Задания для самостоятельной работы и самопроверки.




Симфония как жанр оркестровой музыки.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

· Композиторы венской классической школы как создатели жанра симфонии;

· Людвиг ванн Бетховен как представитель конфликтного симфонизма в музыке;

· Разбор симфонии №5 до-минор Бетховена.

 

Дополнительные материалы и электронные ресурсы.

Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран (глава о биографии Бетховена и его симфоническом творчестве – стр. 45-49 и 55).

 

Дорогие ребята, наш разговор о симфонии в творчестве композиторов венской классической школы сегодня завершается. На следующих уроках мы по-прежнему будем разговаривать о симфонии, но уже не классической, а музыке эпохи романтизма.

Очень важно понимать, что три венских классика (Гайдн, Моцарт и Бетховен) создали три различных типа симфонизма. Симфонизм – это способ музыкального мышления композитора. Посмотрим, на что он опирается у представителей венской классической школы.

ü Основа симфонизма Гайдна – это австрийский и венгерский фольклор, поэтому его тип симфонизма – НАРОДНО-ЖАНРОВЫЙ;

ü Основа симфонизма Моцарта – это выразительная мелодика, очень гибко раскрывающая малейшие оттенки человеческих чувств и эмоций. Поэтому его тип симфонизма – ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ;

ü Основа симфонизма Бетховена – это крайне обостренный конфликт, существующий между образами, доведенный до резкого противопоставления; поэтому его тип симфонизма – КОНФЛИКТНЫЙ.

 

Пожалуй, наиболее выдающееся симфоническое произведение Бетховена, в котором впервые с ясностью заявлен конфликтный симфонизм – это Симфония №5 до-минор. Это, без сомнения, рубежное сочинение Бетховена – не только с чисто музыкальной точки зрения, но и с точки зрения значительности в биографии. Вы уже знаете, что Бетховен большую часть своей жизни боролся с болезнью, не совместимой с музыкой – прогрессирующей глухотой. К сожалению, врачи 19 века композитору помочь не могли. Бетховен полностью потерял слух. Ему и как человеку, и как композитору было нелегко смириться с таким заболеванием. Но он смог преодолеть и эту преграду, и написал массу прекрасных произведений, будучи уже совершенно глухим. Пятая симфония – это своего рода манифест, высказывание Бетховена в звуках о победе над болезнью. И в первую очередь – над собой, над своими колебаниями, сомнениями, разочарованием, несправедливостью к нему обстоятельств.

Будучи венским классиком, Бетховен развивает симфонические традиции Гайдна и Моцарта. Но у него в симфоническом жанре есть и совершенно новые черты, находки, присущие только ему. Что же нового вносит в жанр симфонии Бетховен?

o Оркестр Бетховена гораздо крупнее по составу, чем оркестр Гайдна и Моцарта;

o К инструментам бетховенского оркестра добавляется медная духовая группа;

o В зрелом симфоническом творчестве (начиная с Пятой симфонии) Бетховен использует ЛЕЙТМОТИВ как способ связи частей в цикле. ЛЕЙТМОТИВ – это узнаваемый, легко запоминающийся на слух краткий мелодический оборот, проводимый во всех частях цикла. У Бетховена в Пятой симфонии – это лейтмотив судьбы, который в первый раз звучит во вступлении к I части, а затем, меняя облик, но оставаясь неизменно узнаваемым, скрепляет в единое целое весь цикл;

o Происходят изменения и с жанровой основой третьей части цикла. У Гайдна и Моцарта жанровой основой третьей части симфонии был менуэт. У Бетховена это СКЕРЦО (от итальянского «шутка»).

o Наконец, в симфонических циклах Бетховен первым из венских классиков применяет прием attaca, что означает «без перерыва» (читается по-русски как «аттака»). Это означает, что одна часть цикла (в данном случае –в Пятой симфонии – третья часть БЕЗ ПЕРЕРЫВА переходит в четвертую часть, в финал; исполнить одну часть без другой не представляется возможным, это не допускается авторским замыслом).

Далее ознакомьтесь с заданиями на эту неделю.

Задания для самостоятельной работы и самопроверки.

v Прочитайте главу с подробным разбором симфонии №5 в учебнике Брянцевой, очень желательно параллельно с чтением учебника послушать в аудиозаписи данное музыкальное произведение.

v Запишите в тетради значение следующих терминов: лейтмотив, скерцо, аттака.

v Ответьте на следующие вопросы по биографии и творчеству Бетховена. В результате у вас должен получиться опорный конспект.

1. Назовите место рождения композитора.

2. Перечислите преподавателей-музыкантов, у которых учился Бетховен в разное время.

3. Какое историческое событие, произошедшее во Франции в 1789 году, сильно повлияло на мировоззрение композитора?

4. Кто из меценатов (благотворителей) Бетховена вам известен?

5. Сколько симфоний всего в творчестве композитора?

6. Есть ли в симфоническом творчестве композитора произведения программного характера? Если да, назовите их.

7. В одной из своих симфоний Бетховен использует выразительные возможности не только оркестра, но и хора. Назовите номер симфонии, в финале которой звучит хор.

8. Какой тип симфонизма представлен в творчестве Бетховена?

9. Перечислите тональности и форму всех 4 частей Пятой симфонии Бетховена.

10. Перечислите нововведения Бетховена в симфоническом жанре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: