Затруднения учащихся и трудности самого учителя




Методика изучения лексики и фразеологии

 

Цели и задачи данного раздела

1. Лексика служит базой для обогащения словарного запаса

2. Лексика формирует интерес к изучению русского языка, бережное отношение к слову

3. Лексика служит базой для усвоения стилистики и культуры речи

4. Лексика помогает ребёнку понять междууровневые связи (словообразование (дом – домик), морфология, синтаксис)

5. Лексика формирует у ребёнка умение работать со словарём

6. Через лексику ребёнку можно показать аспекты развития истории языка

 

Содержание обучения

Знания:

· понятие о ЛЗ слова

· понятие о полисемии, антонимии, синонимии, омонимии (показываем как слово представлено в словарях, строение словарной статьи, цель использования в тексте, речи).

· понятие о лексике с точки зрения происхождения и употребления слов

· понятие о фразеологии и уместности их употребления в речи

Умения:

· находить изучаемое явление в тексте и его классифицировать

· выполнять лексический анализ слова

· пользоваться разными словарями

· употреблять изучаемые языковые явления в собственной речи

Этапы изучения (место в школьном курсе)

По учебнику Шанского изучается два года:

· 5 класс – семасиология

· 6 класс – лексикология, фразеология

По учебнику Бабайцевой – один год, только в 5м классе.

 

1й этап: начальные классы (на практическом уровне без терминов)

2й этап: систематический (5-6 кл. Шанский; 5 кл. Бабайцева)

3й этап: 7-9 классы аспектное изучение

4й этап: 10-11 классы функционально-стилистический этап

Принципы методики указанного раздела

1. Экстралингвистический (сопоставление слова и реалии)

2. Парадигматический (или системный) – слово в системе

3. Лексико-грамматический (слово рассматривается в единстве лексического и грамматического значения)

4. Исторический

5. Функционально-стилистический (функция слова, роль в тексте)

Виды упражнений

 

1. Нахождение синонимов, антонимов, омонимов в тексте

2. Подбор примеров и их анализ

3. Нахождение и исправление лексических ошибок

4. Группировка лексических явлений, составление схем, таблиц

5. Лексический анализ

6. Упражнения, связанные с использованием словаря

a. Анализ словарной статьи

b. Составление словарной статьи

c. Подбор иллюстративного материала к словарной статье

d. Дополнение словарной статьи

e. Сопоставление словарных статей в словарях разных типов

f. Нахождение помет в словарях

g. Составление собственного словаря

 

Затруднения учащихся и трудности самого учителя

1. Ученики не понимают, что переносное значение – это одно из значений многозначного слова

2. Не разводится стёртая и живая метафора (нос корабля, крыло самолёта)

3. В школьном учебнике сначала даётся тема»Омонимы»; потом «Синонимы»; затем «Антонимы»

4. Дети не отличают омонимы от многозначного слова

5. В школе не разводят лексику с точки зрения употребления и происхождения.

 

Употребление   Происхождение
Обще­упот­реби­тель­ные Ограниченное употребление   Устаревшие Совре­менные Неологизмы
  Жар­гоны Диа­лекты Про­фессио­на­лизмы Архаические Историче­ские   Языковые Авторские (окказио­нализмы)
                 

 

6. Указывать признаки заимствованных слов

7. Не выделяются в школе синонимы языковые и авторские

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: