могут быть направлены на выяснение причины этого явления (почему-вопрос), связи этого явления с практикой (для чего-вопрос), механизма действия причины явления (как-вопрос). Ответом на «что-вопрос» может быть либо реальное определение предмета, либо ответ - это целая объясняющая теория. В последнем случае ответ не может быть выражен в отдельном суждении.

Пример. «Для чего осенью вспахивают поля?»; «Как работает двигатель внутреннего сгорания?».

По характеру предпосылки выделяют корректные и некорректные вопросы. Существуют различные классификации корректных и некорректных вопросов. Согласно одной из них, вопросы подразделяются на синтаксически корректные и некорректные.

Синтаксически некорректные вопросы построены так, что их просто нельзя понять. Вопрос может быть синтаксически некорректным по разным причинам, например, если его предпосылка является не суждением, а пропозициональной формой (не утверждает ничего определенного), или если его предпосылка выражена предложением, не имеющим смысла, и т.д.

Пример. Примером синтаксически некорректного вопроса служит известный анекдот:

- Бабка, тебе дрова нужны? – обращаются к пожилой женщине молодые люди.

- Нет, сынки мои родимые, не нужны! – отвечает растроганная старушка.

На утро женщина обнаруживает, что с её двора исчез весь запас дров…

Логическая ошибка здесь состоит в двусмысленности вопроса, которая возникает из-за того, что не ясно, какая именно подразумевается предпосылка:

– в одном случае по смыслу может подразумеваться предпосылка «У Вас на дворе лежат дрова», а вопрос имеет смысл: «Нужны ли они Вам?»;

– во втором случае смысл предпосылки – «У Вас нет в запасе дров». Вопрос: «Нужны ли они Вам?»

Синтаксически корректные– вопросы, в которых предпосылка является правильно построенным и поэтому ясным суждением. Они в свою очередь делятся на семантически корректные и некорректные.

Семантически корректным является вопрос, предпосылка которого – истинное суждение.

Пример. «Все ли теплокровные – позвоночные?» Предпосылка этого вопроса – «Существуют теплокровные животные, которые являются позвоночными» – истинна. Действительно, такие животные существуют.

Семантически некорректным называется вопрос, предпосылка которого – ложное суждение.

Пример. «Какие существительные не спрягаются?» Предпосылку этого вопроса можно сформулировать так: «Существительные спрягаются, но какие-то из них – нет». Это ложная предпосылка, так как известно, что существительные вообще не спрягаются. Следовательно, вопрос некорректный.

Вопросы могут быть также эпистемически корректными и некорректными. Вопрос считается эпистемически некорректным, если:

– объективно на него не существует ответа («Сколько звезд на небе?»);

– ответ содержится уже в вопросе («Сколько углов в треугольнике?»);

– его предпосылка не может быть оценена (по крайней мере, в настоящее время) как истинная или ложная («Как выглядят разумные существа, прилетающие на землю?»).

Если умышленно задается некорректный вопрос (с целью запутать человека, сбить его с толку, заставить признаться в том, чего не было, и т.п.), то такой вопрос называется провокационным.

По логической структуре вопросы делятся на простые и сложные.

Простыене включают в качестве составных частей другие вопросы.

Пример. «Кто открыл дейтерий?»

Сложныевключают в себя несколько простых вопросов, соединённых конъюнкцией («и») или дизъюнкцией («или»).

Пример. «Где и когда была Столетняя война?» По логической структуре это сложный вопрос, потому что он содержит в себе два простых вопроса, соединённых конъюнкцией («и»): «Где была Столетняя война?» и «Когда была Столетняя война?».

По количеству возможных ответов вопросы могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся вопросы, на которые не существует определенного числа ответов.

Пример. «Как читает лекции этот преподаватель?»

Закрытые вопросы предполагают выбор ответа из конечного числа заранее предложенных вариантов (например, в анкетах, тестах и т.п.). Открытый вопрос можно «закрыть», т.е. перестроить его таким образом, чтобы получился закрытый вопрос.

Пример. «Как читает лекции этот преподаватель?»

а) хорошо; б) плохо; в) удовлетворительно.

 

Виды ответов. Прежде всего, ответы могут быть ложными и истинными.

Кроме того, различают нерелевантные и релевантные ответы.

Нерелевантный ответ не согласуется с предпосылкой вопроса, т.е. является ответом не на заданный вопрос. Такой ответ не устраняет познавательную неопределённость, вызвавшую вопрос, либо в результате заблуждения (когда человек не уловил смысл вопроса), либо вследствие сознательного стремления уйти от ответа.

Пример. Так, на вопрос: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» нерелевантным будет ответ: «Пушкин родился в дворянской семье».

Релевантным является ответ, согласующийся с предпосылкой вопроса. Информация, которую представляют такие ответы, включает в себя те сведения, которые являются предпосылкой (базисом) самого вопроса.

Релевантные ответы устраняют познавательную неопределенность частично или полностью. По этому признаку их делят на слабые и сильные.

Сильный – это ответ, полностью устраняющий познавательную неопределенность.

Пример. На вопрос: «Кто является автором работы «Человеческое, слишком человеческое»?» сильным будет ответ: «Фридрих Ницше».

Слабым называется ответ, не полностью устраняющий познавательную неопределенность.

Пример. «Кто является автором работы «Человеческое, слишком человеческое»?» - «Какой-то немецкий философ».

Из двух слабых ответов один может быть сильнее, чем другой.

Пример. Ответ: «Какой-то немецкий философ», – будет более сильным ответом на заданный вопрос об авторстве, ответ: «Какой-то философ», – менее сильным.

Ответы могут быть полными, неполными и избыточными.

Полные ответы содержат информацию по всем частям и элементам вопроса.

Неполные ответы заключают в себе сведения лишь по некоторым элементам и составным частям вопроса. Довольно часто неполными бывают ответы на такие вопросы, которые требуют в ответе перечисления.

Пример. На вопрос: «Какие существуют семантические категории?» неполным будет ответ: «Имена и повествовательные предложения». Полным ответом будет перечисление всех или, по крайней мере, основных семантических категорий: «Имена, предикаторы, предметные функторы, логические термины, повествовательные предложения».

Неполным является и ответ на сложный вопрос, если в нем содержатся ответы только на некоторые части вопроса.

Пример. Если на вопрос: «Кто в настоящее время является президентом США и на какой срок избирается президент?» ответить: «На четыре года», такой ответ будет неполным: он не содержит ответа на первую часть вопроса.

Избыточные ответы, кроме требуемой, дают ещё и дополнительную информацию.

Пример. На вопрос: «В каком городе родился А.С. Пушкин?» избыточным будет, например, такой ответ: «А.С. Пушкин родился в Москве в семье штабс-капитана С.Л. Пушкина в 1799 году».

Кроме того, ответы могут быть прямыми и косвенными.

В прямых ответах информация выражена явно, а не через отношение к какой-либо другой информации (не имплицитно).

Пример. «В каком городе родился А.С. Пушкин?» - «А.С. Пушкин родился в Москве».

В косвенных ответах требуемая информация выражается через отношение к какой-либо другой, дополнительной информации (имплицитно). Таким образом, в случае косвенного ответа необходимые нам сведения могут быть получены исходя из данной в ответе информации только путем дополнительных рассуждений.

Пример. «В каком городе родился А.С. Пушкин?» – «А.С. Пушкин родился в городе, основанном в 1147 году князем Ю. Долгоруким».

 

 

Проблема

 

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. В науке существуют как теоретические, так и практические проблемы. И одни, и другие могут быть неразвитыми и развитыми.

Неразвитая проблема (или предпроблема) характеризуется следующими чертами:

1) это нестандартная задача, т.е. задача, для решения которой нет алгоритма (алгоритм неизвестен или даже невозможен). Чаще всего это трудная задача;

2) это задача, которая возникла на базе определенного знания (теории, концепции и т.д.), т.е. как закономерный результат процесса познания;

3) это задача, решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (между отдельными положениями теории или концепции, положениями концепции и фактами, положениями теории и более фундаментальными теориями, между кажущейся завершенностью теории и наличием фактов, которые теория не может объяснить), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения;

4) это задача, путей решения которой не видно.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а также содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой или собственно проблемой.

Формулировка проблемы включает в себя три части: систему утверждений (описание исходного знания – того, что дано); вопрос или побуждение (Как установить …?; Как найти …?); систему указаний на возможные пути решения. В формулировке неразвитой проблемы последняя часть отсутствует.

Проблемой называют и процесс развития знания, состоящий из следующих ступеней:

– формирование неразвитой проблемы;

– развитие проблемы – формирование развитой проблемы и постепенная конкретизация путей ее решения;

– разрешение проблемы (или установление ее неразрешимости).

 

 

Гипотеза

 

Гипотеза – это форма теоретического знания, представляющая собой сформулированное на основе ряда фактов предположение, истинность которого неопределенна и нуждается в доказательстве. Таким образом, гипотетическое знание носит не достоверный, а вероятный характер.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинными теориями, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли многие известные научные открытия и теории: периодический закон Д.И. Менделеева, теория Дарвина и др. Велика роль гипотез в современной астрофизике, геологии и других науках. Если бы в своей работе ученые не пользовались такими гипотетическими предположениями, то они превратились бы лишь в собирателей фактов, регистраторов событий.

В научной литературе слово «гипотеза» (от греч. hypothesis – основание, предположение) употребляется в двух смыслах. В первом смысле гипотеза – это не полностью обоснованное предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и т.п.

Во втором смысле слова гипотеза – это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении. В этом процессе выделяют две ступени:

- развитие предположения;

- доказательство или опровержение предположения.

Развитие предположения, в свою очередь, состоит из двух этапов:

1. Выдвижение предположения. Предположения выдвигаются на основе аналогии, неполной индукции, методов Бэкона – Милля и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой была создана планетарная модель атома. Выдвинутое таким образом предположение еще не гипотеза, а догадка, поскольку оно, как правило, не является хотя бы частично обоснованным.

2. Объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (фактов, которые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т.д.). Так, предположение о планетарном строении атома из догадки превратилось в гипотезу лишь после того, как на его основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности, периодическую систему химических элементов Менделеева.

Кроме прохождения этих двух этапов в своем развитии предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

1) предположение не должно быть логически противоречивым и противоречить фундаментальным положениям науки. Последнее требование не является абсолютным. Если гипотеза противоречит каким-то из фундаментальных положений, в некоторых случаях имеет смысл подвергнуть сомнению сами эти положения. Так, в свое время Французская академия наук приняла решение не рассматривать исследования о «камнях, падающих с неба» на том основании, что падать им неоткуда;

2) предположение должно быть принципиально проверяемым. В отличие от практической проверяемости (означающей, что предположение можно проверить либо в данное время, либо в относительно ближайшем будущем) принципиальная проверяемость подразумевает, что предположение может быть проверено, если и не в ближайшее время, то хотя бы когда-нибудь;

3) предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области гипотезы);

4) предположение должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее простую. Это так называемый принцип простоты, который сформулировал английский философ Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349). Данное требование, называемое поэтому бритвой Оккама (в различных формулировках), тоже не имеет абсолютного характера.

После выдвижения предположения (первый этап), объяснения на его основе всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (второй этап), а также после проверки выполнения всех перечисленных требований (если они выполнены) предположение считают обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой.

Доказательство и опровержение гипотез. Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений или предметов или установлением их отсутствия.

Наиболее распространенным способом опровержения сложных гипотез является опровержение путем сведения к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается гипотеза или ее часть, если гипотеза – сложное утверждение.

Гипотезы могут опровергаться путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы.

Одним из способов доказательства гипотез служит разделительное доказательство, которое заключается в опровержении всех возможных предположений, кроме одного.

Гипотеза может доказываться путем ее выведения из более общих положений.

Тем не менее сложные гипотезы о социальных явлениях, как правило, нельзя доказать полностью. Подтверждением таких гипотез является практическая деятельность людей. Вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза, кроме того, позволяет объяснять природу явлений, которые она описывает. Если, зная природу явлений, можно воспроизвести их на практике, то гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий гипотезы и выявление случаев ее практического использования еще не делают гипотезу достоверным знанием. При большом числе подтверждений следствий и многократном практическом использовании гипотезы, а также при установлении отдельных связей между следствиями гипотеза становится доказанной в том смысле, что с течением времени она может уточняться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.е. гипотеза становится теорией.

 

 

Теория

 

Слово «теория» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле теорией называют мышление вообще, когда хотят разграничить мыслительную и предметно-практическую деятельность (теорию и практику).

В узком смысле теория представляет собой систему знаний, относящуюся к некоторой области действительности или к некоторым аспектам той или иной области действительности. Например, предметом астрономии является особая область реальной действительности – небесные тела; географии и геологии – планета Земля и т.п. Логика, психология, физиология высшей нервной деятельности изучают разные аспекты мышления человека; социология, экономическая теория, история – разные аспекты общественной жизни.

Предметом теории могут быть и особые классы явлений: теория теплоты, электричества, магнетизма и т.д., а также некоторые аспекты действительности вообще: теория пространства и времени. Особый класс теорий образуют теории методологического характера, изучающие методы и приемы познания. К их числу, например относятся многие разделы математики (теория математического анализа, вариационного исчисления, теория дифференциальных уравнений) и значительная часть содержания логики.

Основными функциями теории являются:

- систематизация и объяснение изучаемых явлений;

- выявление законов изучаемой области или аспекта действительности.

Особенность теории состоит в том, что она обладает предсказательной силой, т.е. позволяет прогнозировать соответствующие явления, события, процессы и т.п.

В теориях действительность отражается посредством моделей. Здесь моделями служат системы идеализированных, идеальных, абстрактных и прочих объектов.

Состав теорий. В составе теорий выделяют эмпирический базис – совокупность фактов, устанавливаемых посредством наблюдения. Научные данные, относящиеся к эмпирическому базису, составляют исходный материал для теоретических построений. Поэтому иногда, употребляя слово «теория» в более строгом смысле, эмпирический базис отделяют от собственно теории и не включают в состав последней.

Кроме того, теория есть совокупность взаимосвязанных понятий и высказываний. Среди понятий теории различают два основных вида:

1) понятия, в которых выделяются и обобщаются основные характеристики и компоненты изучаемых явлений. Например, в механике выделяются такие характеристики механического движения предметно-функционального типа, как траектория, скорость, ускорение, сила, масса, импульс, кинетическая энергия и т.д.;

2) понятия классификационного характера, в которых выделяются классы изучаемых предметов и явлений (объектов вообще). Посредством этих понятий осуществляется классификация объектов. Причем основаниями данных классификаций являются упомянутые выше характеристики. Например, в механике наряду с основным понятием «механическое движение» выделяются такие его виды, как «прямолинейное», «криволинейное», «колебательное», а также «равномерное», «неравномерное», «равноускоренное» и «неравноускоренное» и т.д.

На эти два типа делятся как понятия, относящиеся к эмпирическому базису, так и собственно теоретические понятия.

Основную роль в теориях играют высказывания. Как и понятия, они могут относиться к эмпирическому базису и к собственно теоретическому уровню теории. Среди последних особо выделяются два вида:

1) высказывания, в которых выражается знание законов изучаемой действительности и которые называются законами данной теории или науки (законы физики, химии, математики и т.д.);

2) предложения соответствия – утверждения, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений. С логической точки зрения, это реальные определения соответствующих явлений.

Истинность теорий. Важной характеристикой теории является степень ее обоснованности, ее практическая подтверждаемость.

Основным и наиболее общим критерием истинности теорий считается практика, включающая производственную деятельность, эксперименты и применение теоретических знаний в той или иной деятельности людей.

Вместе с тем практика далеко не абсолютный критерий истинности. Во-первых, этот критерий не всегда применим. Во-вторых, практика может подтверждать и некоторые ложные высказывания (до некоторых пор, например, в опыте подтверждалась теория теплорода). В-третьих, практика лишь подтверждает, но не доказывает истинность теории.

Кроме практики, существует логический критерий истинности. Самым важным логическим критерием истинности теорий является их логическая непротиворечивость, т.е. взаимная согласованность утверждений теорий между собой, последовательность в объяснении явлений.

Однако и истинные теории не есть абсолютно точное знания своего предмета. Это означает, что теория не представляет собой законченного образования. В истории познания наблюдается постоянная смена теорий, связанная с углублением нашего знания: евклидова геометрия получила дальнейшее развитие в неевклидовой, классическая механика (Галилея - Ньютона) – в релятивистской и квантовой теориях и т.д.

 

 

Вопросы и упражнения для повторения

 

1. В чем состоит методологическая роль вопроса, выполняемая им в процессе познания?

2. Что называется базисом (предпосылкой) вопроса?

3. Какие задачи в науке принято называть проблемами?

4. Чем различаются развитые и неразвитые проблемы? Охарактеризуйте те и другие.

5. Какие части включает в себя формулировка проблемы?

6. Раскройте два смысла слова «гипотеза», используемых в научной литературе.

7. Охарактеризуйте основные этапы выдвижения гипотезы.

8. В каком случае предположение считают гипотезой?

9. Перечислите основные функции теории.

10. Почему все существующие теории имеют характер относительных истин? Укажите критерии истинности теорий.

11. Произведите анализ следующих вопросов (укажите, к каким видам они относятся, корректны ли они, каковы их предпосылки):

а) Бывает ли он дома по вечерам?

б) Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в крупных размерах?

в) Где и когда была Столетняя война?

г) Какие существительные не спрягаются?

д) Какова длина экваториального радиуса земли?

а) 6378245 м; b) 6356863 м; c) 5643478 м.

12. Охарактеризуйте ответы (определите их вид), данные на поставленный вопрос.

В каком году открыт Московский государственный университет?

Ответ 1: «МГУ не был открыт».

Ответ 2: «МГУ был открыт по инициативе М.В. Ломоносова».

Ответ 3: «МГУ был открыт в ХХ веке».

Ответ 4: «МГУ был открыт в 1825 году».

Ответ 5: «МГУ был открыт в XVIII веке».

Ответ 6: «МГУ был открыт раньше Петербургского университета».

Ответ 7: «МГУ был открыт в царствование Елизаветы Петровны».

Ответ 8: «МГУ был открыт, а потом закрыт».

Ответ 9: «МГУ был открыт через 30 лет после Российской академии наук».

13. Проанализируйте текст и выясните, ставится ли в нем проблема. Если ставится, то какая: развитая или неразвитая?

Задача о квадратуре круга является, по-видимому, самой знаменитой. Ее формулировка: начертить квадрат, площадь которого была бы равна площади заданного круга. Софист Антифон, современник Сократа, переформулировал задачу так: вписать в круг квадрат, потом правильный восьмиугольник, потом шестнадцатиугольник и т.д. Поскольку можно построить квадрат, равный любому шестиугольнику, задача может быть решена, но приближенно. Бризон, тоже современник Сократа, предложил присоединить к вписанным многоугольникам описанные.

14. Проанализируйте текст и выясните, излагается ли в нем гипотеза или только догадка.

Путем наблюдений астрономы установили, что Нептун и Плутон испытывают воздействие со стороны неизвестного тела. Этим телом может быть либо звезда, либо черная дыра, либо десятая планета. Посредством межпланетных станций, запущенных СССР и США, установлено отсутствие звезды и черной дыры (иначе оказалось бы, что Солнце входит в двойную систему). Прямых подтверждений существования десятой планеты нет, хотя есть некоторые косвенные свидетельства. Предполагаемая десятая планета имеет массу, в пять раз большую земной, ее орбита значительно отличается от орбит известных планет.


литература

1. Асмус, В.Ф. Логика : учебник / В.Ф. Асмус. – 2-е изд. – М. : Едиториал УРСС, 2001. – 392 с.

2. Бочаров, В.А. Основы логики : учебник для вузов / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 296 с.

3. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев : учебник / В.Н. Брюшинкин. – М. : Интерпракс, 1994. – 360 с.

4. Бузук, Г.Л. Логика и компьютер / Г.Л. Бузук. – М. : Владос, 1995. – 175 с.

5. Войшвилло, Е.К. Логика : учебник для студентов высших учебных заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. – М. : Владос-Пресс, 2001. – 528 с.

6. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. – М. : Наука, 1993. – 346 с.

7. Гетманова, А.Д. Логика : Словарь и задачник : учеб. пособие для вузов / А.Д. Гетманова. – М. : Владос, 1998. – 336 с.

8. Гетманова, А.Д. Логика : учебник для вузов / А.Д. Гетманова. – М. : Книжный дом «Университет», 1998. – 480 с.

9. Демидов, И.В. Логика : учебное пособие для юридических вузов / И.В. Демидов ; под ред. Б.И. Каверина. – М. : Юриспруденция, 2000. – 207 с.

10. Иванов, Е.А. Логика : учебник / Е.А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : БЕК, 2001. – 368 с.

11. Ивин, А.А. Логика : учебник / А.А. Ивин. – М. : Гардарики, 2002. – 352 с.

12. Ивлев, Ю.В. Логика : Сборник упражнений : учебное пособие / Ю.В. Ивлев. – 2-е изд., перераб и доп. – М. : Дело, 2002. – 248 с.

13. Ивлев, Ю.В. Логика : учебник для высших учебных заведений / Ю.В. Ивлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 1998. – 272 с.

14. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика / Э.В. Ильенков. – М. : Наука, 1984. – 264 с.

15. Кайберг, Г. Вероятность и индивидуальная логика / Г. Кайберг. – М. : Прогресс, 1978. – 423 с.

16. Ковальски, Р. Логика в решении проблем / Р. Ковальски. – М. : Наука, 1990. – 320 с.

17. Кузина, Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнения : учебное пособие для вузов / Е.Б. Кузина. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 239 с.

18. Малахов, В.П. Основы формальной логики : учебное пособие для экономистов / В.П. Малахов. – М. : Щит-М, 1999. – 291 с.

19. Михалкин, Н.В. Логика и аргументация в судебной практике : учебник для вузов / Н.В. Михалкин. – СПб. : Питер, 2004. – 336 с.

20. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 256 с.

21. Рузавин, Г.И. Логика : учебник для вузов / Г.И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.

22. Смаллиан, Р. Как же называется эта книга? / Р. Смаллиан. – М. : Мир, 1981. – 211 с.

23. Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. – М. : Прогресс-Академия, 1992. – 143 с.

24. Теория и практика аргументации / Институт философии РАН. – М., 2001. – 184 с.

25. Тысцяс, В.Г. Логика : курс лекций / В.Г. Тысцяс. – М. :
ПРИОР, 1999. – 159 с.

26. Шуман, А.Н. Философская логика : истоки и эволюция /
А.Н. Шуман. – Мн. : Экономпресс, 2001. – 368 с.

27. Яшин, Б.Л. Задачи и упражнения по логике / Б.Л. Яшин. - М. : ПРИОР, 1997. – 302 с.

 


 

Учебное издание

 

 

Ларина Лада Юрьевна

Логика

 

Учебное пособие

 

 

Редактор Т.Д. Васильева

Технический редактор Т.П. Прокудина

 

Орловский государственный технический университет

Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.

 

Подписано к печати 21.12.2005 г. Формат 60х84 1/16.

Печать офсетная. Уч.-изд. л. 12,3. Усл. печ. л. 12,0. Тираж 300 экз.

Заказ №.

 

Отпечатано с готового оригинал-макета

на полиграфической базе ОрелГТУ

302030, г. Орел, ул. Московская, 65.

 

 


[1] Согласно концепции, отстаиваемой отечественным философом В.С. Степиным, существуют два типа цивилизационного развития: традиционный и техногенный. В настоящее время к обществам традиционного типа, т.е. основанным на традициях, принято относить большинство стран Востока, к техногенным - западноевропейские страны, США и т.п.

[2] Простое умозаключение – это умозаключение, не разложимое на какие-то другие умозаключения.

1 Кондотьеры – предводители военных наемных отрядов в XIV - XV веках в Италии. В условиях постоянных войн между итальянскими государствами приобрели большое значение. Некоторые кондотьеры захватывали власть и становились основателями династий, например, Сфорца в Милане.

[4] В данном виде индукции наличие у некоторого предмета (а), принадлежащего изучаемому множеству, интересующего нас признака (Р) часто называют примером. Соответственно, контрпример - это отсутствие у предмета (а) интересующего нас признака (Р).

[5] Индуктивным обобщением называется суждение о наличии признака (Р) у всех элементов изучаемого множества.

[6] От лат. causa - причина.

[7] Непоследователен, сочетает разнородные, несовместимые, противоположные положения и т.п.

[8] Схоластические споры, т.е. споры чисто словесного характера - один из видов споров «для победы».





Читайте также:
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.078 с.