Решите методическую задачу




Методическая задача 1

Учитель использовал дидактический материал, приведенный ниже. Сформулируйте задания к каждому виду дидактического материала. Уточните этап и цель использования получившихся заданий.

1. Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? Измениться ли значение слова? Перепишите предложения и поставьте слова в скобках в нужную форму. Для чего нужны окончания в словах?

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

2. Выделите корень в каждом слове. Как можно проверить написание безударных гласных в корне слова?

Столик, кормушка, загородный, переезд, досказать, подарок.

3. Выберите лишнее слова, объясните почему?

Соль, солонка, солнце; вода, водитель, подводный; лес, лесник, лестница; больной, больница, большой.

4. Сгруппируйте однокоренные слова.

Сказать, труд, земля, вода, земной, труженик, подземный, рассказ, водяной, доказать, трудный, сказка, наземный, земляк, затруднение, земляной, подводный, безводный.

 

3.

В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными.

Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол - представлены в каждом из I-IV классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во II классе вводятся понятия "частей речи", сообщаются некоторые признаки частей речи, в III и IV классах - склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения вводятся наклонения - повелительное, сослагательное и пр.; местоимения - притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия. Предлоги в начальных классах изучаются в связи со склонением имен существительных и личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различении приставок и предлогов. Союзы - в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений. Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия. Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания.

В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:

а) лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;

б) роль в предложении, или синтаксическая функция;

в) наличие тех или иных категориальных признаков; признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности/неодушевленности - только имени существительному;

г) изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи - характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.). Рамзаева Т.Г. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1979. - 431 с.

Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глаголов, отвлеченные (абстрактные) существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения).

 
  Методика морфологии - раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1997. - 383 с. Особенности методики изучения морфологии обусловливаются целями ее изучения. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых - различать части речи и производить морфологический разбор. Из специфики морфологии вытекают следующие принципы ее изучения: · лексико-грамматический - сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, (например, беготня: лексическое значение "быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях" и общее смысловое значение "действие в форме существительного");   · парадигматический - сопоставление косвенных форм и исходной формы слова; · морфолого-синтаксический - сопоставление слова как члена предложения и части речи. Методика преподавания русского языка в школе / под ред.М.Т. Баранова. - М., 2001. - 368 с. Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы, называемые в отечественной науке упражнениями. Там же. Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения: · морфологический анализ; · полный или частичный морфологический разбор слова; · формообразование слов, постановка слова в указанной форме; · конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи; · нахождение части речи в предложении, в тексте; · словообразование частей речи. · опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

· подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

· группировка слов по частям речи, их разрядам;

· составление парадигмы слова;

· разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

· составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;

· наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;

· наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;

· наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения;

Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: