Общественный прогресс и модернизация.




Обобщающим понятием, отображающим процесс обновления, развития общества, является понятие «модернизация». Это предельно широкий смысл данного понятия.

Однако, чаще говоря о «модернизации » мы имеем в виду иное, понимание данного процесса в рамках так называемой теории модернизации. Это узкий смысл данного понятия, то есть рассмотрение в качестве процесса перехода от лишенного динамизма развития общества традиционного типа к обществу индустриальному. Далее мы используем модернизацию именно в узком смысле. В таком случае, исторически модернизация совпадает с переходом от общества феодального к обществу капиталистическому и органически связана с индустриальной революцией и теми процессами, которые она несет в жизнь.

Выделяют мыслители несколько граней (сторон) модернизации. Так, под экономической модернизацией понимается промышленная революция, то есть переход от мануфактурной стадии производства к фабричной, от ручного труда к широкому распространению машинного производства.

Социальной модернизацией представляется вытеснение сословий (групп людей, различающихся по политико-правовому признаку) общественными классами (группами людей, различающимися по их месту в разделении труда, по отношению к собственности, общественному богатству).

Политическая сторона модернизации включает в себя становление парламентаризма, многопартийности, демократических институтов взаимодействия общества и власти.

Духовная модернизация предполагает формирование новой картины мира, изменение роли науки в обществе, формирование нового духовного облика человека.

Данное осмысление модернизации грешит определенной односторонностью, обращая внимание, главным образом, на экономические процессы – промышленную революцию, рождение техники и технологии нового поколения. Остальные же процессы рассматриваются в качестве вторичных, опосредованных.

Современные российские философы А.С..Ахиезер и С.Я.Матвеева предлагают свое толкование модернизации, способное преодолеть данный экономический детерминизм. Они видят в модернизации, прежде всего изменения в ценностных установках, ориентирах развития общества.

С.Я.Матвеева понимает модернизацию как «процесс некатастрофического (то есть не предполагающего разрушения, слома прежних структур и отношений) преобразования общества, восприятие и адаптацию принимающей культурой инноваций и ценностей культуры принимаемой». Принимающей культурой является общество традиционного типа. Принимаются же ценности общества индустриального. Причем, каждая культура, каждый народ осваивает новые (по сути, западноевропейские) нормы и ценности по-своему. Нет единой для всех модели заимствования.

Очень важно понимание модернизации как некатастрофического процесса, то есть такого, который не приводит общество к разрушению, гибели, слому его несущих основ. Катастрофой в определенном смысле считается также и разрыв в преемственности развития, потеря связи с собственным прошлым, прерывание исторической преемственности.

Особенно важно такое понимание модернизации в нашей стране – России. Поскольку на протяжении XX столетия нам пришлось пережить по сути две национально-государственные катастрофа, приведшие к краху прежней государственности. Это революция 1917 г., похоронившая Российскую империю, и, события 1991 –1992 гг., приведшие к распаду Советского Союза и образованию постсоветских государств. Новая российская государственность очень молода, она насчитывает всего полтора десятилетия. По историческим меркам это чрезвычайно малый срок. И анализ уроков прошлого, понимание того, как важно проводить преобразования, реформы, не допуская разрушения всей системы общественных отношений, разрыва связи между поколениями, преемственности исторического развития – необходимый элемент становления современной России.

В каких смыслах понятие «модернизация» встречалось вам в курсе истории? Какая эпоха признается историками в качестве эпохи модернизации?

Многие ученые размышляют над проблемой критериев модернизации, поисками ответа на вопрос, какое общество можно считать модернизируемым. Обратим внимание на подход, выделяющий критерии модернизации обобщенно, по сферам общественного бытия.

1. В социальной сфере для модернизирующегося общества будет характерно разделение между частной и общественной жизнью, выделение «полюса» отдельной личности, индивидуального «Я».

2. К экономическим критериям следует отнести освоение и применение новых технологий, закрепление ведущей роли в экономике крупной промышленности, сферы услуг, информационной экономики.

3. Политическими критериями модернизирующегося общества являются: наличие эффективного централизованного государства, системы разделения властей;

4. В сфере духовной жизни, культуры к качественным характеристикам модернизации необходимо отнести многообразие культурных направлений, свободный доступ граждан к информации и обмен ею, возможность для широкого круга людей приобщаться к культурному наследию человечества, развитие науки, образования.

 


 

1.8. Процессы глобализации и становление единого человечества

Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее. О многообразии современного мира говорят такие факты: на планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства; эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни; многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.
Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного». Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанное. Факторами его целостности являются:
развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты;
развитие транспорта, сделавшее современным мир «маленьким», доступным для передвижения; развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технико-технологическое пространство и сделавшее реальной угрозу уничтожения человечества — с другой;
развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества;
острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества.
Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира.

Ведущей тенденцией развития, главным вызовом современной эпохи становится глобализация. Все теснее и теснее становятся связи между странами и регионами мира, многие вопросы выходят за рамки государств и приобретают транснациональный характер. Мы являемся свидетелями процесса интеграции народов и государств в единое мировое сообщество, пространство, функционирующее на основе единых стандартов, норм, правил поведения, ценностей. Очевиднее всего глобализация проявляется в таких явлениях как действующие по всему Земному шары закусочные «Макдональдс», вездесущие гамбургеры и чизбургеры, «Кока-кола», шоколадки «Сниккерс». Весь мир жует жвачку «Риглейз», носит джинсы «Ливайс», пьет чай «Липтон». Стремительно исчезают национальные товарные знаки – бренды. К примеру, армянского коньяка, который был хорошо известен в советские времена, фактически уже не будет, так как предприятия, на которых он производился, выкуплены французскими компаниями. Российские кондитерские предприятия покупают транснациональные компании вроде «Нестле».

Глобализация наступает вместе с автомобилями, бытовой техников, стандартами потребления словно океанская волна, которой столь трудно противостоять. Хорошо это или плохо? Можно ли вообще в подобной системе координат оценить всю сложность и противоречивость этого явления, ведущего к унификации мира?

Идея объединения людей в планетарном масштабе не нова. О едином мировом государстве мечтали и просветители и утописты. Много лет назад, на заре советского государства руководители большевистской партии мечтали о создании единой Земшарии с единым центром управления экономикой как результате победоносной мировой революции. Поэт Владимир Маяковский определил эту мечту как жизнь «единым человечьим общежитием». Но осуществление интеграции в мировом масштабе, вопреки чаяниям большевиков стало возможным именно на путях капиталистического развития.

Основой процесса глобализации стало формирование мирового рынка, обеспечивающего свободный переток капиталов, выходящий за рамки национальных экономик, доступ крупнейших компаний к источникам сырья, где бы они не находились, конкуренцию на мировом рынке труда. Институтами экономической глобализации стали созданные после Второй мировой войны Всемирный банк, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, а также усиливающиеся в последние десятилетия крупнейшие транснациональные корпорации, по чъему заказу, зачастую, начинают работать правящие круги многих стран.

Глобализация политическая затрагивает всемирные интересы и сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения безопасности, таких как миротворческие операции, междунарордные санкции, антитеррористическая борьба. Институтами глобальной политики стали Организация объединенных наций, созданная в 1945 году, региональные интеграционные структуры, прежде всего, ЕЭС, Совет Европы и др.

Глобализация экономики и политики дополняется развитием информационных технологий и средств связи, формированием единого мирового информационного пространства. Благодаря сети Интернет, любая информация в считанные секунды способна преодолевать расстояния в десятки тысяч километров. Кроме того, можно говорить о создании мировой массовой культуры. Нашумевшие премьеры голливудских блокбастеров, например, знаменитого «Властелина колец», практически одновременно проходят на разных странах и континентах. Весь мир закупает и смотрит бесконечные бразильские «мыльные оперы», читает книги о Гарри Поттере, слушает модные музыкальные хиты. Все унифицируется, подгоняется под единые стандарты производства и потребления. Адепты глобализации убеждены в ее благотворном воздействии на мировое сообщество, в том, что ее плоды будут полезны людям во всем мире. Что в итоге на всей земле победят и утвердятся гуманистические демократические ценности, генерируемые западноевропейской цивилизацией.

Однако столь оптимистический сценарий вошел в соприкосновение с реалиями и жизни и вызвал сильнейшее противодействие со стороны национальных культур, групп и движений, не заинтересованных в поглощении своих традиционных ценностей агрессивной западной культурой.

Глобализация породила сложный комплекс противоречий и вызвала к жизни противоположный процесс – антиглобализм.

Безусловно, процесс глобализации влечет за собой включение национальных экономик в эффективные международные связи и контакты, повышает стандарт и качество жизни многих народов, но, наряду с этим, растет и количество проблем. Экономикоцентризм идеологии и практики глобализации определяет потебительское отношение к окружающей среде, духовной культуре. В условиях глобализации все подчиняется экономическому росту. Зачастую в ущерб гуманитарным интересам и ценностям. Нещадная эксплуатация природных ресурсов приводит к возникновению экологических угроз.

Экономика эпохи глобализации все большее и большее внимание уделяет не производственной деятельности, а финансовым отношениям. Господствующие на мировом рынке транснациональные корпорации, названные теоретиком антиглобализма Д.Коргеном «империями нового корпоративного колониализма» в малой степени учитывают интересы и потребности местного населения, с его исторически сложившимися устоями и традициями. Вместо экономик национально ориентированных, складывается отстраненный и бездушный глобальный рынок, задающий единые стереотипы потребления и вкусы.

Культ экономики, потребительства, денег подвергает угрозе самые сущностные гуманитарные основы человеческого бытия. Ведь сказано: «Не хлебом единым жив человек». Не менее важную, а может быть и более значимую роль играют политические институты, культура. Поэтому в качестве задачи, стоящей перед современным человечеством можно назвать обеспечение непротиворечивого единения экономических, политических, культурных процессов.

Глобализация, словно паровой каток, укладывающий асфальт, безразлична к национальной специфике, традициям. Она сопровождается стремительной экспансией западных ценностей и западного образа жизни, вестернизацией, вступает в соприкосновение с традициями и культурой. Усиливается разрыв между богатыми и бедными странами. Богатые, мировой «Север», становятся еще богаче и могущественней, превращаясь все более и более в замкнутый элитарный клуб вершителей судеб мира, бедные, мировой «Юг» становятся беднее, и в принципе, неспособными приблизиться к более или менее приемлемым стандартам жизни. Известный политолог С.Хантингтон признает, что «навязывание миру западных ценностей по своим последствиям аморально». И ведет к борьбе с вестернизацией, к рецидивам традиционализма.

Стало уже привычным для нас, что во время проведения встреч на высшем уровне представителей ведущих стран мира «Большой восьмерки», Всемирного экономического форума и т.д. происходят и массовые выступления антиглобалистов. Молодые люди, студенты сжигают государственные флаги ведущих стран, разбивают витрины кафе «Макдональдс» автомобили, выражая тем самым протест против унификации, подчинения своих стран интересам транснациональных компаний. И этот протест объединяет разные доселе политические силы.

Ущемленные в своих интересах круги в разных странах и регионах мира ищут ответ на вызовы глобализации. Одним из вариантов подобных ответов является рост экстремизма, радикализма, международный терроризм.

Важно в современную эпоху четко и правильно осмыслить свои национальные интересы, ответить на вопрос, как и в какой степени сочетаются они с глобализацией, понять свою специфику. Найти оптимальное для каждой страны сочетание универсалий и уникального, присущего только данной стране и ее народу.

Представляется бесспорной правота англичанина Кристофера Коукера: «Бросит ли снова Россия вызов Западу, зависит от того, будет ли складывающееся в ней общество таким же отвлеченным и умышленным, как прежде. Если оно растеряет свои ценности, пытаясь стать таким, каким его хочет видеть Запад, то не сможет модернизироваться. Культура его уникальна. И модернизация должна сохранить эту уникальность, а не нивелировать ее. Россия никогда не станет частью западного политического сообщества, или, если на то пошло, западного мира».

Подобные слова можно адресовать не только России, но и многим другим странам и регионам.

 

1.9

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: