Рефлекторная теория поведения




1. Психика и поведение человека

Потребности организма. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Организм непрерывно регулирует недостаток или избыток питательных веществ, минеральных солей и других соединений. Большинство из них мы получаем из внешней среды с пищей, водой и др. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развитии организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Наиболее простыми видами физиологических потребностей являются потребности в принятии пищи, питье воды, регулярном движении, сохранении тепла. Они-то и вызывают субъективные состояния голода, жажды и прочие.

Человеку свойственны различные социальные потребности, связанные с его поведением в обществе. Сюда относится потребность учиться, т. е. приобретать новые знания о себе и окружающем мире, потребность работать, т. е. создавать полезные для себя и общества продукты деятельности, потребность передавать приобретенные знания другим людям, потребность к творчеству и многие другие. Наш организм постоянно находится во власти сменяющих друг друга потребностей. Но в каждый момент преобладающей оказывается только одна какая-нибудь потребность, а остальные находятся в подчиненной зависимости. Благодаря этому наше поведение всегда направлено на удовлетворение одной ведущей потребности организма. Поэтому наше поведение всегда направлено на удовлетворение основной потребности (или духовной, или физической), т. е. поведение является целенаправленным. Внешне это проявляется в виде сложного набора поведенческих реакций, например связанных с поиском пищи, выполнение различных последовательных двигательных актов для изготовления какого-либо предмета и т. д.

Психика человека. Прежде чем произойдет какое-либо внешне наблюдаемое поисковое движение, этому будет предшествовать множество разнородных психических процессов. Их наблюдать невозможно даже с помощью чутких электронных приборов. Психика — это внутренний мир человека, это его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и воля. Психика — это внутренняя, принадлежащая конкретному человеку картина мира, существующая именно в его мозгу.

Человек существо не только биологическое, но и социальное. Всякий человек — это член общества. Люди не могут жить без общения между собой, образуют семьи, группы, коллективы. Поэтому психика каждого конкретного человека формируется под влиянием общества, норм его морали, законов этики, правил поведения, устоев и пр. И наоборот, психология каждой конкретной личности оказывает определенное влияние на общественное самосознание. Сильным или слабым будет это влияние, зависит от многих причин, в том числе и от качества самой личности. На основе различных потребностей у человека возникают определенные психические состояния — собственные представления, образы, понятия, чувства, мысли, эмоции и т. п. Психика человека формируется в процессе освоения речи как комплекс осознанных и подсознательных психических процессов и состояний.

Поведение человека. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности, может быть назван поведением. Поведение складывается из непосредственно закрепленных рефлекторных реакций и широкого набора реакций, привычек, навыков, приобретенных с помощью обучения. Таким образом, поведение человека представляет собой тесный сплав психических и физиологических процессов.

Вы уже хорошо знаете, что все физиологические функции организма выполняются под контролем головного мозга. Уже в древние века ученые высказали мысль о том, что органом управления поведением человека и животных является головной мозг. Но чтобы понять законы управления поведением, надо знать основные принципы работы головного мозга.

Безусловные рефлексы. Вы уже знаете, что основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Наиболее простые рефлексы относятся к врожденным, или безусловным, рефлексам. С некоторыми из этих рефлексов живой организм появляется на свет, и они ему верно служат еще до того, как он приобретает собственный опыт, и чему-то научится. Безусловные рефлексы передаются по наследству. Миллионы лет происходило совершенствование безусловных рефлексов, пока они не приобрели такую удивительную целесообразность.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Иными словами, это постоянная реакция организма на строго определенные внешние раздражители. Все животные одного вида обладают одинаковым набором безусловных рефлексов. Поэтому безусловные рефлексы относятся к видовым признакам поведения животного. Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные рефлексы. Наиболее важным из них является рефлекс сосания. Раздражитель рефлекса сосания — прикосновение к губам ребенка какого-либо предмета (груди матери, соски, игрушки, пальца руки). Рефлекс сосания — это пищевой безусловный рефлекс. Кроме того, у новорожденного имеются уже и некоторые защитные безусловные рефлексы: мигание, которое возникает, если постороннее тело приближается к глазу или коснется роговицы, сужение зрачка при действии сильного света на глаза. Итак, безусловные рефлексы:

1. Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);

2. Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;

3. Имеют постоянные рефлекторные дуги;

4. Относительно постоянны;

5. Осуществляются в ответ на определенное раздражение;

6. Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.

Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы. При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка (1), по отросткам чувствительных нейронов (2) возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр (3), затем возбуждение по двигательным нейронам (4) передается к слюнной железе (5) и начинается слюноотделение.

В особую группу выделяют ориентировочные рефлексы, или рефлексы «что такое?». Они возникают всякий раз, когда появляется неожиданный или новый раздражитель. Ребенок поворачивает глаза и голову в сторону этого раздражителя.

Особенно ярко проявляются безусловные рефлексы у различных животных. Врожденными могут быть не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые получили название инстинктов. Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом.

Кошки, которые с первых месяцев жизни воспитываются в наших домах, без всякого предварительного обучения перед появлением потомства строят гнезда, запасают корм, а затем ухаживают за детенышами. Значит, они выполняют эти сложные инстинкты по законам наследственного закрепления безусловных рефлексов.

Условные рефлексы. Вы знаете, что реальный многообразный мир непрерывно изменяется. События никогда точно не повторяют друг друга. С помощью только безусловных рефлексов невозможно приспособиться к постоянно меняющемуся внешнему миру. Значит, опыт предков, который проявляется через безусловные рефлексы, оказывается недостаточным. Нужен, кроме этого, собственный, индивидуальный опыт каждого отдельного живого организма. Как же приспособиться организму, если окружающие его раздражители меняются? Одни — более часто, другие — реже. Оказывается, что одни и те же безусловные рефлексы могут выполняться не только на основе наследственно заданных раздражителей (одинаковых для всех особей вида), но и тех сигналов, с которыми данный организм достаточно часто встречается в своей индивидуальной жизни. Такие рефлексы получили название условных рефлексов и были впервые описаны И. П. Павловым.

Условные рефлексы — это приобретенные в течение жизни каждого человека или животного реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к меняющимся воздействиям среды. При образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловного рефлекса. Теперь данный безусловный рефлекс осуществляется не под действием обычного раздражителя, а под действием совершенно новых внешних сигналов. Эти раздражения из окружающего мира, к которым мы были безразличны, теперь могут приобрести жизненно важное для нас значение. В течение жизни вырабатывается множество условных рефлексов, которые составляют основу нашего жизненного опыта. Но этот жизненный опыт имеет смысл только для данной особи и не передается по наследству ее потомкам.

 
 

 


Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя (например, свет) с безусловным (например, пища). Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным. Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь. При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель. Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель. Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.

Рассмотрим еще один пример. Через некоторое время после рождения ребенка мать начинает его прикармливать различными питательными смесями из бутылочки. У этого маленького существа быстро вырабатывается условный рефлекс на вид бутылочки с соской. Как только этот предмет появляется в поле зрения проголодавшегося ребенка, он начинает волноваться, чмокать губами, двигать ручками, требовательно кричать. И как только дотянется ручками до бутылочки и направит соску в рот, тут же успокаивается. Удовлетворение пищевой потребности обеспечено. Чтобы такой условный рефлекс смог образоваться, необходимо:

1) состояние голода или жажды (т. е. биологическая потребность), 2) внешний сигнал (вид бутылочки с соской) и 3) повторенное несколько раз совпадение во времени этого сигнала с безусловным пищевым рефлексом (сосание).

Но вот ребенок подрос, научился есть с ложечки, и бутылочка уже перестала быть для него пищевым сигналом. Значит, этот условный рефлекс уже больше не нужен, он перестал иметь для организма жизненно важное значение. Временная связь между зрительными центрами и центрами рефлекса сосания разрушается. Следовательно, наше поведение определяется: 1) внутренними потребностями и 2) конкретными внешними условиями, к которым мы постоянно приспосабливаемся с помощью безусловных и условных рефлексов. Поэтому наше поведение не только целенаправленное, но тонко и точно приспособленное к окружающим условиям.

