Как правильно работать со скороговорками.




Тренируем дикцию с помощью произведения Гомера

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;

Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;

Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;

После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,

Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.

Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он

Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;

Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же

Все собралися они и собрание сделалось полным,

С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –

Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.

Образ его несказанной красой озарила Афина,

Так что дивилися люди, его подходящего видя.

Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

 

Как работать с этим стихотворением:

Читаем вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов. Затем читаем две строчки - эту же и следующую. Затем, таким же образом, три, четыре, пять строчек и тд... Потом в обратном порядке.

 

Итог: Вы справились с заданием, если у Вас получилось прочитать все стихотворение на одном дыхании.

 

Это произведение отрабатывается до тех пор, пока не превратится в красивый,мелодичный текст (вместо "рваного, невыразительного", в одной тональности)

Тренируем дикцию с помощью стихотворения Иосифа Бродского "Не выходи из комнаты"

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;

Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;

Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;

После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,

Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.

Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он

Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;

Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же

Все собралися они и собрание сделалось полным,

С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –

Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.

Образ его несказанной красой озарила Афина,

Так что дивилися люди, его подходящего видя.

Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

 

Как работать с этим стихотворением:

Читаем вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов. Затем читаем две строчки - эту же и следующую. Затем, таким же образом, три, четыре, пять строчек и тд... Потом в обратном порядке.

 

Итог: Вы справились с заданием, если у Вас получилось прочитать все стихотворение на одном дыхании.

 

Это произведение отрабатывается до тех пор, пока не превратится в красивый,мелодичный текст (вместо "рваного, невыразительного", в одной тональности)

Тренируем дикцию с помощью стихотворения Валерия Брюсова

"Буря с берега"

 

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

 

Принцип отработки такой же, что и при работе со скороговорками.

Зарядка для голоса

Упражнение “Аквалангист”. Техника речи.

 

Это упражнения на развитие грудного дыхания. Нужно стараться произносить слова, с которых начинается каждая новая строчка, как бы изнутри, из живота, на выдохе. (Ч-я-с-м-и-и-в-а-и-х-н-р-ч-п).

 

Трясти телом не нужно, а вот руки которые в свободном падении свисают и покачиваются как на ветру ветки березы. Также, нельзя сажать голос на "горло"

 

Чтоб овладеть грудным регистром

Я становлюсь Аквалангистом

Сейчас начну я опускаться.

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном

И непременно в головном.

 

(идет понижение)

 

Все ниже опускаюсь, ниже

А дно морское ближе, ближе

 

(грудной регистр)

И вот уж в царстве я подводном

Хоть опустился глубоко

Но голосом грудным свободным

Распоряжаюсь я легко

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать аквалангистом.

Как правильно работать со скороговорками.

"Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли", – говорил К. С. Станиславский, обращаясь к молодым артистам. – "Она у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путаной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок".

 

Попробуйте раз в три дня по 10-15 минут заниматься скороговорками.

 

Прежде чем приступать к проговариванию скороговорки, займемся тренировкой мышц неба. Для этого нужно в ровном темпе произносим трижды согласные «Г» и «К», затем с полуоткрытым ртом постараемся произнести гласные «О», «А» и «Э» (также три раза).

 

После этих упражнений нужно расслабить мышцы, представив, что вы полощете рот, но не водой, а воздухом. Теперь переходим к чтению скороговорок.

 

В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения". Можно попросить знакомого человека прочитать по губам то, что вы произнесли.

 

Проработав текст, произнесите его с разными интонациями.Проговорите голосом ребёнка, мужским голосом и женским. Попробуйте рассказать скороговорку как стихотворение, постепенно ускоряя темп. Пропойте текст.

Для совершенствования дикции и артикуляционного аппарата необходимо ежедневно проговаривать скороговорки, как детям, так и взрослым. Главное правило, произносить не быстро, а внятно, четко артикулируя и четко проговаривать все ударения в каждом слове.

 

Еще один интересный способ:

Начинать чтение любой скороговорки диктору стоит по следующему принципу: все гласные звуки должны быть почти беззвучным, но согласные, напротив, необходимо произносить четко и звонко. После этого скороговорка уже должна произноситься в полный голос. При этом диктор должен прислушиваться к себе, чтобы определить, при какой артикуляции голос будет звучать наиболее плавно и четко.

 

Во время прочтения скороговорок наклоняйте голову из стороны в сторону. При этом нужно пытаться выдвинуть язык к губам, это даст эффект тихих гласных звуков.

 

Еще одно простое упражнение, которое в сочитании со скороговорками поможет улучшить дикцию: глубоко вдохнув и задержав дыхание, слегка зажмите нос пальцами и в таком положении начинайте читать скороговорку. Выдыхать и снова вдыхать воздух через нос можно в тех местах, где необходима пауза.

Скороговорки для красивой и правильной ("чистой" речи):

1. Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

 

2. Высшие эшелоны шествовали подшофе.

 

3. Шёл Шишига по шоссе, шёл шурша штанами. Шаг шагнет, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

 

4. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

 

5. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ.

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем.

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

 

6. Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек:

Растет дочка, как росточек.

 

7. Саша шустро сушит сушки.

Сушек высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть

 

8. Сетчатый сачок зацепился за сучок

 

9. Со сцены цапля сцапала сценарий.

 

10. Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

 

11. Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

 

12. У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

 

13. Глазастые газели

Газеты проглазели.

Газеты, что с прогнозами,

Грозят газелям грозами.

 

14. Карл Карлыч

У Карпа Карпыча

Карпа купил

 

15. Клава клала клад в колоду.

Клад уплыл от Клавы в воду.

Не плыла за кладом Клава,

А колода уплывала.

 

16. Купил салоп слонихе слон.

Для слонов есть свой салон.

И солопом тем слоновым

Заслонил слон полсалона.

 

17. Щебетал щегол с щеглихой,

Щекотал своих щеглят,

А щеглиха-щеголиха

И щеглята-щеголята

По щеглиному пищат.

 

18. Шушера шушере шуршала,

Что шурша шушере шуршать мешала.

 

19. Сорока за строчкою строчка

Строчит сорочатам сорочки.

 

20. Тысяча шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из-под простокваши.

 

21. В парус бриг впряг бриз близ брега.

 

22. Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

 

23. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

 

24. Везет Сенька Соньку с Санькой на сaнкaх. Сaнки скок! Сеньку – с ног, Сaньку – в бок, Соньку – в лоб. Все в сугpоб!

 

25. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

 

26. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши

 

27. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

 

28. За щекой у щуки щетки.

Щетки у щуки за щекою.

Щука глаза прищуривает,

Да не прищуриваются.

 

29. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: