ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА И ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА




ОПРОСНИК КЕЙРСИ

1) В компании (на вечеринке) вы

а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев

б) общаетесь с немногими — вашими знакомыми

2) Вы человек скорее

а) реалистичный, чем склонный теоретизировать

б) склонный теоретизировать, чем реалистичный

3) Как, по-вашему, что хуже:

а) «витать в облаках»

б) придерживаться проторенной дорожки

4) Вы более подвержены влиянию

а) принципов, законов

б) эмоций, чувств

5) Вы более склонны

а) убеждать

б) затрагивать чувства

6) Вы предпочитаете работать

а) выполняя все точно в срок

б) не связывая себя определенными сроками

7) Вы склонны делать выбор

а) довольно осторожно

б) внезапно, импульсивно

8) В компании (на вечеринке) вы

а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости

б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти

9) Вас более привлекают

а) здравомыслящие люди

б) люди с богатым воображением

10) Вам интереснее

а) то, что происходит в действительности

б) те события, которые могут произойти

11) Оценивая поступки людей, вы больше учитываете

а) требования закона, чем обстоятельства

б) обстоятельства, чем требования закона

12) Обращаясь к другим, вы склонны

а) соблюдать формальности, этикет

б) проявлять свои личные, индивидуальные качества

13) Вы человек скорее

а) точный, пунктуальный

б) неторопливый, медлительный

 

14) Вас больше беспокоит необходимость

а) оставлять дела незаконченными

б) непременно доводить дела до конца

15) В кругу знакомых вы, как правило

а) в курсе происходящих там событий

б) узнаете о новостях с опозданием

16) Повседневные дела вам нравится делать

а) общепринятым способом

б) своим оригинальным способом

17) Предпочитаю таких писателей, которые

а) выражаются буквально, напрямую

б) пользуются аналогиями, иносказаниями

18) Что вас больше привлекает

а) стройность мысли

б) гармония человеческих отношений

19) Вы чувствуете себя увереннее

а) в логических умозаключениях

б) в практических оценках ситуаций

20) Вы предпочитаете, когда дела

а) решены и устроены

б) не решены и пока не улажены

21) Как, по-вашему, вы человек скорее

а) серьезный, определенный

б) беззаботный, беспечный

22) При телефонных разговорах вы

а) заранее не продумываете все, что нужно сказать

б) мысленно «репетируете» то, что будет сказано

23) Как вы считаете, факты

а) важны сами по себе

б) есть проявления общих закономерностей

24) Фантазеры, мечтатели обычно

а) раздражают вас

б) довольно симпатичны вам

25) Вы чаще действуете как человек

а) хладнокровный

б) вспыльчивый, горячий

26) Как, по-вашему, хуже быть

а) несправедливым

б) беспощадным

27) Обычно вы предпочитаете действовать

а) тщательно оценив все возможности

б) полагаясь на волю случая

 

 

28) Вам приятнее

а) покупать что-либо

б) иметь возможность купить

29) В компании вы, как правило

а) первым заводите беседу

б) ждете, когда с вами заговорят

30) Здравый смысл

а) редко ошибается

б) часто попадает впросак

31) Детям часто не хватает

а) практичности

б) воображения

32) В принятии решений вы руководствуетесь скорее

а) принятыми нормами

б) своими чувствами, ощущениями

33) Вы человек скорее

а) твердый, чем мягкий

б) мягкий, чем твердый

34) Что, по-вашему, больше впечатляет

а) умение методично организовать

б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым

35) Вы больше цените

а) определенность, законченность

б) открытость, многовариантность

36) Новые и нестандартные отношения с людьми

а) стимулируют, придают вам энергии

б) утомляют вас

37) Вы чаще действуете как

а) человек практического склада

б) человек оригинальный, необычный

38) Вы более склонны

а) находить пользу в отношениях с людьми

б) понимать мысли и чувства других

39) Что приносит вам больше удовлетворения

а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса

б) достижение соглашения по поводу спорного вопроса

40) Вы руководствуетесь более

а) рассудком

б) велениями сердца

41) Вам удобнее выполнять работу

а) по предварительной договоренности

б) которая подвернулась случайно

42) Вы обычно полагаетесь

а) на организованность, порядок

б) на случайность, неожиданность

43) Вы предпочитаете иметь

а) много друзей на непродолжительный срок

б) несколько старых друзей

44) Вы руководствуетесь в большей степени

а) фактами, обстоятельствами

б) общими положениями, принципами

45) Вас больше интересуют

а) производство и сбыт продукции

б) проектирование и исследования

46) Что вы скорее сочтете за комплимент

а) «Вот очень логичный человек»

б) «Вот тонко чувствующий человек»

47) Вы более цените в себе

а) невозмутимость

б) увлеченность

48) Вы предпочитаете высказывать

а) окончательные и определенные утверждения

б) предварительные и неоднозначные утверждения

49) Вы лучше чувствуете себя

а) после принятия решения

б) не ограничивая себя решениями

50) Общаясь с незнакомыми, вы

а) легко завязываете продолжительные беседы

б) не всегда находите общие темы для разговора

51) Вы больше доверяете
а) своему опыту

б)своим предчувствиям

52) Вы чувствуете себя человеком

а) более практичным, чем изобретательным

б) более изобретательным, чем практичным

53) Кто заслуживает большего одобрения

а) рассудительный, здравомыслящий человек

б) человек глубоко переживающий

54) Вы более склонны

а) быть прямым и беспристрастным

б) сочувствовать людям

55) Что, по-вашему, предпочтительней

а) удостовериться, что все подготовлено и улажено

б) предоставить событиям идти своим чередом

56) Отношения между людьми должны строиться

а) на предварительной взаимной договоренности

б) в зависимости от обстоятельств

57) Когда звонит телефон, вы

а) торопитесь подойти первым

б) надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой

 

58) Что вы цените в себе больше

а) развитое чувство реальности

б) пылкое воображение

59) Вы больше придаете значения

а) тому, что сказано

б) тому, как сказано

60) Что выглядит большим заблуждением

а) излишняя пылкость, горячность

б) чрезмерная объективность, беспристрастность

61) Вы в основном считаете себя

а) трезвым и практичным

б) сердечным и отзывчивым

62) Какие ситуации привлекают вас больше

а) регламентированные и упорядоченные

б) неупорядоченные и нерегламентированные

63) Вы человек скорее

а) педантичный, чем капризный

б) капризный, чем педантичный

64) Вы чаще склонны

а) быть открытым, доступным людям

б) быть сдержанным, скрытным

65) В литературных произведениях вы предпочитаете

а) буквальность, конкретность

б) образность, переносный смысл

66) Что для вас труднее

а) находить общий язык с другими

б) использовать других в своих интересах

67) Чего бы вы себе больше пожелали

а) ясности размышлений

б) умения сочувствовать

68) Что хуже

а) быть неприхотливым

б) быть излишне привередливым

69) Вы предпочитаете

а) запланированные события

б) незапланированные события

70) Вы склонны поступать скорее

а) обдуманно, чем импульсивно

б) импульсивно, чем обдуманно

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА РАБОТУ!


ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА И ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Подсчет результатов производится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту а или b) во всех вертикальных столбцах Реги­страционного листа.

Внизу каждого столбца расположены пустые ячейки, в каждую из кото­рых следует записать соответственно количество ответов по варианту а и по варианту Ь. Для первого столбца (шкала Е -1) обработка на этом заканчивается, а вот данные столбцов 2-3 (S - N) 4-5 (Т - F), 6-7 (J - Р) попарно складывают­ся, и сумма записывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят бу­квенные обозначения шкал. Таким образом, вы получите четыре пары чисел в нижних пустых ячейках. Затем обведите ту букву (Е или I, S или N, Т или F, J или Р), которой соответствует большее число из пары. Если числа равные (для шкалы Е -I это 5-5, для всех остальных 10-10), обводите правую букву.

