Для автомобилей – дорога, для пешехода – тротуар. Не нужно подходить близко к дороге, где ездят машины и автобусы.
Переходить дорогу можно только с взрослым, по пешеходному переходу.
Переходя дорогу посмотрим, нет ли машин слева, а на середине дороги – справа.
Никогда не переходим дорогу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождёмся, когда загорится зелёный свет.
Не выбегаем на дорогу, можно не заметить проезжающей машины и попасть под неё.
Обходим стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит нас.
Никогда не подходим и не садимся в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете встречаются злые люди, которые могут причинить нам вред.
Часть. Пешеходная прогулка.
На прогулке педагог обращает внимание детей на интересные здания, магазины и другие общественные здания. Беседа проводится в тихом месте, во дворе дома.
— Дети, как называется наш город? (ответы детей).
— Дети, мы с вами живём в городе Челябинске. Мы городские жители, горожане. Жителей городов называют по имени того города, в котором они живут. Например, тех, кто живёт в Москве, называют москвичами, живущих в Санкт-Петербурге – петербуржцами. Дети, а как называют нас, живущих в Челябинске? (ответы детей).
—Дети, мы – челябинцы. Наш город очень большой. В нём живёт больше миллиона человек. Дети, как вы думаете, из чего состоит такой огромный город? (предположения детей).
— Город – это жители города, челябинцы, дома и здания, где живут, работают, учатся, отдыхают челябинцы. Дома, детские сады, школы, магазины, музеи, театры и другие здания – всё это архитектурные сооружения. Архитектура – это искусство и наука строить и проектировать здания для людей. Посмотрите вокруг себя и скажите, похожи все здания, или они отличаются друг от друга? (ответы детей).
|
— Дети, как вы думаете, кто придумал эти здания? (предположения детей).
— Архитектор – это тот, кто придумывает здания. По виду здания понятно, для чего оно построено. Вот жилой дом, в нем много подъездов, много небольших окон. А это магазин, в нём один или два входа и большие окна-витрины. Дети, вам нравится архитектура нашего микрорайона? (ответы детей).
Часть. На участке детского сада после прогулки.
— Дети, какие здания мы увидели во время похода? (ответы детей).
— Все здания похожи друг на друга или они чем-то отличатся? (ответы детей).
— Какое здание вам понравилось и почему? (ответы детей).
Педагог благодарит детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Дети, мы узнали, что в нашем городе много домов. Дома спроектировали архитекторы. Дома в городе разные. По форме дома и деталям можно определить, для чего предназначено это здание.
Ситуация общения «Город Челябинск».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
Мой город детства, город юности моей,
Ты всех прекрасней, всех добрее и милей,
Я повторяю, повторяю вновь и вновь,
Челябинск – ты моя любовь.
А. Куницын.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о нашем любимом городе. Вы согласны? (ответы детей).
|
— Я предложение начинаю, вы его повторяете и заканчиваете словами «город Челябинск». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Начинаем!
Педагог произносит начало предложения и протягивает цветок ребёнку. Ребёнок повторяет предложение полностью, и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.
Лексический материал.
Мы любим наш – … Мы любим нашгород Челябинск.
Нет в мире лучше – … Нет в мире лучшегорода Челябинска.
Мы подарим свою любовь – … Мы подарим свою любовьгороду Челябинску.
Мы видим в окно наш – … Мы видим в окно нашгород Челябинск.
Мы гордимся нашим – … Мы гордимся нашимгородом Челябинском.
Мы поем песни о – … Мы поем песниогороде Челябинске.
— Спасибо, дети! О городе Челябинске рассказали, слова правильно изменяли.
Игровая ситуация «Интервью».
«Расскажи о своём городе».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
Игровой материал. Микрофон или диктофон.
Разговор.
Педагог подходит к ребёнку. (Желательно подходить к детям, которые не адекватно себя ведут: агрессивное поведение, по отношению к другим детям или ребёнок сидит в одиночестве, ничем не занят или грустит)
— Разрешите представиться, я корреспондент журнала «Колобок» (назвать своё имя отчество). Я хотела бы взять у Вас интервью. Вы не возражаете, если я запишу наш разговор на диктофон? (ответ ребёнка).
|
— Нашим читателям интересно узнать, что Вы знаете о своём городе? (рассказ ребёнка).
В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы, уточняет источник информации, помогает ребёнку подбирать слова, строить высказывания.
— Прекрасно! Ваш рассказ очень интересен. Я думаю, наши читатели с удовольствием прочитают Ваше интервью.
Рассказ педагога «Гостеприимство – народная традиция».
Задачи. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями. Воспитывать в детях уважение к людям разных национальностей и их обычаям
Рассказ.
— Дети, многие народы славятся своим гостеприимством. Что такое гостеприимство? Гостеприимство – это гостей принимать. У каждого народа свои правила гостеприимства. Гостями называли не только знакомых и родных, но и путников, которые проходили мимо дома и просились на ночлег.
Русский народ незваных гостей радушно встречал, в дом приглашал. Гостей почётом и уважением окружали, за стол сажали. Ты, хозяйка, что есть в печи, всё на стол мечи. Гостю щей не жалей, погуще налей. Главное путника накормить, а затем можно и расспросить, что путник повидал, какие новости узнал.
"Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?"
Если гостей знали, и в гости их ожидали, дорогими гостями называли. Дорогих гостей на пороге дома хлебом – солью встречали. Каравай хлеба на чистый рушник (полотенце) положили, да солонку с солью сверху поставили. Рушник (полотенце) – это дорога гостей к этому дому. Хлеб – это пожелание гостям добра, благополучия и мира. Соль – оберег от злых чар.
Дорогих гостей в красный угол провожали, да за стол сажали. Стол разные блюда украшали, всё это гостям предлагали. Но трапезу с хлеба с солью начинали. Хозяин ломоть хлеба отрезал, солью его посыпал и гостям по очереди раздавал. Не зря в народе говорят: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол — престол». Гостям нельзя от угощения отказываться, чтобы не обидеть хозяев дома.
Не только русский народ гостеприимством славен, но и другие народы России. Только у каждого народа свои обычаи. Например, у татар не хлебом и солью встречают гостей, а сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем. У башкир каждого гостя на прощание одаривали подарком.
Разговор «Родной город».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральской поэтессы Светланы Николаевны Алёшиной.
Как на зорки заиграет ветерок озорной,
Солнце ярко озаряет город наш родной.
Вырастает, расцветает город с каждым днём,
Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.
На работу мамы, папы рано утром спешат,
Машут липы им ветвями и листвой шуршат.
Вырастает, расцветает город с каждым днём,
Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.
Мы по улицам красивым дружно все пройдём,
И о городе любимом песню запоём.
Вырастает, расцветает город с каждым днём,
Мы ребята – дошколята вместе с ним растём.
Светлана Алёшина
— Дети, что вы можете рассказать о нашем родном городе? (Рассказы детей).
— Дети, Челябинск город большой, он нам дом родной.
Разговор «Челябинск».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Есть город Челябинск на Южном Урале,
Красивый, могучий – опора страны.
Озёра и реки его окружают,
А сверху Уральские горы видны.
Василий Костюков
— Дети, что вы можете рассказать о нашем городе? (Рассказы детей).
— Дети, Челябинск – город наш родной, город большой. Взрослых и детей в Челябинске посчитаем, больше миллиона насчитаем.
Разговор «Наш город».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение.Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас…
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни!
— Дети, что вы можете рассказать о нашем городе? (рассказы детей).
— Дети, Челябинск – наш город, наш дом. Мусор в городе не бросайте, чистоту и порядок соблюдайте.
Разговор «Город на реке Миасс».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, течёт, течёт, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. Речка в городе у нас, называется …? (Ответы детей).
— Дети, мы живём с вами в городе Челябинска, он стоит на реке Миасс. Челябинск – город большой. Мы с вами жители города Челябинска, челябинцы. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.
Город на Южном Урале,
Город на речке Миасс,
Самый красивый едва ли,
Самый любимый – для нас.
Город, в котором живём
И о котором поём.
Здесь мы в синяках и царапинах
На речку бежали гурьбой.
Ты – челябинец, я – челябинка,
Мы – челябинцы оба с тобой.
— Дети, что вы можете рассказать о нашем городе? (Рассказы детей).
— Дети, река Миасс в городе нашем протекает, город Челябинск она украшает.
Разговор «Любим тебя, Челябинск».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, вы любите наш город Челябинск? (Ответы детей).
— Почему вы любите наш родной город? (Ответы детей).
—Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение уральского поэта Олега Владимировича Кульдяева.
Нет, не стареет Челябинск.
Молодо выглядит он.
И вечерами над куполами
Льётся серебряный звон.
Город родной – Челябинск!
Гордость моя – Челябинск!
Любим тебя, Челябинск!
В дождь, и в жару, и в снег…
День, начиная с улыбки,
Будем свой город любить.
Пусть станут краше улицы наши,
Будем достойнее жить!
— Дети, Челябинск – наш город родной, любим мы его всей душой.
Разговор «Реки и озёра Челябинска».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение уральской поэтессы Аси Борисовны Горской.
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас…
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни!
— Дети, что вы знаете о реках и озёрах Челябинска? (Ответы детей).
— Дети, город Челябинск стоит на реке Миасс. По территории города протекает несколько малых речек, впадающих в Миасс: Игуменка, Колупаевка, Чикинка, Челябка и Чернушка. В нашем городе есть Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое. Дети, реки и озёра Челябинск украшают, озёрным краем Челябинск называют.
Разговор «Танкоград».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу, чуткость детей к художественному слову. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, вы знаете, как называли наш город во время войны? (Ответы детей).
— Град – значит город. Танкоград – город танков. Челябинск – город, где собрали много танков для защиты нашей Родины. Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
На свете славных городов не мало!
Челябинск – Танкоград и Град-металла.
Он Град-науки и Град-поэтов,
Я сердцем песенку пишу про это.
Челябинск наш и труженик и воин,
По праву песен и стихов достоин.
Спросите у детей, споют вам дети –
Челябинск – лучший город на планете!
И с каждым годом будет город краше,
С ним праздники и будни, счастье наше.
Спросите у детей, ответят дети, –
Челябинск – лучший город на планете!
Борис Хуторянский
— Дети, вы согласны с тем, что Челябинск – лучший город на планете! (Ответы детей).
Разговор «Челябинск – труженик».
Задачи. Воспитывать любовь к родному городу. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, мы живём с вами в городе Челябинска. Челябинск – город большой, в нём много заводов и фабрик. Какие заводы и фабрики Челябинска вы знаете? (ответы детей).
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Челябинец – труженик мира:
Горняк, хлебороб и кузнец,
Он мастер ракеты и лиры,
Он делу любимому – венец.
Он, стиснув упрямее в зубы,
Трудиться нигде не устал,
На тракторы, краны и трубы
В печах своих плавит металл…
И гордостью, славой законной,
В окружи гор и полей,
Частица России исконной –
Челябинск вошёл в юбилей!
А. Лопухов