Основные нормативные акты





Правовые основы несостоятельности (банкротства)

 

§ 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития. § 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства). § 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства). 3.1. Правовой статус должника. 3.2. Правовой статус кредитора. 3.3. Собрание кредиторов. 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего. 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности. 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства). § 4. Процедуры несостоятельности (банкротства). 4.1. Восстановительные процедуры. 4.2. Наблюдение. 4.3. Финансовое оздоровление. 4.4. Внешнее управление. 4.5. Конкурсное производство. 4.6. Мировое соглашение. 4.7. Упрощенные процедуры банкротства. § 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников

 

Основные понятия

 

Административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.

Анализ финансового состояния должника - исследование финансово-хозяйственной деятельности должника, осуществляемое в целях определения достаточности принадлежащего ему имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных действующим законодательством.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему.

Внешний управляющий - лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве.

Временный управляющий - лицо, утверждаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных Законом о банкротстве.

Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору, а также по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ (вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и т.д.).

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного действующим законодательством.

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Конкурсная масса - все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, кроме имущества, не включаемого в конкурсную массу в соответствии с положениями Закона о банкротстве.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий - лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве.

Кредитор - лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности.

Мировое соглашение - соглашение сторон о прекращении спора на основе мирного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов - приостановление исполнения требований кредиторов, распространяемое на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законодательством, в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством РФ.

Предвидение банкротства - ситуация, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Процедура банкротства - совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения.

 

Основные нормативные акты

 

Гражданский кодекс РФ - части первая и вторая.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп., включая от 21 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст.1097; 2000. N 2. Ст.127; 2001. N 26. Ст.2590; N 33 (ч.I). Ст.3419; 2002. N 12. Ст.1093.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (с доп. от 8 августа 2001 г.) // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3179; 2001. N 33 (ч.I). Ст.3429.

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" // САПП РФ. 1993. N 52. Ст.5070.

Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" // СЗ РФ. 1994. N 6. Ст.592.

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 301 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству" // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст.1597.

Распоряжение ФСДН РФ от 18 августа 1994 г. N 31-р "Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса" (в ред. от 12 сентября 1994 г. N 56-р) // Экономика и жизнь. 1994. N 44.

Распоряжение ФСДН РФ от 28 сентября 1998 г. N 21-р "О порядке аккредитации коммерческих банков при Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" // Вестник ФСДН РФ. 1999. N 7.

Распоряжение ФСФО России от 31 марта 1999 г. N 13-р "О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности" (в ред. от 28 июня 1999 г. N 17-р) // РГ. 1999. 14 апр.

Распоряжение ФСФО РФ от 27 сентября 1999 г. N 27-р "Об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих" // РГ. 1999. 3 нояб.

Письмо ЦБ РФ от 25 марта 1999 г. N 108-Т "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // ВБР. 1999. N 19.

Положение ЦБ РФ от 21 июля 1999 г. N 83-П "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации" // ВБР. 1999. N 44.

Письмо ЦБ РФ от 30 мая 2000 г. N 114-Т "Об обращении в арбитражный суд с заявлениями о признании кредитных организаций банкротами" // ВБР. 2000. N 30.

 

§ 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве):
основные черты и тенденции развития

 

Существующие мировые системы правового регулирования несостоятельности отличаются по тем конкретным целям, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, а именно: увеличение возврата средств в интересах всех сторон, спасение бизнеса жизнеспособного предприятия, справедливое распределение средств между сторонами, осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних правовых систем является увеличение размеров возврата средств для кредиторов (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других - спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, вызывающих повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Существует и еще одна модель (американская, французская, российская системы), ставящая в качестве основной задачи эффективное распределение и выполнение макроэкономических функций*(329). С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ. Эти положения можно разделить на три группы:

нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст.25) и юридических лиц (ст.65);

нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст.64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), ст.56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой, предоставление добросовестным предпринимателям возможности улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(330), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"*(331), а также иные нормативные акты. К числу последних следует, в частности, отнести Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 31, постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства"*(332), предусматривающее ускоренный порядок применения процедур банкротства.

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения.

1. Институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом, сочетающим нормы различных отраслей права. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок урегулирования спорной ситуации между кредиторами и должником) урегулированы нормами других отраслей права*(333).

Законодательство о несостоятельности, имеющее комплексный характер, формируется на стыке публичного и частного права. Поэтому не случайно, что Закон о банкротстве 2002 г., как и ранее действовавший Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ*(334) наряду с материально-правовыми нормами содержит большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл.III Закона; кроме того, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства для отдельных участников имущественного оборота).

2. В качестве основной тенденции эволюции законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует признать, что оно развивается по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести Гражданский кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, введенный в действие с 1 сентября 2002 г. В соответствии со ст.33 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным этим кодексом, с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве. Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено Законом о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специфика правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, содержится в Законе о банкротстве, в Законе о банкротстве кредитных организаций и в Законе об особенностях банкротства субъектов естественных монополий.

3. Одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него дополнений (порою лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что "наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений"*(335).

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

 





Читайте также:
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.023 с.