В результате вы получили четыре объединенные буквы. Они обозначают ваш психологический портрет. Это могут быть комбинации:

ESFP ESFJ ENFJ ENTJ ISFP ISFP INFJ INTJ

ESTP ESTJ ENFP ENTP ISTP ISTJ INFP INTP

Теперь определим яркость выраженности вашего типа или просто «яр­кость». Яркость обозначается добавлением к одной из четырех букв символа b (от англ, brightness). Например: E(b), I(b), S(b), N(b), T(b) и т. д. Яркость вычис­ляется следующим образом для первой шкалы (Е — I): от большего числа в па­ре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимаем число пять. Результат умно­жаем на 2: (max - 5) X 2, где max - большее число из пары записанных внизу регистрационного листа. Полученная яркость записывается на бланке ниже «вашей» обведенной буквы.

Для остальных шкал порядок вычисления яркости еще более прост: от большего числа в паре нижних чисел отнимаем 10.

Арифметическая сумма яркостей по всем четырем шкалам представляет собой суммарную яркость выраженности вашего типа, обозначаемую буквой «сигма».

Подобная характеристика позволяет разделить людей на «ярких» (20< Е <40) и «неярких» (0< Е <20). Для первых характерна высокая„степень соответствия личностных характеристик полученному типологическому порт­рету и устойчивость типологической группы во времени – лишь 8 % из числа «ярких» изменяют свой тип через 10 месяцев. Степень соответствия портрета особенностям личности «неярких» представителей может быть несколько мень­шей, чем «ярких».

Теперь выясним, что мы называем «психологическими портретами», а что – «типами темперамента». Следует заметить, что в работах К. Г. Юнга нет четких описаний ни для; «портретов», ни для «темпераментов». Юнг описал недвусмысленно лишь три пары основных противоположных факторов: экстра­версию - интроверсию (Е - I, от англ. Extravertion - Introvertion), здравомыслие


- интуицию (S - N от англ. Sensation – INtuition), логичность - чувствование (Т

- F, от англ. Thinking - Feeling) и варианты их сочетания.

Люди, относящиеся к N - категории, в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию, вне зависимости от того, как посту­пают в подобных ситуациях окружающие. Для S - людей, напротив, опыт ок­ружающих, здравый смысл являются критериями для принятия решений. Им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Следует отметить, что подобная краткая характеристика отнюдь не исчерпыва­ет психологического содержания данной шкалы. Однако особое значение шка­лы должно быть ясно уже потому, что разногласия между представителями S -и N - лагерей бывают особенно непримиримыми и могут служить основой серьезных социальных и личностных проблем.

Люди, предпочитающие опираться на Т-характеристику в обработке ин­формации и принятии решений, считают оправданным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F - людям присущи субъекти­визм, гуманность; они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала Т - F - единственная, в которой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин – Т-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное: 60 процентов относят себя к F -категории.

Люди со стойким J - предпочтением стремятся как можно раньше при­нять определенное решение и затем действовать уже в рамках конкретного плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы на пути достиже­ния перспективной цели. Р - люди стараются сохранить как можно больше воз­можных вариантов действий в зависимости от обстоятельств. Им свойственно стремление собрать максимум информации до того момента, когда нужно будет принимать решение. Их действия часто бывают достаточно импульсивными.

Заслуга Д. Кейрси состоит в том, что он сумел выделить, детально опи­сать и с успехом использовать на практике категории более крупные и емкие, чем психологические портреты. Он назвал их четырьмя «типами темперамен­та», обращая особое внимание на устойчивость, долгосрочность, наследуемость и фундаментальность этих типов. Мы рассмотрим различия между четырьмя типами темперамента и шестнадцатью психологическими портретами во вто­рой главе, сейчас лишь обратим ваше внимание на соотношение типов и порт­ретов. Каждый из четырех типов подразделяется на четыре психологических портрета:

SP - тип темперамента Дионисий включает в себя четыре портрета: ESFP, ISFP, ESTP, ISTP.

SJ - тип темперамента Эпиметей подразделяется на портреты: ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ.

NF - тип темперамента Аполлон дает начало следующим психологиче­ским портретам: ENFJ, INFJ, ENFP, INFP.

NT – тип темперамента Прометей состоит из четырех портретов:

ENTJ, INTJ, ENTP, INTP.

Попутно необходимо заметить, что К. Г. Юнг не считал наличие одного


из качеств (экстраверсии или интроверсии, интуиции или здравомыслия и т. д.) фактором, исключающим существование противоположных характеристик у данного человека. Имеет значение лишь степень выраженности того или друго­го качества по сравнению с противоположным, степень предпочтения, отдавае­мого индивидом одному из полярных качеств. Например, экстраверт в опреде­ленных ситуациях может вести себя как интроверт, но подобные варианты по­ведения для него будут менее характерны, менее привычны.

Для SP (темперамента Дионисий) краткие описания относящихся к нему психологических портретов будут следующими.

1 ESFP – Тамада оптимизм и теплота, избегают одиночества, идут по жизни смеясь, жизнь — сплошные приключения; игнорируют все мрачное; щед­рость; поддаются соблазнам; старший друг для своего ребенка, умение работать с людьми; богатство языка; наука - дело не для них, бизнес, торговля.

2. ISFP – Художник: свойства личности проявляются в искусстве (Бет­
ховен, Рембрандт); эпикурейский образ жизни; острота ощущения текущей ми­
нуты, высочайшая чувствительность к оттенкам и полутонам; тонкости устной
и письменной речи обычно не интересуют их; музыка, танцы, рисование - вот
их области; свобода, оптимистичность, непокорность, уход от всякого рода ограничений.

3. ESTP - Антрепренер: энергия, игра, неистощимый, искушенный в об­
ращении с людьми, остроумие, прагматизм; работа в условиях риска и на грани
катастрофы, поиск острых ощущений; выгода во взаимоотношениях; погоня
за Госпожой Удачей, риск.

4. ISTP - Мастер: не признают субординации; бесстрашие, жажда действий, пилотирование, серфинг, умение обращаться с инструментами: скальпель, долото или штурвал авиалайнера; боевики, ниндзя; братские взаимоотноше­ния; часто бросают школу и не стремятся к высшему образованию.

Для SJ (темперамента Эпиметей) деление на портреты выглядит сле­дующим образом:

1. ESFJ - Торговец: открытый, практичный, житейская мудрость; компанейский, гостеприимный, общительный; интересы клиента превыше всего; от­ветственный.

2. ISFJ - Хранитель традиций: спокойный; интересы организации, традиции, ответственный; связь времен; все по плану; заботливый; выполнять по­ручения спокойнее, чем руководить; хозяин в своем доме.

3. ESTJ -Администратор: лидер, ответственный, долг иерархия; поря­
док, практичный; открытый; все по плану, без глупостей и лишних выдумок;
бесхитростный, исполнительный, цельная натура.

4. ISTJ - Опекун: долг, человек слова, ответственный; спокойный, твердый, надежный, логичный, малоэмоциональный; семьянин; основательность и детальность.


Для NF (темперамент Аполлон) деление на портреты выглядит следую­щим образом:

1. ENFJ- Педагог: лидер, общительный, внимательный, к чувствам других людей; образцовый родитель; нетерпеливый по отношению к рутине и мо­нотонной деятельности; умение распределить роли в группе.

2. INFJ - Предсказатель: радость друзей - радость и для INFJ; проницательность и прозорливость; успешное самообразование; ранимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам; врач, писатель, гармония человеческих взаимоотношений, психолог.

3. ENFP -Журналист: умение влиять на окружающих, видит людей на­
сквозь; отрыв от реальности в поиске гармонии; подмечает все необычное, чувствительность, отрицание сухой логики, творчество, энтузиазм, оптимизм, богатая фантазия; торговец, политик, драматург; практический психолог; экстравагантность, щедрость, иногда до безрассудства.

4. INFP - Романтик: спокойный, идеалист, чувство собственного досто­инства; борьба со злом за идеалы добра и справедливости (Жанна д'Арк); лири­ческий символизм; писатель, психолог, архитектор, кто угодно, только не бизнесмен; способности в изучении языков; «Мой дом - моя крепость»; крайне уживчивые и покладистые супруги.

NT-тип темперамента – Прометей дает начало следующим четырем психологическим портретам:

1. ENTJ – Фельдмаршал: руководитель; ориентация на цель, логичный;
эффективность в работе - превыше всего; хранитель домашнего очага; интеллигент; требовательный родитель; неутомимый; карьера иногда важнее, чем
семейное благополучие.

2. INTJ - Исследователь: самоуверенный, интересы в будущем, авторите­ты не имеют значения; теоретик, «мозговой штурм», жизнь - игра на гигантской шахматной доске, логика; высокие руководящие должности; отсутствие
эмоциональности, высокие способности к обучению, независимость, интуиция;
возможные трудности в мире эмоций и чувств.

3. ENTP - Изобретатель: применяет интуицию на практике (в изобрете­ниях); энтузиаст; новатор - важна воплощенная идея, а не идея сама по себе;
очаровательный собеседник, инициативный в общении; нетерпение к банальным, рутинным операциям; хороший педагог; юмор; девиз - «Понимать людей!».

4. INTP - Архитектор: ценитель мыслей и речи, мгновенная оценка си­туации, логичность; познание законов природы, интеллектуал; несколько высокомерный; философ, математик; неистощимый фонтан новых идей; чуткий и умный родитель; сложный внутренний мир, полный ассоциаций.



 

Особенности организации процесса управления (обучения) с учётом различных

типов темперамента обучающегося

 

Характеризуемые признаки Тип темперамента обучающегося
SP SJ NF NT
С точки зрения субъекта управления в системе субъект – объектных отношений Активный, требует постоянного общения; чувствительный к казалось бы незаметным изменениям вербального общения Исполнительный, дисциплинированный; большое значение имеют детали Общительный, ориентирован на мнение группы; не терпит монотонную работу Любит чётко поставленную цель; способный; с высоким уровнем познавательных действий
Отношение к одноклассникам, сокурсникам Гибкий во взаимоотношениях, лояльный к окружающим Ровное, доброжелательное, иногда формальное Внимательное; стремятся гармонировать отношения с каждым; учитывает личностные особенности В целом объективное; иногда высокомерен; зачастую лидер класса
Отношение к субъекту управления (педагогу) Не видит особой значимости педагога в организации обучения; считает, что на многих этапах обучения педагог вообще не нужен Признаёт значимость и авторитет педагога Адекватное личностным качествам педагога Напрямую зависит от профессионализма педагога
Отношение к аттестационным баллам, оценкам Внешне не обращает особого внимания и не проявляет беспокойства Считает свидетельством признания и личного успеха Считает, что оценки больше характеризуют его личностные качества Реагирует на уровне «принял к сведению», но всегда даёт самооценку
Способы приобретения общеобразовательных и профессиональных знаний Отработка умений и навыков на практике, личностные впечатления Постоянная, систематическая подготовка по «лестнице» знаний «Схватывание» сути материала; много черпает из диалога; обладает способностью к «свёртыванию» учебного материала Аналитический стиль, постоянный поиск системности в изучаемых явлениях; метод аналогий
Стержневой интерес при обучении Практические области знания; экспериментальные работы Предпочитает иметь дело с фактическим материалом; тяготеет к экономическим дисциплинам Гуманитарные науки Естественные науки, точные и технические дисциплины
Особенности организации обратной связи Через наглядный, игровой стиль; метод «погружения» По результату, посредством «объективной» оценки деятельности Воздействуя на его личностные свойства Подчёркивая его компетентность и знания
Стиль, методы обучения Гибкий темп обучения; отсутствие видимого жёсткого контроля; эффективны практические (по Бабанскому Ю.К.), игровые методы обучения Хорошо структурированный материал, чёткие инструкции по выполнению учебно-познавательных. действий; действенный эффект даёт инструктивно-репродуктивный метод обучения Обсуждение предлагаемого к изучению материала; дифференцированный подход; индивидуальные задания; целесообразно использовать метод соотнесения каждого акта обучения с потребностью и мотивами обучающихся; перцептивные методы (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.) Тщательно продуманный лекционный материал; реализация способов активизации самостоятельной познавательной деятельности; не допускать повторений, затягивание излагаемого материала; эффективны методы соотнесения, гностические, логические методы (Бабанский Ю.К., Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: