Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида





Каждый крупный ученый - философ формулирует свою теорию о сущности человека, но все они сходятся в одном - человек сложен и противоречив. Сложность человеческой природы, ее элементов, заставила ученых ввести несколько терминов для обозначения человека – индивид, индивидуальность, личность. Что включается в эти понятия?

Человек – это представитель вида «гомосапиенс»(человек разумный), результат длительной эволюции, существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности к труду, производству орудий труда, обладающее речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами, представлениями о добре и зле. Человек – это единение телесного и духовного начал. Все мы - люди, все мы – человеки, как говорится. Произнося слово «человек», мы не говорим об особенностях отдельных людей, худые они или толстые, черные или белые, грустные или веселые.

Индивид – это уже единичный, отдельный представитель человеческого рода, безотносительно к его реальным особенностям. Родившийся ребенок – уже индивид, он обладает всеми задатками человека. Но пока еще, он не является индивидуальностью. Под индивидуальностью ученые понимают не просто «единицу» человеческого рода, а неповторимое своеобразное сочетание природных задатков, поведения, образа жизни каждого из нас. Чтобы вы стали индивидуальностью, необходимо приобрести определенный жизненный опыт труда, общения, развить свои природные качества.

И, наконец, чаще всего мы будем использовать в книге понятие личность.

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Формирование человеческой личности происходит только в процессе общения с другими людьми, под влиянием общества, то есть в процессе социализации индивида.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. Институтами социализации, то есть включения индивида в мир социальных взаимодействий, помимо семьи, выступают школа (система образования), прохождение службы в армии, ближайшее окружение, работа, дружеский круг, спорт и т.д. В широком смысле слова институтом социализации выступает культура.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социализируется, то есть преобразуется под влиянием общества, и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д. Более того, сама физиологическая потребность в еде трансформируется в высокое гастрономическое искусство, традиции национальной кухни и т.д.

Личностные качества - такие в нас, которые позволяют быть нам членами общества. Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, природные задатки, определяющими являются иные факторы – социальные – это взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека. Это целый комплекс умственных, морально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека. На формирование подобных качеств оказывают ведущее влияние два процесса – образование и воспитание. Посредством их человек усваивает знания, теории, нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные предыдущими поколениями. Эти процессы социально значимы, так как и от образования и от воспитания зависит, какую личность, какого человека получит общество, будет ли он оказывать положительное влияние на окружающих или же напротив, займет позицию разрушительную, отрицательную.

Личность реализует себя в обществе и через общественные отношения. Ученые спорят о том, кого можно назвать личностью, все ли людей или только тех, кто действует конструктивно, имеет положительные цели, стремится делать добро? Некоторые считают, что можно говорить и о личности асоциального, антиобщественного типа, о личности отрицательной по своей сути.

Споры ведутся также и о том, с какого именно возраста человек становится личностью. Большинство ученых полагает, что только тогда, когда человек начинает осознавать и контролировать свое поведение, мотивы своей деятельности. Личность формируется годами. Идет постоянная, невидимая постороннему глазу, работа внутри нас. Впитывая внешние воздействия, влияние других людей, мы меняемся, набираем опыт, учимся подавлять свои порывы, закаляем свою волю, познаем себя и мир. Ведущими процессами в этой внутричеловеческой деятельности являются самообразование и самовоспитание.

Познакомимся с теорией личности, сформулированной современным ученым Дж. Уиггинсом.

Дж. Уиггинс выделяет четыре основных подхода в изучении личности: биологический, экспериментальный, социальный и психометри­ческий. Приведем их определения:

1. Биологический подход. Изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобре­тенного опыта, генетических предпосылок и эво­люционного развития. Взаимодействие поведен­ческих аспектов и биологической основы — пред­мет особого внимания биологического подхода.

2. Экспериментальный подход. Основой изуче­ния личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятель­ности. Понимание этих процессов приводит к по­ниманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воз­действие на структуру его личности.

3. Социальный подход. Изучается социальное окружение индивида и его воздействие на раз­витие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом.

4. Психометрический подход. Изучение лич­ности основывается на изучении признаков, от­ражающих внутреннюю структуру свойств лич­ности. Измерение личностных свойств и их раз­личий базируется на наблюдениях за поведением индивида, на самоотчетах, на непрямой оценке ха­рактеристик.

Хотя большинство психологов, вероятно, согла­сится с тем, что различные подходы полезны для идеального широкого определения понятия лич­ности, рабочие определения, применяемые ими на практике, могут не включать один или более из приведенных выше аспектов. Задача ученых — не дать исчерпывающее идеальное определение, а представить адекватный инструментарий, необхо­димый для плодотворной дискуссии. Таким об­разом, итоговый вывод заключается в том, что личность есть син­тез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Научное определение лич­ности включает индивидуальные особенности, спо­собности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и то, что обычно называется темпераментом — типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека — так же, как и то, что в несколько устаревшей терми­нологии называлось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида). Однако определение должно включать еще мно­гое другое. Общая схема должна давать воз­можность исследовать многие различные факто­ры, влияющие на развитие личности. Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредство­ванным и трудно прослеживаемым. Различия в стиле питания, перенесенные болезни и даже кли­матические условия могут, через воздействие на телесные функции, влиять на поведение и таким образом на личность. Культурные различия, на­чиная от национальных и кончая присущими бли­жайшему окружению, придают поведению чело­века свои специфические оттенки. Наибольшее значение при этом имеет культурная атмосфера семьи, особенно если мы исследуем личностные вариации в пределах данной культуры в более широком социальном контексте. Наконец, нельзя не учитывать поворотные моменты в жизни чело­века — несчастный случай, приводящий к инва­лидности, смерть близкого человека, переживание ужаса или невероятного везения. Определение личности должно быть достаточно широко, чтобы вместить все эти аспекты.

 


Внутренний мир человека

Древние греки, задававшие себе многие из волнующих нас вопросов и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли человека двояко: как часть большого космоса, мироздания, несущую в себе субстанцию целого, и как микрокосмос — отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое. Подобное разделение показывает, что наш внутренний мир отнюдь не совпадает с тем, что представляет собою огромный мир вокруг нас.

Духовный мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. Если большой мир, в котором живет человек, является для него Космосом, то внутренний мир – это микрокосмос, который не менее сложен и противоречив, чем мир большой.

Среди основных элементов духовного мира можно назвать: духовные потребности; познание окружающего мира, самовыражение средствами искусства, пользование достижениями науки и культуры, знания - о природе, обществе, человеке, самом себе; вера в истинность своих убеждений; представления об окружающем мире; убеждения; ценности; принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы; способности; чувства и эмоции; отношения человека с природой и обществом; цели, которые человек ставит перед собой.

Мы по-своему воспринимаем и истолковываем окружающее. Представьте себе картинку: льется поток света, а на его пути — линза. Что произойдет? Свет преломляется сквозь изогнутое стекло и выходит уже совсем иначе. Так и человек. Его сознание похоже на линзу, которая воспринимает потоки, исходящие от внешнего мира. То, что остается после приема и переработки этих импульсов, абсолютно не похоже на то, что было вначале. Мир, отраженный в человеке, запечатленный в образах его сознания, не совпадает с действительностью. Во-первых, люди улавливают далеко не все влияния окружающего мира, большая часть их проходит не замеченной, не воспринятой, не осознанной. Во-вторых, даже то, что воспринимается нашими органами чувств, нашим мозгом, мы преображаем, даем этим воздействиям свое толкование. Во всем вводим наше, человеческое измерение. Один из мудрецов древности, Протагор, заметил: «Человек есть мера всех вещей». Даже жизнь и смерть человек оценивает в собственном масштабе. Эту мысль блестяще иллюстрирует стихотворение И. А. Бродского:

Маленькая смерть собаки,

Маленькая смерть птицы,

Нормальные размеры

Человеческой смерти.

Означает ли это, что кроме нас и нашего восприятия не существует ничего? И да, и нет.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру.

Важнейшим признаком сформировавшейся человеческой личности является наличие у нее мировоззрения — устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире. В науках о человеке различается множество видов мировоззрения, например:

- научное (признающее решающее значение научных знаний в понимании мира, отрицающее все не признанное наукой, например, «летающие тарелки», инопланетян, «лохнесское чудовище»);

- паранаучное (предполагающее существование иного мира, мира духов, высших сил, в котором возможно составление астрологических прогнозов, магия и колдовство);

- религиозное (опирающееся на одну из религий — веру в сверхъестественное, в Бога, основывающее свои действия и поступки на одной из священных книг);

- атеистическое (отрицающее существование высших, неприродных сил).

Выделяют ученые мировоззрение гуманистическое (признающее ценность всех людей на Земле) и его противоположность - человеконенавистническое (его отличает презрение к другим людям, народам, пропаганда национальной исключительности, войн, кровопролития), революционное (отстаивающее резкие, кардинальные преобразования общества) и консервативное (с недоверием относящееся к любым новациям и предпочитающее все традиционное, устоявшееся). Можно называть и многие другие виды миропонимания людей.

Чаще всего, на практике приходится сталкиваться с людьми, которые и не задумываются о том, какое у них мировоззрение. Живут, работают, воспитывают детей, ездят на отдых на море, голосуют на выборах. Они приходят к различным логическим выводам, формулируют правила своего поведения, наблюдают за развитием конкретных жизненных ситуаций. В процессе этой повседневности рождаются мысли, подобные, к примеру, такой: «Если что-то плохое может произойти, оно непременно произойдет» или же «Вкривь и вкось все идет сразу, зато в норму приходит постепенно». Подобные суждения являются проявлениями житейского или обыденного мировоззрения. Подобный же житейский опыт, накопленный поколениями людей, и передающихся от родителей к детям ложится в основу народной мудрости.

Наше мировоззрение вбирает в себя как губка и элементы научных знаний, и суеверия, и народную мудрость, и свой собственный жизненный опыт, и поучения родителей и друзей, создаваемая подобная картина уникальна. Каждый людей, живущих на свете, – носитель собственного взгляда на мир, понимания своей сущности, отношений к другим людям.

Мировоззрение влияет на нормы поведения людей, их контакты друг с другом. Важным отличием порядочного человека является уважительное, терпимое отношение к взглядам и убеждениям других людей, умение выслушивать чужую точку зрения, даже если вы с ней не согласны. Не думайте, что все вокруг должны быть такими же как вы, во всем соглашаться с вашим мнением. Напротив, именно инакомыслие — разные подходы и оценки одних и тех же явлений — является нормой жизни в обществе. Только внимательно выслушав доводы другого, объяснив свой подход, можно достигнуть согласия. Для обозначения подобных отношений между людьми существует красивое слово — толерантность. Советуем вам приобрести качество толерантности, сделать его одной из основ своего мировоззрения. Задумайтесь, ведь всегда интереснее общаться с тем человеком, который не во всем согласен с тобой. С ним можно поспорить, обсудить новый фильм, книгу, компьютерную игру. Возможно, ваше первоначальное мнение измениться в ходе этих споров, а может быть, напротив, ваш друг прислушается к вас и изменит свою точку зрения. Даже если каждый из вас останется при своем мнении, ваша дружба, ваше уважение друг к другу ничуть не станет меньше.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

 





Читайте также:
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.023 с.