Итак, для условных рефлексов характерно:

1. Приобретаются организмом в течение жизни;

2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;

3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;

4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться);

5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;

6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.

Навыки. В самостоятельную категорию условных рефлексов выделяют вырабатываемые в течение нашей жизни двигательные условные рефлексы, т. е. навыки или автоматизированные действия. Смысл этих условных рефлексов состоит в освоении новых двигательных умений, выработки новых форм движений. Человек обучается плавать, кататься на коньках, печатать на машинке. Обучение требует времени, упорства, дается с трудом. Вспомните, например, как вы учились писать первые буквы. Однако постепенно в ходе тренировки, когда такие навыки уже закрепились, они выполняются без контроля сознания, автоматически. Они уже не требуют такой энергии и выполняются с завидной легкостью. За свою жизнь человек овладевает многими специальными двигательными навыками, связанными с его профессией (работа на станках, управление автомашиной, самолетом). Обучение чтению и письму, произнесению слов — это тоже выработка навыков. Навыки бывают не только двигательные. Например, выучив таблицу умножения и упражняясь в решении соответствующих примеров, ученик приобретает определенные навыки в счете. В сознании автоматически возникает сразу конечный результат. Навыки — это основа нашего поведения. Владение навыками полезно для организма потому, что экономит время и энергию. Сознание, мышление, внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые автоматизировались и стали навыками повседневной жизни.

Самый успешный путь овладения навыками — это систематические упражнения, исправление вовремя замеченных ошибок, знание конечной цели каждого упражнения.

 

**Тест 1. Для безусловных рефлексов характерно:

1. Врожденные. 5. Имеют постоянные рефлекторные дуги.

2. Приобретенные. 6. Не имеют готовых рефлекторных дуг.

3. Индивидуальные. 7. Осуществляются за счет коры мозга.

4. Видовые. 8. Кора для осуществления этих рефлексов не нужна.

**Тест 2. Для условных рефлексов характерно:

1. Врожденные. 5. Имеют постоянные рефлекторные дуги.

2. Приобретенные. 6. Не имеют готовых рефлекторных дуг.

3. Индивидуальные. 7. Осуществляются за счет коры мозга.

4. Видовые. 8. Кора для осуществления этих рефлексов не нужна.

**Тест 3. В состав рефлекторной дуги безусловно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса входят:

1. Рецепторы ротовой полости. 6. Зрительный центр.

2. Обонятельные и зрительные рецепторы. 7. Пищевой центр.

3. Чувствительные нейроны. 8. Временная связь между зрительным и пищевым центром.

4. Центр слюноотделения в продолговатом мозге. 9. Двигательный нейрон.

5. Слюнная железа.

**Тест 4. В состав рефлекторной дуги условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса входят:

1. Рецепторы ротовой полости. 6. Зрительный центр.

2. Обонятельные и зрительные рецепторы. 7. Пищевой центр.

3. Чувствительные нейроны. 8. Временная связь между зрительным и пищевым центром.

4. Центр слюноотделения в продолговатом мозге. 9. Двигательный нейрон.

5. Слюнная железа.

Тест 5. Создал учение о безусловных и условных рефлексах:

1. И.М.Сеченов.

2. А.А.Ухтомский.

3. И.П.Павлов.

4. Н.И.Пирогов.

Тест 6. Временная связь условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса образуется:

1. Между продолговатым мозгом и пищевым центром.

2. Между продолговатым мозгом и зрительным центром.

3. Между продолговатым мозгом и слюнной железой.

4. Между зрительным и пищевым центрами.

Тест 7. Каким раздражителем в этом рефлексе является свет:

1. Условным.

2. Безусловным.

Тест 8. Каким раздражителем в этом рефлексе является пища:

1. Условным.

2. Безусловным.

Тест 9. Для образования условного рефлекса:

1. Безусловный раздражитель должен предшествовать безразличному.

2. Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному.

Тест 10. Помогают приспособиться к изменяющимся условиям жизни:

1. Безусловные рефлексы.

2. Условные рефлексы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: