Ошибки при самообразовании 2




В первом видеоролике об ошибках в самообразовании мы говорили о таких ошибках, как:

1. Перенимание чужой логики и способов схематизации

2. Формальный подход к занятиям, безответственность и безынициативность.

В данном видеоролике мы назовём другие существующие проблемы и ошибки, возникающие у людей при схематизации, и предложим пути выхода из этих ситуаций.

Прежде, чем перейти к рассмотрению ошибок в самообразовании, давайте перечислим ключевые проблемы и симптомы, которые возникают у человека, если он не правильно занимается самообразованием:

- Человек считает, что он и так всё знает и понимает. При таком подходе обучаться будет довольно сложно, т.к. человек не может адекватно оценить, что он знает, а что нет. Задайтесь вопросом, для чего вам заниматься изучением того или иного материала. Если незачем, то не стоит тратить своё и чужое время.

- Отсутствие образов в психике по тому предмету, который вы изучаете, может приводить к тому, что вы чувствуете себя придавленным, кружится голова, вам скучно, вы испытываете апатию и усталость, либо злость. Чтобы устранить недостаток образов, вам помогут наглядные материалы (картинки, видео и т.п.). Ещё лучше самому посмотреть и потрогать вживую тот предмет, который вы изучаете. Это касается в первую очередь «естественных» наук, в которых изучаются физические объекты. С абстрактными понятиями, описывающими социальные и психические явления помогает разобраться: схематизация, адекватные жизни тексты, а так же собственное чувство меры, позволяющее соотнести абстрактные понятия с жизнью и наполнить их конкретным содержанием.

- Нарушения принципа постепенности - человек перескакивает через какой-то материал, считая, что он всё понял и берётся за более сложный. Это так же приводит к негативным последствиям – голова идёт кругом, появляется растерянность и нежелание учиться. Устранить это можно возвратом к предыдущему материалу. Как правило, выясняется, что каких-то вещей из пройденного ученик не понял.

- Непонятное слово – одна из ключевых проблем при самообразовании, приводящая к тому, что человек испытывает усталость, пустоту, отстранённость, что в дальнейшем может привести к нервному срыву. Самая грубая ошибка – это продолжать обучение, пропуская непонятные слова. Часто непонятное, неусвоенное определение может послужить причиной того, что человек бросит заниматься дальнейшим изучением предмета. Выходом из данной ситуации является работа со словарями. Как именно работать со словарями, мы описали в нашей брошюре «Рекомендации по самообразованию».

Итак, какие существуют распространенные ошибки при самообразовании:

3. Заучивание и пересказ текста без понимания смысла и наделения слов образами. Включается модель школьника со всеми вытекающими.

Часто под информацией люди понимают слова, новости, сведения, а не образы, на самом деле, слова – это коды, мера, совокупность символов, выстроенных в определённой последовательности, и указывающих на определённые объекты и явления и их взаимосвязь.

Образ – это результат отражения в психику познанного человеком, через восприятие органами чувств реального объекта/процесса, либо воображение нового объекта/процесса. Т.е. образ – это субъективное представление об объективном явлении – форма, картинка, модель, фигура, конструкция, голограмма, программа, алгоритмика, последовательность, порядок, взаимосвязь, направление, устройство, схема, система, карта, чертёж, целостность, тип, вид, характер, облик, стиль, обличие, очертание, идея, смысл, роль, гармония, мысль, стереотип, ощущение, звук, запах, цвет, вкус, объём. Например, когда мы слышим или видим слово лимон, то в нашем сознании, как правило, из памяти всплывает целостный образ, который содержит информацию от разных органов чувств: визуальную, вкусовую, тактильную, обонятельную. При этом у многих от воспроизведения этой информации может даже выделиться слюна, что говорит о связи нашей психики с нашим телом (информации с материей через меру). Воображение - это волевые усилия по созданию и изменению образов в психике, что является основой моделирования, планирования и творчества.

4. Конспектирование текста без создания схем-образов в вашей психике не даёт должного результата понимания — это «синдром студента» от системы образования. Хотя сам по себе конспект может являться не плохим подспорьем для составления схем.

5. Отсутствие закреплённых схем-образов на материальном носителе. Всё, что не зафиксировано на материальном носителе – это пустая болтовня. Это утверждение проверено жизненным опытом многих управленцев практиков. Конечно, можно какое-то время управлять процессами интуитивно, но если в процессе участвуют больше одного человека, то рано или поздно они придут к необходимости описать этот процесс на бумаге.

6. Проявление лени в оформлении и обозначении словами схем-образов, их детализаций и пояснений. Это ваше отношение к самому себе, ведь образы у себя в психике вы создаёте точно такие же и к окружающим, ведь с вашими ребусами на начальном этапе придётся разбираться игротехнику и тандем-партнёру. При взаимодействии с другими людьми и выработке совместных схем в тандеме, другому человеку без слов будет сложно понять, что вы изобразили.

7. Малый словарный запас, что требует его расширения методом освоения толкового словаря (в первую очередь, концептуального словаря, если в концептуальном словаре нет значения слова, обратитесь к словарю Даля, Ожегова, Большой советской энциклопедии (Википедия хоть и либеральный ресурс, но тоже по многим запросам выдаёт адекватную информацию). Рекомендуем к новым, незнакомым для вас словам находить синонимы, для безОБРАЗных иностранных слов находить их толкование в словаре.

8. Безграмотность в основах грамматики РУССКОГО ЯЗЫКА, т.е. невозможность выделить подлежащее и сказуемое, существительные и глаголы в предложении по причине незнания, что это такое. Для этого вспоминаем сами или ищем в интернете и заполняем свой пробел в понимании, что такое подлежащее, сказуемое, существительное, глагол и т.д.

9. Неумение работать с информацией – выделять, что в тексте наиболее важное (ключевые идеи), а что второстепенное. Этот навык приобретается со временем.

10. Неумение концентрировать внимание, отвлечение психики на другие задачи в ущерб основной. Для решения этой проблемы есть специальные упражнения для формирования навыка концентрации внимания (смотри занятие №4).

11. Частое использование компьютерных программ в создании образов может создавать алгоритмы интеллектуального иждивенчества в психике индивида, вследствие ограничений творчества рамками программного продукта. Мы рекомендуем трудиться с бумагой, ручками и карандашами, а уже потом, при необходимости вы можете оформлять уже готовые на бумаге схемы с помощью программного обеспечения Microsoft PowerPoint, Visio, Corel Draw, Inkscape, Xara Xtreme и другие.

12. Отказ работать по предложенному алгоритму самообразования. Если вы считаете, что данный метод не совершенен, предлагаем вам описать (на бумаге) тот алгоритм (последовательность действий), по которому вы работаете с текстом. Пришлите этот алгоритм нам, возможно, он поможет усовершенствовать нашу методику. Если вы отказываетесь работать по предлагаемому алгоритму и не описываете своего, то возникает вопрос, с какой целью вы начали заниматься схематизацией?

13. Нежелание отказываться от своего субъективизма при работе в парах или при взаимодействии с игротехником. Я-центричное мышление не даёт увидеть, в чём прав собеседник и доработать свои схемы, улучшить своё понимание какого-то явления и процесса, прийти к общему мнению. Для устранения я-центричного мышления, рекомендуем пройти 2-е и 3-е занятие в нашей группе https://vk.com/shematizaciya

14. При ознакомлении с методом схематизации, многие задают вопрос: зачем мне это нужно? Ответ ищите в проблемах и трудностях, с которыми вы сталкиваетесь при освоении материалов КОБ и в себе в том числе, а не у игротехников или организаторов процесса самообразования. Прежде чем задавать вопрос, сформулируйте его для себя. Если вы сами можете ответить на вопрос, не обязательно тестировать других обязательствами отвечать.

15. Создание авторитета, гуру из игротехника, желание перед ним выслуживаться. Под термином игротехник мы понимаем не гуру-учителя и не мастера-сенсея, знающего ответы на все вопросы и изрекающего истину в последней инстанции. При самообразовании игротехник – это любой человек, который продвинулся в самообразовании на несколько шагов вперёд и может помочь вам сделать несколько шагов в том же направлении, но, не давая готовых ответов и рецептов, а ставя наводящие вопросы, чтобы вы поняли логику построения взаимосвязей между образами и явлениями, а не подсели на чужой интеллект. Можно человека накормить рыбой, можно дать удочку, можно научить делать удочки, а можно научить самостоятельно осваивать навыки, и тогда человек сможет не только делать удочки, но и освоить любой другой навык.

В процессе позновательно-самообразовательных игр (ПСИ) роль игротехника заключается в том, чтобы создавать «давление среды» – давать вводные данные, ставить задачи и вопросы, которые будет решать группа участников, опираясь на тандемный принцип взаимодействия, диалектический метод познания и понимание Достаточно общей теории управления.

16. Многие бросают освоение схематизации после первого занятия, сделав ошибочные выводы, не освоив полностью самого метода. Необходимо дотянуть хотя бы до 3-го занятия, и вы увидите, на сколько метод эффективен и как он реально помогает в решении жизненных проблем.

17. Срабатывает стереотип «Я не понимаю» и сыпят вопросами «А как?» - раскройте для себя, что такое понятие и понимание и задайте себе вопрос, почему вы отказываетесь понять через отрицание иного субъекта или ограничиваете себя в том, чтобы разобраться в иных образных представлениях. Тандемный принцип деятельности вам в помощь. Какой бы образ вы не создали, всегда есть аналогия или подобие в мироздании, учитесь находить аналогии вашему образу в Жизни. Если вас подсаживают на чужой интеллект (дают много советов со стороны), отследите, можете ли вы сами принимать решения без помощи кого-либо.

18. После ознакомления с методом, не поработав достаточно над собой, начинают “тянуть за уши” в схематизацию своих родных и знакомых, из благих намерений всех осчастливить. Такие благие намерения, как правило, приведут к обратному результату. Даже если удастся кого-то уговорить заняться самообразованием, в дальнейшем вам придёт негативная обратная связь, ведь у человека не было своей цели и он “ехал” на вашем энтузиазме и как только его безсознательное увидит угрозу для своих алгоритмов, он автоматически включит “заднюю скорость”. Не бойтесь остаться в одиночестве – Бог сводит людей с общими целями и проблемами и помогает в их разрешении.

Ошибки при коллективной работе:

1. Отвлечение свежими новостями, алгоритмами глобализма и максимализма (вспоминайте занятие №8 по ИПД – отличие общественной инициативы от тусовки).

2. Некоторые эгоисты начинают заниматься критиканством и пытаются самоутвердиться исключительно на виду у всех, например, вознестись над игротехником.

3. Назначение главного в коллективе и последующая готовность части коллектива подчиняться и действовать по иерархии - внедрение в процесс самообразования толпо-«элитарного» мышления.

4. Активизация скрытых «Я-центристов», которые не могут отказаться от субъективизма, зачастую это ребята, которые учились по другим программам. Они безсознательно думают программой, встроенной её создателем.

5. Присутствие внутренних и внешних напряжений у участников во время взаимодействия, проявление замкнутости, нежелание открывать глубины психики.

6. Проявление жалости к другим, чувство вины, поддержка обиды одних на других.

7. Создание группировок «Я-центристов», которые с чем-то не согласны. Объединения в оппозиции.

8. После создания первых образов, некоторые стремятся сразу создать сложный образ без проработки его составляющих.

9. Нежелание менять свою схему и ставить вопросы: «в чём прав собеседник? почему он отобразил текст по-другому? Какой вариант более полно и наглядно отображает смысл текста?». Рекомендуем сначала найти, что у вас общего в схемах и с чем вы оба согласны, зафиксируйте это на бумаге и двигайтесь постепенно дальше. Основная задача при схематизации в тандеме – это отразить максимально полно тот смысл, который заложен в тексте, не прогибаясь самому и не прогибая под себя другого.

10. Начинают обсуждать то, чего нет в текстах, уходя в длинные дискуссии. Если у вас возник вопрос, однозначного ответа на который нету в тексте, и нет согласия по этому вопросу с тандем-партнёром, выпишите себе этот вопрос на листок и найдите ответ самостоятельно позже, чтобы не отвлекаться от составления общей схемы. Иногда бывает так, что кто-то, в силу своего большего понимания, пытается вскрыть умолчания и дополнить схему теми элементами, про которые не сказано в тексте. В этом нет ничего плохого при личной проработке, однако, когда ваш тандем партнёр не понимает, почему и зачем здесь должны находиться эти элементы, вы будете катать его на своём интеллекте или подавлять его волю. Задача стоит прийти к ОБЩЕЙ схеме, а не прогнуть под себя другого.

11. Групповое СамоЗОМБИРОВАНИЕ - коллективное чтение и обсуждение прочитанного материала или натягивание одного чужого образа на всех участников - этакая имитация самообразования, в ходе которой происходит абстрактно-логический труд с лексикой и закатывание одного единственного понимания другим с подавлением одним интеллектом другого интеллекта или нескольких. Как следствие, в жизни видим левополушарных маргиналов, один из них, как правило, знает больше и начинает объяснять другим, что нужно знать и как лучше понять, при этом какие образы под этим подразумеваются, остаётся зачастую для других загадкой, так как его образы никто не видит, но остальные принимают его точку зрения на веру. В этом случае образы самостоятельно не создаются, максимум - это раздача одного чужого образа на всех, правильность которого остаётся под вопросом...

 

 

В предлагаемом нами пособии «Рекомендации по самообразованию» предложены технические навыки схематизации, способствующие развитию навыков создавать, применять и преобразовывать схемы для решения различных задач.

Выполнение предлагаемых нами заданий поможет сформировать навыки «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями содержание информационного материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, а также оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими навыками, вы сможете применять схематизацию в познавательной и социальной действительности, решая свои повседневные проблемы и находить общий язык в любом коллективе.

Схемы способствуют нахождению либо поиску: связей, взаимосвязей, ложных связей, отсутствия связей; вскрывают и проверяют на объективность найденные умолчания, выявляют причинно-следственные связи (алгоритмики).

Поиск связей, взаимосвязей в тексте производится через постановку вопросов: как, почему, зачем, кто, где?

При создании схем следует учитывать следующее.

Схема состоит из знаков, читаемых однозначно в рамках определённой сферы и каждый человек одно и то же изображение может трактовать по-разному. Поэтому схема без текстового сопровождения, без объяснения того или иного условного знака не приведёт к осмысленному её прочтению и, соответственно, к пониманию того содержания, которое в неё заложено. Не ленитесь подписывать свои обозначения, причём не только фигуры и символы, но и стрелки.

Процесс самообразования с использованием схем – это творческий процесс. Два разных человека, трудясь с одним и тем же текстом, построят две разные схемы. Это зависит от полученных навыков схематизации, образа мышления, наличия предметных знаний, а также от того, что именно хотят выделить главным в тексте. Схема имеет право на существование, если помогла понять материал.

Умение заниматься самообразованием формируется непосредственно в деятельности и только в процессе многократных упражнений. Упражнения должны быть разнообразными: от действий по предложенному образцу до создания своих собственных конструкций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: