Прошу налоговый орган обратить внимание на нормы статьи Ст. 29, ст. 30 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ.




Декрет президента №3 от 2 апреля 2015 года вводит сбор на финансирование государственных расходов.

В соответствии со ст. 6. Налогового кодекса РБ налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Имеется в виду, что объектом обложения подоходным налогом с физических лиц являются полученные гражданином доходы. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, как правило, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение уполномоченными органами в их интересах юридически значимых действий. За юридически значимые действия сборы (пошлины) уплачивают все без исключения дееспособные граждане, иностранцы, лица без гражданства и работающие, и не работающие.

Сборы взымаются с целью компенсировать дополнительные расходы органов государственной власти. Это означает что они должны быть сопоставимы затратам, понесённым при реализации соответственной государственной услуги в виде юридически значимых действий. Уплата сбора предполагает встречные действия со стороны государства в интересах субъекта (выдача лицензии, право на осуществление торговли и т.д.). Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор субъект получает взамен определенное право, разрешение, статус.

То же представляет собой сбор с точки зрения налогового законодательства.

Сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов.

· Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

· Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

· Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

· Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

· Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора– уже после уплаты сбора .(Декретом №3 введен иной порядок взимания сбора).

· Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется.Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

· Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций. (Законодателем введена административная ответственность за неуплату сбора)

Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Любой потребитель и работающий, и не работающий участвует в финансировании госрасходов по этой позиции, поскольку является фактическим плательщиком косвенных налогов (НДС и акцизов), которые так или иначе включаются в цену приобретаемых им товаров и услуг. Сбор, установленный Декретом 3, не согласуется ни с одним из этих определений, его можно отнести к иным платежам. Следует подчеркнуть, что этот сбор именно иной и эксклюзивный, поскольку введен только в Беларуси. Ни в одной стране мира не облагаются налогами безработные, как наиболее социально уязвимая группа населения. Сумма в размере 20 базовых величин ориентировочно соответствует средней полугодовой сумме подоходного налога с физических лиц. Таким образом, сбор, установленный декретом №3, является аналогом подоходного налога, но должен уплачиваться гражданами, которые официально доходов не имели.

В соответствии с п. 3.2. Декрета граждане для освобождения от уплаты сбора обязаны совершить определённые действия: за соответствующий налоговый период уплатить подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в том числе путем осуществления им зачета налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачета указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период осуществления трудовой, предпринимательской и иной деятельности или на условиях п. 5 Декрета.

Конституция, закрепляя обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, непосредственно не предусматривает правового механизма исполнения данной обязанности. (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 декабря 2016 г. № P-1078/2016) Конституционные нормы получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статья Конституции, в актах иных отраслей права (налогового права).

Когда же подлежит исполнению конституционная обязанность по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин(сборов) и иных платежей?

Для ответа на данный вопрос необходимо понимание основ правового статуса человека и гражданина, в котором права и обязанности едины и неразделимы.

Характер содержащегося обязательного требования к субъекту поведения, сформулированный в данной конституционной обязанности, позволяет отнести ее к категории активных обязанностей. От носителей (граждан) должного поведения при данной конституционно-правовой интерпретации обязанностей требуются со стороны государства активные положительные действия (уплата налогов, пошлин и иных платежей). Обязанность каждого платить законно установленные налоги установлена 56 статьей Конституции Республики Беларусь и входит в число основных обязанностей граждан нашего государства.

В то же время законодательство о налогах и сборах принимается в соответствии с Конституцией РБ, а финансирование государственных расходов осуществляется путем уплаты налогов (сборов, пошлин, платежей). Следовательно, в отличие от других отраслей права, законодатель не закрепляет за Конституцией РБ статус основного источника налогового права.

Как соотносить конституционно определенного прав обязанного субъекта (гражданина Республики Беларусь) и прав обязанных лиц, названых в отраслевом законе — Налоговом кодексе? Отсюда следует, что все юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся под территориально-правовым верховенством Республики Беларусь, не обязаны уплачивать налоги.

Конституционная обязанность по уплате налогов (сборов, пошлин) как способ финансирования государственных расходов регламентирована в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее — НК РБ).

Статья 2 НК закрепляет базовые принципы организации и функционирования налогообложения в Беларуси. Часть 1 данной статьи определяет, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Часть 2 ст. 2 НК закрепляет правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), как это определено Конституцией Республики Беларусь. Далее, в ст. 13 НК определяются и перечисляются правообязанные лица — плательщики налогов.

Кроме того Конституционный Суд (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 декабря 2016 г. № P-1078/2016) при рассмотрении нормативных правовых актов в сфере налогового законодательства неоднократно высказывал правовые позиции, суть которых заключается в том, что конституционная обязанность платить налоги имеет особый публично-правовой характер, обусловленный публично-правовой природой государства и государственной власти; налоги, пошлины и сборы представляют собой необходимое условие существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования; налоговые платежи выступают основным источником доходной части бюджета и важнейшей гарантией защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности; только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно осуществлять свои функции и решать стоящие перед ним задачи (решения от 23 декабря 2009 г., 16 октября 2012 г., 28 декабря 2015 г. и др.).

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. (ст. 133 Основного Закона)

Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня. Конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета либо удержаны из его заработной платы работодателем. В процессе исполнения этого обязательства принимают участие, кроме налогоплательщика, кредитные учреждения, государственные органы. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично - правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично - правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.

Налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета, являются бюджетными.

Налог представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично - правовой обязанности. Именно Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично - правовой обязанности.

Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие, например, происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, т.е. налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 56 Конституции Республики Беларусь, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков.

Таким образом, Конституция Республики Беларусь предусматривает разграничение имущества, которым налогоплательщик не может распоряжаться по своему усмотрению, поскольку оно в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и имущества, находящегося в частной собственности, гарантии которой предусмотрены статьей 44 Конституции Республики Беларусь.

Исполнения обязанности налогоплательщика - физического лица, налоговое законодательство, учитывая многостадийность процесса уплаты налогов, предусматривает, что, в частности, подоходный налог считается ими уплаченным с момента, когда работодатель удержал его из заработной платы, а не когда соответствующие средства поступили в бюджет. Т.е. положение об уплате подоходного налога, содержащееся в статье 56 Конституции Республики Беларусь, должно пониматься как его удержание из заработной платы работодателем.

Декретом определены виды налогов, уплата которых влияет на размер сбора на финансирование государственных расходов. Это подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную оплачиваемую деятельность, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате этих трех налогов.

Порядок взимания подоходного налога, условия в соответствии с которыми гражданин становиться налогоплательщиком и у него возникает обязанность по уплате подоходного налога регламентирована главой 16 НК РБ.

Наделение заявителя в 2015 году статусом налогового резидента не влияет на конституционную публично - правовую обязанность в соответствии со статьей 56 Основного закона.

Налоговым статусом определяется налогообложение доходов (если они имеются) физического лица. Именно от налогового статуса зависят виды доходов, подлежащие налогообложению, размер применяемой ставки, возможность использования налоговых вычетов.

Работающие граждане уплачивают подоходный налог с заработной платы и иных доходов, а также отчисления в Фонд социальной защиты населения. Они являются налогоплательщиками, они обязаны уплачивать законно установленные налоги и фактически уплачивая налоги они реализуют свою публично-правовую обязанность в соответствии со статьей 56 Основного закона.

Неработающие (не осуществляющие деятельность в соответствии с п. 5 Декрета) граждане не уплачивают подоходный налог с заработной платы и иных доходов, а также отчисления в Фонд социальной защиты населения, ввиду того что отсутствует налоговое обязательство по их уплате в соответствии с законодательством, но публично –правовая норма ст. 56 Основного закона продолжает распространяться на них как субъектов публичных правоотношений.

Безусловно Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законами. Но государством так же гарантирует соблюдение прав и свобод граждан (п.3 статьи 21 Основного Закона) и никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией, ее законами либо к отказу от своих прав (ст.58 Основного Закона)

Налогообложение всегда предполагает определенное ограничение прав и свобод человека. В целях обеспечения справедливости, всеобщности, формально-юридического равенства и других конституционных принципов законодатель вправе вводить налоги и сборы. Однако, такое законодательное вмешательство должно носить рамочный характер и не может быть произвольным. Законодатель не вправе определять существенные условия взимания конкретных сборов, если только это не продиктовано необходимостью реализовать те или иные общие принципы налогообложения, не обосновано с позиции достижения равновесия между правами отдельных категорий граждан, без учета платежеспособности плательщика и разницы экономических потенциалов отдельных категорий граждан, без учета принципа соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод.

Из преамбулы Декрета №3 вытекает, что он принят в целях: предупреждения социального иждивенчества; стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности; обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.

Из части пятой статьи 13 Конституции следует, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

«Принцип всеобщности налогообложения основывается на статье 56 Конституции, согласно которой граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов пошлин и иных платежей, а также на статье 58 Конституции, определяющей, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами, любо к отказу от своих прав. Необходимость обеспечения равенства в налогообложении предопределяется положением статьи 22 Конституции, согласно которой все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.» (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2009 г. № Р-411/2009)

Принцип всеобщности налогообложения состоит в том, что каждый член общества обязан по мере возможностей участвовать в создании централизованных финансовых фондов публичного характера.

Кроме того, принципы всеобщности, равенства и соразмерности налогообложения органично дополняют друг друга. Их сочетание обеспечивает реализацию т.н. горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая означает, что все налогоплательщики с одинаковыми объектами налогообложения должны платить одинаковые налоги, вторая - налогоплательщики, имеющие однородные объекты налогообложения, но разные налоговые базы, должны платить налоги, дифференцированные по налоговой базе.

Налоговый кодекс расширяет содержание данного принципа по субъекту, устанавливая, что « каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы ». Безусловно заявитель понимает, что налог – это безусловное, атрибутивное условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 56 Конституции РБ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства» При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком,. Часть 2 ст. 2 НК закрепляет правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), как это определено Конституцией Республики Беларусь.

Регулируя налогообложение, законодатель в полной мере должны руководствоваться требованиями статьи 21 Конституции Республики Беларусь о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. В законах Республики Беларусь, устанавливающих налоги и сборы, должны учитываться такие конституционные принципы, как принцип равенства (ч.1 статья 22,) и принцип соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (статья 23).

В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

Между тем Декрет № 3 не учитывает финансового потенциала безработных и занятых граждан и фактически устанавливает подушную систему налогообложения, что при чрезмерно высоком сборе означает взыскание существенно большей доли из имущества неимущих или малоимущих граждан (безработных) и меньшей доли или освобождение от уплаты - из имущества более состоятельных граждан (занятых). Сбор на финансирование государственных расходов носит регрессивный характер –он не учитывает платежеспособности плательщика. До принятия Декрета №3 налогообложение в Республике Беларусь не применялось регрессивное налогообложение.

Таким образом равенство в налогообложении сбором должно реализоваться не как сравнение той доли средств, которая у занятых и безработных изымается посредством налогов, а как экономическое равенство плательщиков и неплательщиков сбора, и выражается в том, что за основу должна браться фактическая способность к уплате сбора на основе сравнения экономических потенциалов безработных и занятых граждан.

Согласно статье 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; неприкосновенность собственности охраняются законом; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.

Налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности, закрепленного в статье 44 Конституции Республики Беларусь. В связи с этим на законодательные акты Республики Беларусь о налогах и сборах в полной мере распространяется положение статьи 23 Конституции Республики Беларусь о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям, т.е. пропорционально, соразмерно им(допускается в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.). Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, признается несоразмерным.

В Республике Беларусь не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Декрет № 3 по своей сути нарушает п ринцип недискриминационности и равенства всех перед законом — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из различий между безработными и занятыми гражданами. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

Подытоживая вышесказанное, Декрет №3 ставит в неравенство граждан по признаку их занятости, причем неработающие граждане в отличие от работающих обязаны уплатить ежегодный денежный сбор в размере 20 базовых величин под угрозой административного наказания и привлечения к обязательному труду. П лательщиком Сбора становится любой безработный трудоспособного возраста, не осуществлявший в отчетный период трудовую (предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность, кроме освобожденных от платежа по закону. Безработный, к которому поступило требование по уплате сбора, будучи законопослушным гражданином, не может быть поставлен в условия худшие нежели гражданин - налогоплательщик, который как законопослушный участник налоговых правоотношений, исполнил свою обязанность по уплате соответствующих налогов, на которого требование по уплате сбора не распространяется. Ни в одной стране мира не облагаются налогами безработные, как наиболее социально уязвимая группа населения.

При подготовке Декрета №3 учитывались только налоги, уплачиваемые с трудовой, предпринимательской или иной оплачиваемой деятельности в целях достижения принципа социальной справедливости и формирования социальной ответственности у граждан. Однако термин социальная справедливость это один из распространённых общественных идеалов. Реализации принципа на практике включает в себя равенство всех граждан перед законом, обеспечение гарантий жизнедеятельности человека, высокий уровень социальной защищенности. В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя обеспечение работой каждого трудоспособного, достойную заработную плату, социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению и культуре, и спорту, а не введение одиозного сбора, плательщиком которого является безработный не подпадающий под льготы по его уплате В Основном Законе нет принципа социальной ответственности. Частью второй статьи 2 Конституции закреплен принцип взаимной ответственности государства и личности: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Таким образом, Декрет № 3 соответствует Конституции Республики Беларусь в части права Президента принимать акт, регулирующий вопросы налогообложения и устанавливать сборы и не соответствует Конституции Республики Беларусь (статьи 1,2,14,21,23, 44,58 и др.) в той части, в какой она нарушает конституционные принципы равенства и соразмерного конституционно значимым целям ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, а также искажает смысл общих принципов налогообложения в Республике Беларусь.

Прежде чем я, как законопослушный и добропорядочный гражданин Республики Беларусь, исполню налоговое обязательство по уплате сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год, руководствуясь статьями 40 Конституции Республики Беларусь, ст.1,3 Закона об обращении граждан и юридических лиц Республики Беларусь прошу дать Инспекцию Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь г. дать разъяснение по следующим вопросам и письменно подтвердить, что:

· Декрет №3 не нарушает нижеуказанные статьи Конституции РБ, Кодексов РБ и иных нормативно-правовых актов РБ и международно-правовых договоров (ратифицированных РБ):

Конституция Республики Беларусь (далее по тексту конституция РБ)

Статьи 101, 41, 2, 8, 7, 34, 26, 21, 2, 79, 45, 48, 49, 51, 52, 53, 58, 59, 60, 24, 25, 63,31 13, 14, 33, 32, 40, 62 Конституции РБ.

Кодексы Республики Беларусь:

Уголовный Кодекс Республики Беларусь (далее по тексту УК РБ): Статья 5, 6 часть 3, 145, 146, 208, 424, 425, 426, 427, 428, 127, 82, 83, 84, 85 УК РБ;

Налоговый кодекс Республики Беларусь общая часть (Далее НК РБ) Статьи 2, 3, 8, 11, 13, 17, 18, 19, 22, 23, 28, 29, 30, 31, 34, 38, 43, 44, 45, 46, 47, 48-5, 48-6, 49, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 79, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 88 НК РБ;

Трудовой кодекс Республики Беларусь: Статья 13

Иные нормативно-правовые акты Республики Беларусь

«Закон о НПА» от 10 января 2000 г. № 361-З (далее по тексту «закон о НПА») Статья 3. Система нормативных правовых актов, Статья 56 «Обязательные реквизиты нормативных правовых актов», Статья 57 «Подписание нормативных правовых актов», Статья 66 «Обратная сила нормативного правового акта», Статья 65 «Действие нормативного правового акта во времени» и иные Статьи «Закона о НПА».

Международные договора

Конвенция о принудительном труде №29

Конвенция о запрещении принудительного труда №105



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: