Методика изучения лексики и фразеологии
Цели и задачи данного раздела
1. Лексика служит базой для обогащения словарного запаса
2. Лексика формирует интерес к изучению русского языка, бережное отношение к слову
3. Лексика служит базой для усвоения стилистики и культуры речи
4. Лексика помогает ребёнку понять междууровневые связи (словообразование (дом – домик), морфология, синтаксис)
5. Лексика формирует у ребёнка умение работать со словарём
6. Через лексику ребёнку можно показать аспекты развития истории языка
Содержание обучения
Знания:
· понятие о ЛЗ слова
· понятие о полисемии, антонимии, синонимии, омонимии (показываем как слово представлено в словарях, строение словарной статьи, цель использования в тексте, речи).
· понятие о лексике с точки зрения происхождения и употребления слов
· понятие о фразеологии и уместности их употребления в речи
Умения:
· находить изучаемое явление в тексте и его классифицировать
· выполнять лексический анализ слова
· пользоваться разными словарями
· употреблять изучаемые языковые явления в собственной речи
Этапы изучения (место в школьном курсе)
По учебнику Шанского изучается два года:
· 5 класс – семасиология
· 6 класс – лексикология, фразеология
По учебнику Бабайцевой – один год, только в 5м классе.
1й этап: начальные классы (на практическом уровне без терминов)
2й этап: систематический (5-6 кл. Шанский; 5 кл. Бабайцева)
3й этап: 7-9 классы аспектное изучение
4й этап: 10-11 классы функционально-стилистический этап
Принципы методики указанного раздела
1. Экстралингвистический (сопоставление слова и реалии)
2. Парадигматический (или системный) – слово в системе
3. Лексико-грамматический (слово рассматривается в единстве лексического и грамматического значения)
4. Исторический
5. Функционально-стилистический (функция слова, роль в тексте)
Виды упражнений
1. Нахождение синонимов, антонимов, омонимов в тексте
2. Подбор примеров и их анализ
3. Нахождение и исправление лексических ошибок
4. Группировка лексических явлений, составление схем, таблиц
5. Лексический анализ
6. Упражнения, связанные с использованием словаря
a. Анализ словарной статьи
b. Составление словарной статьи
c. Подбор иллюстративного материала к словарной статье
d. Дополнение словарной статьи
e. Сопоставление словарных статей в словарях разных типов
f. Нахождение помет в словарях
g. Составление собственного словаря
Затруднения учащихся и трудности самого учителя
1. Ученики не понимают, что переносное значение – это одно из значений многозначного слова
2. Не разводится стёртая и живая метафора (нос корабля, крыло самолёта)
3. В школьном учебнике сначала даётся тема»Омонимы»; потом «Синонимы»; затем «Антонимы»
4. Дети не отличают омонимы от многозначного слова
5. В школе не разводят лексику с точки зрения употребления и происхождения.
Употребление | Происхождение | |||||||
Общеупотребительные | Ограниченное употребление | Устаревшие | Современные | Неологизмы | ||||
Жаргоны | Диалекты | Профессионализмы | Архаические | Исторические | Языковые | Авторские (окказионализмы) | ||
6. Указывать признаки заимствованных слов
7. Не выделяются в школе синонимы языковые и авторские