Особенности фармацевтического рынка





Составной частью рыночной системы является фармацевтический рынок, который представлен лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, услугами.

Субъектами фармацевтического рынка являются:

-- производители лекарственных средств,

--оптовые поставщики (аптечные склады, базы, фирмы),

-- аптечные организации (аптеки, аптечные пункты, киоски, магазины),

-- потребители лекарственных средств – население и ЛПУ.

Фармацевтическому рынку свойственны функции и закономерности любого рынка. Однако он имеет свои особенности, которые обусловлены специфичностью товара, состоянием системы производства, распределения и потребления ЛС.

Фармацевтическое производство – один из наиболее стабильных сегментов российской промышленности. Спрос на фармацевтическую продукцию слабо зависит от фазы экономического цикла, что положительно влияет на развитие отрасли в целом. Даже в период спада производства, в середине 90-х годов, уменьшение объемов фармацевтической продукции не было таким значительным, как в других отраслях. Достаточно отметить, что доля убыточных предприятий этого сегмента рынка на начало 2000 года составляла 12,6 %, в то время как в целом по промышленности — около 50 %.

И сегодня российская фармацевтическая промышленность уверенно демонстрирует быстрые темпы роста. Российский фармацевтический рынок по своему объему находится на втором месте после продовольственного.

Государственный реестр ЛС и ИМН, издаваемый Министерством здравоохранения и социального развития РФ, насчитывает в настоящее время более 17 тыс. наименований, более 50 % из которых приходится на долю импортных препаратов. Однако, если до кризиса 1998 года импортная продукция практически не встречала серьезной конкуренции со стороны российских производителей, восполняя пробелы в их ассортименте, в настоящее время многие отечественные фармзаводы сделали ставку на производство импортозамещающих препаратов. Увеличение доли российских фармацевтических препаратов на отечественном рынке было обусловлено как удорожанием зарубежных лекарств, так и падением реальных доходов населения,

подорвавшим платежеспособный спрос на фармацевтические товары.

Следует отметить, что, несмотря на рост доли отечественных производителей на рынке продаж фармпродукции, Россия по-прежнему находится в зависимости от иностранных поставщиков.

Особенностью фармрынка России является то, что более 30 % населения России, находясь на амбулаторном лечении, пользуются льготами при получении лекарств. Порядка 70 % всех обращающихся ЛС (в том числе 100 % лекарств, применяемых для диагностики и лечения в больницах – в рамках программ предоставления государст-

венных гарантий) оплачиваются за счет бюджетный средств все уровней или фондов ОМС. Бюджетных средств, выделяемых на эти цели, недостаточно. Как следствие – возникновение дебиторской задолженности снижает показатели экономической деятельности аптечных организаций.

С целью совершенствования фармацевтического рынка, развития структур, занимающихся созданием и производством фармацевтической продукции, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности; повышения доступности и качества фармацевтической помощи государство проводит протекционистскую политику, направленную на защиту интересов всех участников фармацевтического рынка.

К основным формам государственного регулирования фармацевтического рынка относятся:

1) разработка и утверждение нормативных документов, регулирующих порядок обращения ЛС, устанавливающих требования к фармацевтическим организациям, лицензированию фармацевтической деятельности;

2) регулирование экспорта и импорта фармацевтической продукции, направленное, с одной стороны, на защиту отечественных производителей ЛС, с другой стороны, на насыщение рынка лекарственными средствами, которые не производятся в России, или их производство недостаточно;

3) стандартизация объемов и качества оказания фармацевтической и медицинской помощи, что связано с ограниченными возможностями финансирования отрасли. Основными направлениями стандартизации являются разработка стандартов лечения и введение формуляров, формирование перечней жизненно необходимых и важнейших ЛС, а также финансирование их производства и закупки;

4) разработка и совершенствование системы регистрации и сертификации ЛС и другой продукции, оказывающей воздействие на здоровье граждан. Система ориентирована на обеспечение безопасности фармацевтической продукции;

5) финансовая и налоговая политика, предусматривающая контроль за рациональным использованием финансовых средств на закупку лекарственных препаратов, предоставление налоговых льгот предприятиям, производящим и реализующим ЛС;

6) социальная защита потребителей, выражающаяся в регулировании цен на лекарственные средства для обеспечения их доступности; формировании групп населения, имеющих льготы при получении лекарственной помощи; ограничении рекламы лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей.

Следует отметить, что с развитием рыночных отношений в нашей стране произошли положительные изменения в экономической и организационной деятельности аптек:

1. аптеки получили самостоятельность, сами распоряжаются своими ресурсами, осуществляя свою деятельность на принципах самоокупаемости и самофинансирования;

2. активно расширяется перечень маркетинговых мероприятий, направленных на изучение спроса на ЛС, рекламу ЛС, расширение сервисных услуг (информация о наличии лекарств и ценах на них, работа под заказ, прием заказов по телефону, доставка лекарств на дом и т.д.);

3. изменилась система поставок фармацевтических товаров (с 1-2 раз в месяц в прошлом до ежедневного в настоящем). Это способствовало повышению скорости оборачиваемости товаров с 60 – 90 дней до 25 – 30 дней.

Все эти изменения привели к повышению качества и доступности лекарственной помощи, а также положительно повлияли на экономику аптечных предприятий.





Читайте также:
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.