Геометрическая резьба на березовой, сосновой древесине и других породах




При резьбе на березовой древесине, сосновой или других средних и твердых породах или же на липовой древесине крупной резьбы невозможно сразу врезать резак на нужную глубину.

Кроме того, тонко выточенный резак в этих условиях обыкновенно ломается или сгибается, лезвие резака приходится вытачивать толще, что в свою очередь затрудняет резьбу. В таких случаях поступают так.

1) При надколке зубчиков и в других подобных случаях правую руку прижимают к плечу. Этим самым большая часть физического усилия выполняется плечом. Если этого недостаточно, то работают стоя (рис. 214). Во время резьбы крупных изделий, как правило, работают стоя, а не сидя, что намного физически облегчает работу.


Рис. 214. Работа резчика плечом

2) После надколки зубчиков, прежде чем подрезать и вырезать треугольник или лучи сияния, их надкалывают или прорезают посредине без наклона, на глубину немного меньше настоящей. После этого режут как обычно. Такой способ резьбы физически облегчает работу (рис. 215-1).


Рис. 215. Схема резьбы крупных треугольников и на твердых породах

3) После надколки треугольников или прорези лучей сияния посредине треугольники или лучи сияния сначала режут начерно, так можно резать не один, а два-три раза. Это намного облегчает работу (рис. 215-2).

4) Когда треугольники режутся без зубчиков, их надкалывают вертикально потрем линиям и вырезают сразу начисто (рис. 215-5). Когда необходимо, треугольники после вертикальной надколки режут сначала начерно (рис. 215-4).

Таким образом, основания треугольников в общей цепочке приходится подрезать не сразу все подряд, а каждое отдельно - после вертикальной надколки средних линий в треугольниках.

5) В крупной резьбе при срезке вдоль волокон сколышков, чешуек и других треугольников не надо много силы, но срезать их все же надо сначала начерно и потом тонким слоем начисто. При срезке сразу (за один раз) получается не срез, а скол с нечистой поверхностью.

Эти упражнения следует выполнять сначала на липовой древесине на крупных треугольниках и резать сияния с зубчиками а затем на березовой древесине.

Если резчик внимательно и хорошо выполнял все упражнения то он смело может приступить к резьбе на изделиях. Необходимо лишь хорошо продумать метод расчерчивания орнаментов, иметь хороший инструмент, а также продумать порядок выполнения. Лучше начинать резать изделия из липовой древесины с простым орнаментом, например простую рамку, полочку, гардину и т. п. Трудные места орнаментов можно сначала вырезать на дощечке.

На рис 216, 217, 218 и далее показаны изделия, украшенные геометрической резьбой. Если большие орнаменты на этих изделиях мысленно разбить на отдельные части и элементы геометрической резьбы, то очевидно, что особых трудностей в исполнении больших орнаментов на изделиях нет.


Рис. 216. Полочка из липы (разм. 200-250 мм), режется в разобранном виде. Композиция автора


Рис. 217. Шкатулка для рукоделия (разм. 80-130-200 мм). Вид сверху. Композиция орнамента автора


Рис. 218. Шкатулка. Вид спереди


Рис. 219. Поставок для пуговиц, ниток и т. п. (разм. 200-120 мм). Материал - липа. Композиция орнамента автора


Рис. 220. Рамки (Разм. 320-200 мм, 80-110 мм), материал - липа, береза, ольха. Композиция автора


Рис. 221. Подцветочница (разм. 80-160-160 мм). Липа. Резать можно в собранном виде. Композиция автора


Рис. 222. Гардины (разм. 110-1000 мм). Липа, береза, сосна. Композиция автора


Рис. 223. Стаканы для карандашей (80-160 мм). Липа. Композиция орнамента на левом стакане Романовой на правом - Богдановой (Семеновская профтехшкола)


Рис. 224. Шкафчик - полугорка для чайной посуды. Липа, сосна. Козырек, дверка, ящики режутся отдельно (Семеновская профтехшкола)


Рис. 225. Этажерка. Липа, сосна. Полочки, ящик, филенки, рамки дверок режутся отдельно (Семеновская профтехшкола)


Рис. 226. Тумбочка (разм. 400-800 мм). Липа. Филенка режется отдельно. Композиция автора


Рис. 227. Шкатулка (35×40×10 мм). Автор Бровина Н. П. (Ахтырская Артель)


Рис. 228. Коробка точеная для рукоделия (100-150 мм). Липа. Композиция автора


Рис. 229. Буфет. Материал - сосна. Работа Уткина (Семеновский музей)


Рис. 230. Коробка 'Василек и колокольчики'. Автор Шишкина Е. А. В орнаменте прием геометрической резьбы соединяется с приемами контурной (Арт. 'Победа')


Рис. 231. Шкатулка-платочница (80×200×200 мм). Липа. Шкатулка окрашена желтым анилином, а резьба подкрашена масляными красками: листья - зеленой; ягоды - красной; кайма - коричневой. Композиция и работа автора (Семеновский музей)


Рис. 232. Шкатулка-платочница (80×200×200 мм). Липа, ольха. Композиция автора, работа Семикова


Рис. 233. Письменный прибор с геометрической резьбой (35×20 см). Липа. Автор Н. В. Ворносков, 1936 г. (НИИХП)


Рис. 234. Крышка шкатулки-платочницы (10×20×20 см). Автор Е. А. Шишкина (арт. 'Победа')


Рис. 235. Та же шкатулка, вид сбоку

Геометрической резьбой можно также украсить изделия и других конструкции и назначений.

Контурная резьба

Техника контурной резьбы заключается в резьбе линий различной ширины и глубины - прямых, кривых по окружности и произвольной кривизны (рис. 236, 252).


Рис. 236. Образец орнамента контурной резьбы

Приемы этой резьбы являются развитием приемов резьбы резаком и полукруглыми стамесками линий, ноготков и листиков в геометрической резьбе, а орнаменты могут быть и чисто геометрического и растительного характера.

Таким образом, техника и орнамент контурной резьбы являются развитием техники и орнамента резьбы геометрической. На ней закрепляются старые и усваиваются новые приемы работы резным инструментом.

Орнамент, выполненный техникой контурной резьбы, имеет вид некоторой незаконченности, линии его резки, жестки; игры светотени в контурной резьбе очень мало и орнамент ее похож на линейный рисунок. Поэтому контурной резьбой украшаются главным образом предметы, которые должны находиться в мало освещенных местах, например гардины, подставки под цветы и т. д.

Упражнения в контурной резьбе следует выполнять сначала на липовой древесине, а затем на березовой. Дощечки по горизонтали надо закреплять неподвижно и поворачивать на 180° только в крайних случаях. Работать надо двумя руками. Правая рука должна держать полукруглую стамеску за черенок, резак за черенок или ниже, а пальцы левой руки должны удерживать или придерживать полотно стамески недалеко от лезвия.

Если держать режущий инструмент двумя руками, то это позволяет работать более уверенно и быстро, особенно на березе, и наверняка предохраняет левую руку резчика от ранений срывающейся стамеской.

В контурной резьбе линии постоянно изгибаются в разных направлениях и по разным кривым. Во время резьбы таких линий стамеска и руки резчика постоянно меняют свое положение. В отличие от геометрической резьбы здесь трудно дать графические изображения приемов резьбы в их постоянно изменяющихся положениях и движениях. Основные приемы будут показаны и описаны, а дело резчика сообразить, используя опыт в геометрической резьбе и приводимые объяснения, как этими приемами пользоваться.

Следует добиваться вырезки линий сразу - двумя резками. На твердой березе это трудно и не всегда получается. В таких случаях надо соломку (если это возможно) выколоть и все операции повторить в прежнем порядке, в том же положении дощечки и рук и с теми же наклонами стамесок. Если же резчик в таких случаях будет подрезать, подправлять или, как говорят, "зализывать" резьбу, то он совсем не научится работать или же привыкнет работать медленно.

Работать надо стоя. Резчик при этом более подвижен, более уверенно работает, меньше устают руки. Повторяем - повертывать дощечку на 180° можно только в крайних случаях, надо учиться резать линии во всяких положениях.

Резьба линий резаком (рис. 237). Каких-либо новых приемов при выполнении этих розеток нет. Линии 1, 1, 1 и 3, 3, 3 в средней розетке надо резать "носком резака и к себе" с боковым наклоном направо и налево. Линии 2, 2, 2, надо резать тоже носком резака, но слева направо и с боковым наклоном к себе и от себя (рис. 238). Линии 4, 4, 4 режутся справа налево и с боковым наклоном к себе и от себя (рис. 239).


Рис. 237. Розетки, вырезанные резаком


Рис. 238. Резьба линий резаком слева направо с наклоном резака к себе


Рис. 239. Резьба линий резаком справа налево с наклоном резака к себе

Так же режутся и крайние розетки. В правой розетке сначала надо все линии надрезать с их внешней стороны и потом - с внутренней. Линии рамочки из окружностей следует начинать резать с углов и одним плавным, беспрерывным резком прорезать их до следующей линии или до половины окружности. Здесь придется резать и против слоя, но надо учиться резать линии одним резком. Линии будут получаться более правильные и работа резчика будет более производительной.

Резьба линий полукруглыми стамесками (рис. 240). В левой розетке листики режут отлогой стамеской приемами резьбы ноготков, Стамеской приходится резать и от себя, и справа налево, и слева направо. Примерные хватки стамески видны на рис. 242, 244.


Рис. 240. Розетки, вырезанные полукруглыми стамесками

Резьба больших горошин в розетке выполняется следующими приемами.

Надрезка слева направо (рис. 241). Надрезать горошину этим приемом следует беспрерывным движением стамески вокруг горошины. Одним резком надо обвести не менее половины горошины.


Рис. 241. Надрезки горошины слева направо

Надрезка справа налево (рис. 242). Этим приемом заканчивают надрезку горошины кругом. Если материал твердый, то надо надрезку повторить.


Рис. 242. Надрезка горошины справа налево

Подрезка справа налево (рис. 243). Для подрезки горошины берется более отлогая стамеска, чем при надрезке, так как она должна подрезать контурную линию горошины по большей окружности. Если стамеска слишком отлога, то уголок ее приподнимают больше. Одним резком надо подрезать не менее половины горошины.


Рис. 243. Подрезка горошины справа налево

Подрезка слева направо (рис. 244). Этим приемом заканчивают подрезку горошины кругом.


Рис. 244. Подрезка горошины слева направо

Надрезка мелких горошин делается вращением крутой стамески одним резком вокруг горошины. При этом, чтобы не поднутрить горошину, стамеску все время наклоняют над горошиной. Пальцы левой руки придерживают полотно стамески, как показано на рис. 242, и помогают вращению стамески. Правая рука нажимает и вращает стамеску за черенок, перехватывая его по мере надобности. Подрезка мелкой горошины делается средней стамеской за два приема, а еще лучше одним непрерывным резком вокруг горошины. В исполнении третьей розетки новых приемов нет. Режется средняя горошина, внешний контур розетки, затем прорезаются лучи и, наконец, режутся линии на лучах. Овальные линии контура розетки надо надрезать с обоих углов (рис. 245).


Рис. 245. Порядок надрезки коротких линий в углах

Резьба линий всем инструментом (рис. 246). Первая розетка режется одними полукруглыми стамесками: крутой, средней и отлогой. Сначала крутой стамеской надрезают один лепесток, как показано на рис. 247 стрелкой 1, затем продолжают надрезку этого же лепестка средней стамеской (стрелка 2) и кончают надрезку этого лепестка отлогой стамеской (стрелка 3). Так надрезают лепестки всей розетки.


Рис. 246. Розетки, вырезанные полукруглыми стамесками, резаком и прямой стамеской


Рис. 247. Схема надрезки и подрезки розетки полукруглыми стамесками

Подрезку лепестков делают сначала средней стамеской всех лепестков подряд (стрелки 4, 4) и заканчивают отлогой стамеской (стрелки 5, 5,).

Вторую розетку выполняют так.

Отлогой стамеской надрезают лепесток с кончика до его середины (рис. 248, стрелка 1). Затем стамеску повертывают и другим уголком ее продолжают надрезку лепестка до центра розетки (стрелка 2). Так надрезают все лепестки с одной стороны. Затем надрезают лепестки с другой стороны, так же от кончиков к центру розетки (стрелка 3).


Рис. 248. Схема надрезки и подрезки розетки полукруглыми стамесками и резаком

Подрезать лепестки начинают от центра розетки отлогой стамеской (стрелка 4). Кончают подрезку этой стороны лепестков резаком (стрелка 5). С другой стороны лепестки подрезают одной отлогой стамеской от кончиков их к центру розетки (стрелка 6).

В третьей розетке (см. рис. 246) длинные стороны бобов надрезаются резаком, а закругленные концы бобов - хорошо подобранной крутой стамеской. Подрезают сначала концы бобов полукруглой стамеской, а затем длинные стороны - резаком по слою. Стороны квадрата надрезаются, вернее, надкалываются прямой стамеской, а закругленные углы его - средней стамеской. Затем подрезают прямой стамеской стороны квадрата поперек волокон, полукруглой стамеской углы и резаком стороны квадрата вдоль волокон.

Прямой стамеской можно резать линии как и резаком - к себе и от себя, слева и справа, с боковым наклоном направо и налево, от себя и к себе, но режут прямой стамеской линии редко, так как у нее угол заострения больше, чем у резака, и резать ею линии трудно.

При надрезке или надколке прямой стамеской она ставится на линию и нажимается плечом (рис. 249). Подрезка делается двумя руками или тоже плечом, движением стамески вперед (рис. 250).


Рис. 249. Надколка линии прямой или другой стамеской при нажиме плечом


Рис. 250. Подрезка линии прямой стамеской

После хорошего усвоения этих упражнений на липовой и березовой древесине вполне можно приступить к резьбе орнаментов техникой контурной резьбы на изделиях. Сначала можно вырезать, например, орнамент для спинки стула на отдельной дощечке (см. рис. 236).

Сначала надо резать цветочек, колокольчики, листики, а затем линии стебельков. Кайму выполнять труднее, ее можно резать раньше и после других операций. В общем, крутые кривые линии надо резать полукруглыми стамесками, а отлогие кривые - резаком.

Резчик, когда режет кривые линии средними и особенно отлогими стамесками и резаком, должен научиться "рисовать" линии. Дела в том, что кривые линии в орнаментах могут быть бесконечно разнообразны по своей кривизне и размерам. И если подбирать стамески точно по линии и резать отдельно отрезки линии "тычком", т. е. просто наставляя стамески на линию и втыкая их в древесину (см. рис. 249), то потребуется очень много полукруглых стамесок, работа будет идти медленно, а линия все-таки получится не плавная в изгибах и грязная. Стамески во время работы тычком тупятся быстрее.

Полукруглые стамески во время резьбы линий надо двигать по линии одним уголком лезвия, врезая их в древесину, а другим углом вести выше поверхности материала. Если линия круче, чем изгиб стамески, то уголок лезвия приподнимают больше, что позволяет плавно надрезать линию более крутую, чем изгиб стамески.

Так же и резаком, приподнимая его пятку больше или меньше над материалом, можно резать - "рисовать" кривые линии.

Таким образом, полукруглых стамесок в комплекте можно будет иметь намного меньше, тупиться они будут медленней, работа резчика будет более производительной, а линии будут получаться плавными и чистыми.

На рис. 251 показана примерная схема надрезки спиралевидной линии резками четырех полукруглых стамесок и резака.


Рис. 251. Схема надрезки спиралевидной линии полукруглыми стамесками и резаком

Спиралевидную линию можно начинать резать и с крутого конца и с отлогого. Конечно, короткие линии приходится резать тычком.

На рис. 252 даны изделия, украшенные контурной резьбой.


Рис. 252. Гардины (разм. 11×100 см). Липа, ольха, береза. Композиция автора

Никаких особых трудностей в выполнении орнаментов на этих изделиях нет. Кроме того, возможны и другие орнаменты и на различных изделиях.

Резчик должен не только резать чистые и правильные линии, он должен резать линии так, чтобы они выявляли орнамент и отдельные формы его.

Нет правил о том, как резать линии в каждом отдельном случае, это дело вкуса резчика, его понимания отдельных форм орнамента и всего орнамента в целом.

Хорошая работа резчика заключается не только в высокой технике владения инструментом, но и в художественном понимании орнамента и его отдельных форм.

Наиболее крупные отдельные формы в орнаменте следует подчеркивать более сильными линиями. В свою очередь линия не должна быть везде одинаково сильной, она должна выявлять объем этой формы. Например, линии листиков в широкой части делаются сильнее, этим как бы подчеркивается и выявляется их ширина, а к кончикам листиков линии делаются слабее. Так же линии плодоножек - к ягодам делаются сильнее, а к листикам они режутся на нет, как бы скрываясь в букете из листиков. Величина ягод также может быть подчеркнута линиями разной силы.

Следует также усвоить понятие о верхних и нижних линиях. Линия, окаймляющая горошину (в центре орнамента), является верхней линией по отношению к линиям листиков. Линии среднего листика выходят из-под горошины и поэтому они будут нижними по отношению к горошине, но верхними по отношению к линиям боковых листиков. Линии плодоножек будут нижними и по отношению к линиям листиков и к линиям ягод.

Как правило, прежде всего должны вырезаться верхние линии, а затем нижние. При этом если линия идет по фону (линия среднего листика), она режется более сильно, а если она переходит на другую форму орнамента (на боковой листик), она режется несколько слабее. Но каждый раз линия обязательно должна резаться сразу одним резком по всей длине, не прерываясь около встречной линии.

Соблюдение этого правила очень важно, оно ускоряет работу и дает резьбу более чистой и красивой.

Эти понятия о линиях, т. е. о формах, и технике их выполнения очень важны как в контурной, так и в других видах резьбы. Если просмотрим пройденные упражнения, то увидим, что там эти правила также соблюдались.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: