Упрощенные процедуры банкротства




 

Признаки несостоятельности (банкротства) могут иметь как субъекты, у которых имеется перспектива восстановления платежеспособности, так и субъекты, которые практически прекратили свою деятельность, находятся в процессе ликвидации, а также те, местонахождение которых неизвестно. В этом случае в целях более быстрого исключения таких субъектов из имущественного оборота применяются упрощенные процедуры банкротства.

Названные процедуры применяются в отношении ликвидируемого или отсутствующего должника. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Следует заметить, что помимо ликвидационной комиссии (ликвидатора) заявление о признании ликвидируемого должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (п.3 ст.224). При этом кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Особенностью подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом является то обстоятельство, что оно может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Кроме того, заявление может быть подано уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п.2 ст.227 Закона).

Наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление при банкротстве отсутствующего или ликвидируемого должника не применяются.

Законом 1998 г. были предусмотрены также ускоренные процедуры банкротства, которые могли быть применены по инициативе кредиторов любой организации-должника, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). В тексте Закона термин "ускоренные процедуры" не применялся. Осуществление этих процедур было регламентировано постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства"*(374) и принятыми в соответствии с этим постановлением Методическими рекомендациями по ускоренному порядку применения процедур банкротства от 27 августа 1998 г. N 16-р*(375).

 

§ 5. Особенности несостоятельности (банкротства)
отдельных категорий должников

 

Одним из недостатков ранее действовавшего законодательства о банкротстве, по мнению В.В. Витрянского, следует назвать "одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства"*(376). Действительно Закон 1992 г. не делал практически никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным предприятием и, к примеру, посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; между промышленным предприятием и кредитной организацией и т.д.

Закон о банкротстве 2002 г. учитывает особенности правового статуса отдельных субъектов предпринимательской деятельности и вытекающие из этого особенности применения к ним процедур банкротства.

Так, несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности, касающиеся, во-первых, особого характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.

Следует заметить, что Закон о банкротстве содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п.1 ст.178).

Финансовое оздоровление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной продукции.

В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимый Законом срок для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности (восемнадцать месяцев), более чем на три месяца.

При определенных обстоятельствах (если в период внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год при условии изменения графика погашения задолженности.

До принятия Закона 1998 г. постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081 "Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций"*(377) предписывалось учитывать данные балансов сельскохозяйственных организаций за последние 3-5 лет для реальной оценки их финансового состояния. Это касалось хозяйствующих субъектов агропромышленной сферы, расположенных в зонах влияния неблагоприятных природных и эпидемиологических факторов, финансовое состояние которых ухудшилось в связи с этим.

Дополнительно законодатель предусматривает, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.

Особенности осуществления процедур несостоятельности (банкротства) предусмотрены также в отношении градообразующих, финансовых организаций (кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий (ст.168).

 

Краткие выводы

 

1. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что положения Закона о банкротстве в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу лишь с момента введения в действие норм о банкротстве граждан, которые будут внесены в федеральные законы. Однако данное обстоятельство не означает, что положения о банкротстве граждан, содержащиеся в гл.X названного Закона, вообще не будут применяться до внесения соответствующих изменений в ГК РФ. По правилам данной главы будет осуществляться банкротство индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. При определении задолженности по обязательствам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды не должны приниматься во внимание подлежащие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции. В общую сумму задолженности включаются лишь суммы долга за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и другим обязательным платежам.

3. Участниками собрания с правом голоса являются теперь не только конкурсные кредиторы, но и уполномоченные органы. Участниками собрания без права голоса являются представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов.

4. Закон о банкротстве в большей степени детализирует требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Кроме того, действующий Закон не предусматривает лицензирование деятельности арбитражных управляющих.

5. Новой для действующего законодательства является процедура финансового оздоровления, которая вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

6. Бесспорен тот факт, что основным средством, создающим условия для восстановления платежеспособности должника, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. По сравнению с ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 г. действующий Закон предусматривает также в качестве мер по восстановлению платежеспособности должника замещение его активов, проводимого путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. Кроме того, в качестве меры может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций.

7. Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности должника; все требования к должнику, включая требования уполномоченных органов, предъявляются только в рамках конкурсного производства.

8. Единственное условие утверждения арбитражным судом мирового соглашения - погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очередей (по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; компенсация морального вреда; по расчетам по выплате выходных пособий и заработной платы; по выплате вознаграждения по авторским договорам).

9. Новеллой действующего Закона о банкротстве является положение, согласно которому требования кредиторов теперь удовлетворяются в рамках трех очередей, причем требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей.

 

Вопросы

 

1. Назовите признаки банкротства по действующему законодательству.

2. Кто не может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с положениями Закона о банкротстве?

3. При каких условиях размер денежных требований кредиторов считается установленным (бесспорным)?

4. Принимается ли во внимание при определении задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам дебиторская задолженность?

5. На каких лиц законодатель возлагает обязанность по подаче заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)?

6. Может ли работник, который не получает заработную плату в течение трех месяцев с момента наступления даты ее выплаты, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом?

7. Опишите правовой статус арбитражного управляющего.

8. Каков порядок утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего?

9. Каковы основная цель и правовые последствия введения арбитражным судом наблюдения - процедуры банкротства, являющейся новеллой действующего законодательства?

10. В чем суть финансового оздоровления?

11. Что означает для должника введение моратория на удовлетворение требований кредиторов?

12. В соответствии с положениями Закона о банкротстве одной из мер по восстановлению платежеспособности должника является продажа его предприятия. Как быть в ситуации, если деятельность должника является лицензируемой?

13. Должно ли включаться в имущество должника при продаже его предприятия как единого имущественного комплекса имущество социально-бытового назначения: детские сады, санатории, дома отдыха и т.д.?

14. Какие виды исков вправе предъявлять конкурсный управляющий при осуществлении своих полномочий?

15. Что такое конкурсная масса?

16. При каких условиях мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом?

17. Требования каких кредиторов, удовлетворенные в результате заключения мирового соглашения, впоследствии признанного недействительным, считаются погашенными?

18. Назовите особенности банкротства отдельных категорий должников (градообразующих, финансовых, стратегических, сельскохозяйственных организаций, граждан).

19. Каково соотношение прав и интересов кредиторов и должника при осуществлении процедур несостоятельности (банкротства)?

 

Рекомендуемая литература

 

Баренбойм П. Правовые основы банкротства: Учебное пособие. М., 1995.

Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М., 2001.

Быков А. Государственный интерес. Защищая якобы именно его, Федеральная служба по делам о несостоятельности готова пойти на все // Комсомольская правда. 1998. 11 нояб.

Васильев Е.А. Правовое регулирование конкурсного производства в капиталистических странах. Учебное пособие. М., 1989.

Витрянский В.В. Как реформировать законодательство о банкротстве // Законодательство. 1999. N 5.

Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Вестник ВАС РФ. 1998. Специальное приложение к N 2.

Дубинчин А.А. Институт несостоятельности и внеконкурсное удовлетворение требований к должнику - юридическому лицу // Хозяйство и право. 1999. N 9-10.

Дубинчин А.А. Мировое соглашение в деле о банкротстве: проблемы теории и практики // Хозяйство и право. 2000. N 7.

Калнан Р. Мировое соглашение // Вестник ВАС РФ. 2001. Специальное приложение к N 3.

Лившиц Н.Г. Мировое соглашение в деле о банкротстве // Вестник ВАС РФ. 1999. N 1.

Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде // Вестник ВАС РФ. 1998. Специальное приложение к N 2.

Машкина Т.И. О некоторых вопросах практики применения Закона "О несостоятельности (банкротстве)" Арбитражным судом Красноярского края // Вестник ВАС РФ. 1999. N 10.

Никитина О.А. Конкурсное производство // Вестник ВАС РФ. 2001. Специальное приложение к N 3.

Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. 1998. Специальное приложение к N 2.

Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей: Учебное пособие. СПб., 1995.

Свит Ю. Восстановительные процедуры - способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. 1998. N 3.

Телюкина М.В. Акционирование долга, обмен долга на доли участия и продажа бизнеса предприятия, находящегося в процессе производства по делу о несостоятельности // Юридический мир. 1998. N 3.

Телюкина М.В. Внешнее управление имуществом должника и проблема правосубъектности юридических лиц // Юридический мир. 1997. N 12.

Телюкина М.В. Наблюдение как процедура банкротства // Хозяйство и право. 1998. N 9-10.

Телюкина М.В. Недействительность сделок, совершенных предприятием-должником до признания его несостоятельным // Юрист. 1997. N 7.

Телюкина М.В. Полномочия конкурсного управляющего и теоретические проблемы определения его статуса // Юридический мир. 1999. N 1-2.

Телюкина М.В. Правовое положение кредиторов должника, находящегося в процессе производства по делу о несостоятельности // Юридический мир. 1999. N 3.

Телюкина М.В. Проблема опровержения сделок должника, находящегося в процессе производства дела о несостоятельности (теоретический и практический аспекты) // Юридический мир. 1998. N 6.

Хоуман М. Внешнее управление // Вестник ВАС РФ. 2001. Специальное приложение к N 3.

Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. 4-е изд. М., 1912. Т.IV.

Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы // Российская юстиция. 1998. N 10.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!