Особенности действия законов спроса и предложения




На фармацевтическом рынке

Функционирование рынков: производство товаров и услуг, их обмен, потребление подчинено определенным закономерностям. Однако процесс оказания фармацевтической помощи обладает многими специфическими особенностями, которые ограничивают действие основных экономических законов рынка в этой социально значимой сфере.

В системе лекарственного обращения используется особый механизм хозяйствования, основанный на необходимости сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, обеспечении доступности и гарантированности лекарственной помощи.

Это связано с невозможностью отсрочить прием лекарственного средства больным независимо от уровня его дохода.

Для того, чтобы составить прогноз основных экономических показателей аптеки, необходимо знать объективные закономерности, определяющие поведение покупателей и продавцов на фармацевтическом рынке.

Состояние потребительского рынка в целом, отдельных его видов и сегментов характеризуют такие элементы, как спрос, предложение, цена, между которыми существует устойчивая причинно-следственная связь.

Последовательно разберем все эти экономические категории.

Спрос - фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Разумеется, если нет денег, то нет и реальной возможности купить товар.

Однако реальна и другая ситуация: можно иметь деньги, но не купить тот или иной товар, не увидев в нем нужной для себя полезности. В связи с этим в понятии спроса

необходимо выделить 2 аспекта:

1) желание потребителя приобрести данный товар в связи с тем, что он имеет субъективную полезность для данного покупателя (при приобретении лекарственных препаратов очень часто спрос определяется необходимостью по жизненно важным показаниям – патологией);

2) реальную возможность купить данный товар, то есть наличие денег («платежеспособный спрос»).

По формам образования различают несколько видов спроса:

- сложившийся спрос, соответствующий уверенному, признанному положению товара на рынке (на ЛС, которые длительное время находятся на рынке);

- формирующийся спрос, складывающийся на начальной стадии выхода товара на рынок (на новые ЛС);

- сезонный спрос, изменяющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления;

- негативный – активное неприятие товара потребителями в случае сомнения относительной его полезности (для ЛС – недостаточная эффективность, наличие побочных эффектов).

Спрос – явление динамичное. Он изменяется во времени под воздействием комплекса факторов.

Ег о тенденции выражают:

- растущий или интенсивный спрос, скорость развития которого выражена темпом роста больше единицы (Т > 1);

- стабилизировавшийся спрос - Т = 1;

- угасающий или сокращающийся спрос (спад спроса) - Т < 1.

По степени удовлетворения потребителей в тех или иных товарах различают:

- спрос удовлетворенный (реализованный) – условно приравнивается к объему продаж, подкреплен наличием денег и товаров;

- спрос неудовлетворенный - проявляется в невозможности приобрести необходимые товары по каким-либо причинам – отсутствия денег, товарный дефицит.

Факторы, влияющие на величину спроса на лекарственные средства:

Спрос на ЛС зависит от целого комплекса факторов, которые можно подразделить на две группы: ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относятся:

- цена лекарственного препарата;

- цены на лекарства, относящиеся к данной фармакотерапевтической группе (заменители).

Между рыночной ценой товара и тем количеством, на которое предъявляется спрос, существует обратная зависимость, характер которой выражает з акон спроса

Суть закона спроса состоит в том, что повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, и напротив, понижение рыночной цены приводит к увеличению спроса.

Таким образом, понижение цены привлекает новых покупателей, побуждает потребителей данного товара совершить дополнительные покупки. Существует два эффекта, подтверждающих закон спроса.

Эффект дохода. При понижении цены на товар у покупателей появляется возможность приобрести дополнительные единицы этого товара, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров.

Фактически покупательная способность потребителя увеличивается и, наоборот, повышение цен на ЛС приводит к тому, что покупатели на эквивалентную сумму денег могут купить меньше товаров, снижается реальный доход.

Эффект замещения. При понижении цены на конкретный товар покупатели будут стремиться приобретать больше этого товара вместо аналогичных, но более дорогих. В условиях роста цен на ЛС и снижения жизненного уровня людей последнее является одним из главных мотивов в определении потребительского выбора ЛС на рынке.

Степень зависимости величины спроса от цены характеризует коэффициент ценовой эластичности (К цэ), который рассчитывается по формуле:

где Q – количество приобретаемых товаров, Ц – цена товара Коэффициент ценовой эластичности показывает, на сколько процентов изменится величина спроса 0.при измене нии цены на 1 %. К цэ всегда

[–1] – спрос эластичный, то есть незначительное изменениеЕсли К цэ стоимости приводит к изменению спроса.

[–1] – спрос неэластичный – изменение стоимости товараЕсли К цэ вызывает незначительное изменение спроса (спрос на специфические лекарственные препараты).

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема реализации товара от колебаний рыночных цен. При эластичном спросе общая выручка за реализованный товар (Ц × Q) возрастает быстрее по сравнению с темпами снижения цены. При неэластичном спросе – ситуация обратная.

Рассчитав К цэ, или построив график спроса, можно определить эластичен спрос на конкретный товар или нет.

Пример: Цена на ЛП снизилась с 25 до 23 рублей. Это привело к увеличению спроса с 2000 упаковок до 2800 упаковок. Рассчитаем коэффициент ценовой эластичности спроса:

значит спрос на данный препарат эластичный, при снижении цены на 1 % спрос возрос на 5,0 %

При изучении закона спроса необходимо знать факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса.

Наиболее значимыми из них являются:

1. Заменяемость.

Чем больше хороших заменителей имеет лекарственный препарат, тем более эластичен спрос на него. Так, при повышении цены на один препарат потребитель имеет возможность купить взаимозаменяемый товар по более низкой цене.

Например, спрос на витамины эластичен, т.к. есть много заменителей (другие витамины, соки, фрукты). Спрос на инсулин неэластичен, так как у него почти нет заменителей, и при увеличении цены больные будут приобретать препараты инсулина в нужном количестве

Явление, когда изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой товар, его заменяющий, получило название перекрестной эластичности.

Для измерения зависимости спроса от цены на взаимозаменяемые товары используется коэффициент перекрестной эластичности, который рассчитывается по формуле:

где Q1, Q0 – величина спроса на товар Х; Ц1, Ц0 – цена на товар У. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, как изменится величина спроса на лекарственный препарат Х при изменении цены на препарат У на 1 %. Он может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Если Кцэ ХУ > 1, то лекарственные средства являются взаимозаменяемыми, повышение цены на одно лекарство влечет за собой повышение спроса на другое, его заменяющее.

Если Кцэ ХУ < 1, то лекарственные средства являются взаимодополняющими, повышение цены на одно лекарство ведет к падению спроса на другое, его дополняющее.

Чем больше значение коэффициента перекрестной эластичности, тем сильнее взаимосвязь товаров.

Если Кцэ ХУ = 1, то товары являются независимыми друг от друга, и изменение цены на один товар не оказывает влияния на спрос другого товара.

2. Удельный вес в бюджете потребителя.

Чем больше в бюджете потребителя занимает продукт, тем выше эластичность спроса на него.

Например, одежда занимает значительную часть бюджета и увеличение стоимости на нее приводит к снижению спроса. Лекарства занимают сравнительно небольшой удельный вес в бюджете, и спрос на них менее эластичный

3. Предмет роскоши или необходимости.

Спрос на предметы необходимости (хлеб, молоко, лекарственные средства по жизненно

важным показаниям) обычно неэластичен, то есть их будут покупать и при увеличении цены. А некоторые дорогостоящие предметы ухода за больными, санитарии, гигиены, которые сейчас появились в аптеке, можно отнести к средствам роскоши. Если цены на них поднимутся, потребление снизится.

4. Фактор времени.

Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем больше времени имеется для принятия решения какой препарат необходимо приобрести. Одна из причин – привычка. Необходимо время для поиска достойного заменителя.

5. Характер потребителей.

Граждан, получающих лекарственные средства бесплатно за счет бюджетных средств, в меньшей степени волнует изменение цен. Потребители, оплачивающие стоимость лекарств из личного бюджета, чувствительны к изменению цен.

 

Безусловно, цена является важным фактором, определяющим количество покупаемого товара, в том числе и лекарственных средств.

Но есть и другие: неценовые факторы влияющие на величину спроса.

К ним относятся:

демографические (численность населения, его половозрастная и социальная структура, культурный уровень);

социально-экономические (денежные доходы населения, уровень инфляции, уровень занятости населения и т.п.);

психологические (предпочтения потребителей, потребительские ожидания относительно цен, доходов, наличия товаров);

географические и климатические.

Так как совокупность факторов постоянно меняется, то, и спрос непрерывно изменяется.

К важнейшим неценовым факторам, влияющим на спрос, относится доход потребителей. Если доход потребителя увеличится, а цена товара остается неизменной, то у потребителя возникает возможность купить большее количество товара, т.е. спрос возрастает



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: