Тренируем дикцию с помощью произведения Гомера
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.
Как работать с этим стихотворением:
Читаем вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов. Затем читаем две строчки - эту же и следующую. Затем, таким же образом, три, четыре, пять строчек и тд... Потом в обратном порядке.
Итог: Вы справились с заданием, если у Вас получилось прочитать все стихотворение на одном дыхании.
Это произведение отрабатывается до тех пор, пока не превратится в красивый,мелодичный текст (вместо "рваного, невыразительного", в одной тональности)
Тренируем дикцию с помощью стихотворения Иосифа Бродского "Не выходи из комнаты"
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.
Как работать с этим стихотворением:
Читаем вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов. Затем читаем две строчки - эту же и следующую. Затем, таким же образом, три, четыре, пять строчек и тд... Потом в обратном порядке.
Итог: Вы справились с заданием, если у Вас получилось прочитать все стихотворение на одном дыхании.
Это произведение отрабатывается до тех пор, пока не превратится в красивый,мелодичный текст (вместо "рваного, невыразительного", в одной тональности)
Тренируем дикцию с помощью стихотворения Валерия Брюсова
"Буря с берега"
Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались от зари и до зари.
Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.
Тьмами всасывающими опоясываемые,
Заметались, затерялись в океане корабли,
С неудерживаемостью перебрасываемые,
Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.
Чем обманываете вы? Не стремительностями ли
Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?
И заласкиваете вы не медлительностями ли
Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?
Принцип отработки такой же, что и при работе со скороговорками.
Зарядка для голоса
Упражнение “Аквалангист”. Техника речи.
Это упражнения на развитие грудного дыхания. Нужно стараться произносить слова, с которых начинается каждая новая строчка, как бы изнутри, из живота, на выдохе. (Ч-я-с-м-и-и-в-а-и-х-н-р-ч-п).
Трясти телом не нужно, а вот руки которые в свободном падении свисают и покачиваются как на ветру ветки березы. Также, нельзя сажать голос на "горло"
Чтоб овладеть грудным регистром
Я становлюсь Аквалангистом
Сейчас начну я опускаться.
Мой голос будет отражаться
И в резонаторе грудном
И непременно в головном.
(идет понижение)
Все ниже опускаюсь, ниже
А дно морское ближе, ближе
(грудной регистр)
И вот уж в царстве я подводном
Хоть опустился глубоко
Но голосом грудным свободным
Распоряжаюсь я легко
Чтоб овладеть грудным регистром
Полезно стать аквалангистом.
Как правильно работать со скороговорками.
"Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли", – говорил К. С. Станиславский, обращаясь к молодым артистам. – "Она у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путаной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок".
Попробуйте раз в три дня по 10-15 минут заниматься скороговорками.
Прежде чем приступать к проговариванию скороговорки, займемся тренировкой мышц неба. Для этого нужно в ровном темпе произносим трижды согласные «Г» и «К», затем с полуоткрытым ртом постараемся произнести гласные «О», «А» и «Э» (также три раза).
После этих упражнений нужно расслабить мышцы, представив, что вы полощете рот, но не водой, а воздухом. Теперь переходим к чтению скороговорок.
В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения". Можно попросить знакомого человека прочитать по губам то, что вы произнесли.
Проработав текст, произнесите его с разными интонациями.Проговорите голосом ребёнка, мужским голосом и женским. Попробуйте рассказать скороговорку как стихотворение, постепенно ускоряя темп. Пропойте текст.
Для совершенствования дикции и артикуляционного аппарата необходимо ежедневно проговаривать скороговорки, как детям, так и взрослым. Главное правило, произносить не быстро, а внятно, четко артикулируя и четко проговаривать все ударения в каждом слове.
Еще один интересный способ:
Начинать чтение любой скороговорки диктору стоит по следующему принципу: все гласные звуки должны быть почти беззвучным, но согласные, напротив, необходимо произносить четко и звонко. После этого скороговорка уже должна произноситься в полный голос. При этом диктор должен прислушиваться к себе, чтобы определить, при какой артикуляции голос будет звучать наиболее плавно и четко.
Во время прочтения скороговорок наклоняйте голову из стороны в сторону. При этом нужно пытаться выдвинуть язык к губам, это даст эффект тихих гласных звуков.
Еще одно простое упражнение, которое в сочитании со скороговорками поможет улучшить дикцию: глубоко вдохнув и задержав дыхание, слегка зажмите нос пальцами и в таком положении начинайте читать скороговорку. Выдыхать и снова вдыхать воздух через нос можно в тех местах, где необходима пауза.
Скороговорки для красивой и правильной ("чистой" речи):
1. Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
2. Высшие эшелоны шествовали подшофе.
3. Шёл Шишига по шоссе, шёл шурша штанами. Шаг шагнет, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.
4. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
5. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
6. Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.
7. Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть
8. Сетчатый сачок зацепился за сучок
9. Со сцены цапля сцапала сценарий.
10. Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
11. Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!
12. У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
13. Глазастые газели
Газеты проглазели.
Газеты, что с прогнозами,
Грозят газелям грозами.
14. Карл Карлыч
У Карпа Карпыча
Карпа купил
15. Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.
16. Купил салоп слонихе слон.
Для слонов есть свой салон.
И солопом тем слоновым
Заслонил слон полсалона.
17. Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.
18. Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
19. Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
20. Тысяча шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из-под простокваши.
21. В парус бриг впряг бриз близ брега.
22. Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
23. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
24. Везет Сенька Соньку с Санькой на сaнкaх. Сaнки скок! Сеньку – с ног, Сaньку – в бок, Соньку – в лоб. Все в сугpоб!
25. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
26. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши
27. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
28. За щекой у щуки щетки.
Щетки у щуки за щекою.
Щука глаза прищуривает,
Да не прищуриваются.
29. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.