Взаимосвязь политологии с другими науками




Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике.

Политология в своих исследованиях опирается на получаемые социологией эмпирические данные о социальной структуре общества и ее динамике, активно использует методы и методики социологических исследований (опросы, анкетирование и т.п.).

Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп.

Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления.

Смежными науками являются политология и политическая история, исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений. История дает политологу обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого.

Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких научных направлений, как политическая география, геополитика, изучающих отношения между политикой и географией.

 

3. Методы и функции политологии.

Общетеоретические методы:

o социологический метод - анализ политики «от общества», выяснениесоциальной обусловленности политических явлений, влияния на политическую систему отношений, складывающихся в других социальных подсистемах;

o структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостность, систему со сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет определенные функции, направленные на удовлетворение потребностей системы;

o системный метод предполагает анализ политики как сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействия с окружающей средой через «вход» и «выход» системы;

o институциональный метод заключается в изучении институтов, с помощью которых осуществляется государственная власть и т.д.;

o сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений (государственного строя, политических партий), различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления общих и отличительных черт политической жизни разных народов, стран, эпох.

o исторический метод рассматривает политические явления в их хронологическом развития и обнаруживает связь прошлого, настоящего и будущего;

o бихевиористский метод предусматривает изучение поведения отдельных лиц и групп;

o психологический метод рассматривает конкретного индивида, учитывая его родовые характеристики, социальное окружение, субъективные механизмы поведения, типичные психологические мотивации и роль бессознательного фактора в его поведении.

Общеполитические методы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование и конкретизацию, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, прогнозирования и др..

Эмпирические исследовательские методы основываются на получении начального информации о политике, о политическом процессе. Они охватывают использование статистики, анализ документов, анкетирование, теорию игр, наблюдения и др.

Функции:

o Теоретико-познавательная: дает возможность раскрывать объективные тенденции социально-политического развития, реально оценивать политические ситуации.

o Методологическая: раскрывая общие закономерности политики, создает базу для отдельных политических теорий и других общественных наук.

o Воспитательная: способствует политической социализации, формированию и развитию политической культуры.

o Регулятивная: обеспечивает влияние людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях, рационализацию политической жизни.

o Аналитическая: позволяет сделать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий, других элементов политической организации общества.

o Прогностическая: определяет прогноз развития политических процессов вероятности событий с целью своевременного корректирования политики.

o Мировоззренческая: способствует правильному соотношению общечеловеческих, государственных, классовых, национальных, групповых, личных интересов, определению собственного места в политической жизни общества.

o Инновационная: стремится предоставить прогнозам и выводам максимальную научную обоснованность и максимальную контрольную форму.


 

4. Политическая мысль Древнего мира.

Политическая мысль имеет свои корни в IV - III тысячелетиях до нашей эры. Основа ее зарождения лежит в Древних Египте и Междуречье. По мере преобразования первобытного строя в рабовладельческий и с появлением государственных образований возникают первые ростки политической мысли, касающиеся общественных отношений и государственного устройства.

Источники, дошедшие до наших дней, «Поучение Птахетепа» в Древнем Египте и «Законы царя Хаммурапи» в Междуречье. Они являются попыткой подвести политико-правовую основу под неограниченную власть правителей.

В I тысячелетии до н.э. с развитием общественного производства, человечество делает свои первые шаги рационального самопознания.

Так, в Древней Индии основным документом, который давал информацию о рационалистических представлений о политике, был трактат «Артхашастра» («Учение о пользе»). Его автором считается Каутилья.

В древнем Китае столбом философской и политической мысли был Конфуций (551-479 гг до н.э.). Главным в его взглядах было понятие о идеальном государстве. Он считал, что государство возникло из объединения семей.

Платон предложил концепцию идеального государства, где каждый должен заниматься своим делом. Идеалом для Платона было аристократическое общество во главе с философами, которые знают как управлять государством. Аристотель определял человека как существо политическое. Он различал правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы гос. правления. При правильных формах правители действуют на основе закона и ради общественного блага, при неправильных – ради собственной выгоды и вопреки законам.

Одним из наиболее ярких представителей политической мысли Древнего Рима был Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г.г. до н.э.). Целью государства Цицерон считает обеспечение безопасности граждан и свободного использования имущества.


 

5. Средневековые политические концепции.

Политическую роль в эпоху феодализма играло духовенство. Оно было большой экономической, политической и идеологической силой. Это произошло потому, что в условиях крупной феодальной раздробленности (VX вв.) католическая церковь, имея четкую иерархию и устойчивые догматы, оказывала значительное влияние на всю духовную жизнь средневековья. Не была исключением также и политическая мысль. Ее развитие осуществляли представители церкви.

Основные аспекты политической мысли Средневековья состояли в выдвижении на передний план проблем соотношения светской и церковной власти.

Самым известным представителем идей христианской доктрины был Фома Аквинский. В своих учениях он приспособил философские и политические взгляды Аристотеля к нуждам церковной идеологии, позаимствовав у него взгляд на человека как на существо политическую, интересы которой должны быть подчинены государственным. В тоже время государство существует только для того, что бы заботиться о общем благе. Он решительно запрещал социальное равенство, большинство должно работать физически, лишь меньшинство способно заниматься умственной деятельностью и управлять.

Одними из представителей светской доктрины были Марсил Падуанский и Уильям Оккам.

В частности, Падуанский пришел к выводу, что ни церковь, ни государство не имеют божественной природы, но являются различными формами человеческой власти. При этом церковь должна быть отделена от государства и должна подчиняться светской власти.

Оккам считал, что при идеальном политическом устройстве реализация общегосударственных задач должна согласовываться с правами и свободами граждан, которые нельзя нарушать ни правителями светскими, ни, тем более, духовными.


 

6. Политологические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

Возрождение выдвинуло на первый план совершенно новые политические проблемы, возникшие вместе с кризисом феодализма, расширением рационального мышления, развитием новой структуры общества.

Это были проблемы, связанные, во-первых, с новым видением человека, уровня ее свободы, прав и обязанностей, во-вторых, с доступом к власти, поскольку расширялся круг владельцев, что приводило к увеличению количества индивидов, которые могли участвовать в принятии политических решений.

Наиболее известным и выдающимся представителем эпохи Возрождения был итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Его самый известный политический трактат - «Государь». Он отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политика – это лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости.

Вольтер главную задачу видел в просвещении общества, выступал с критикой феодального своеволия и деспотизма католической церкви, против судебного неравноправия, за равенство граждан перед законом, за буржуазно-демократические права и свободы (частную собственность, личную неприкосновенность, свободы совести и слова).

Ярким представителем эпохи раннего Просвещения был нидерландский философ Бенедикт Спиноза. Он считал, что государство возникло на основе общественного договора для того, чтобы люди могли обеспечить свою собственной безопасности, а также осуществлять взаимопомощи. Главным аспектом политических взглядов Спинозы был вопрос свободы.

Важный вклад в развитие политической мысли сделали немецкие мыслители Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Кант занимался разработкой проблем права, государства и закона, впервые ввел понятие «правовое государство».

Гегель ввел понятие «гражданское общество», которое, по его мнению, представляет собой общество собственников, свободно обмениваются предметами собственности и тем самым обеспечивают взаимное признание.

 

7. Политические теории Нового времени. Становления и утверждения политологии как науки.

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) в работе "Левиафан" рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию "войны всех против всех", для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства.

Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632-1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственных интересов, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Г. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи "общественного договора" - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Г. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договорами, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность. Государство обязано не нарушать, а защищать эти права. Индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778). С именем Руссо связывают смену гражданской концепции политики на социальную; в которой отправной точкой является не отдельный человек, а группы, классы, нации. С одной стороны, люди создают государство, а с другой - сами являются его продуктом. Человек, по мнению Руссо, должен подчиняться общей воле. Однако, для эффективного действия общей воли необходимо социальное равенство, фундаментальное политическое единство и прямая форма демократии. Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

Значителен вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма XVI-XIXвв., родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге "Утопия" он представил картину идеального общества в котором господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для всестороннего развития личности.

В середине XIХв. Карл Маркс (1818-1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

Основные компоненты политической теории марксизм.

- принцип экономической обусловленности политической жизни;

- идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса;

- рабочий класс - носитель всеобщего политического интереса; во главе других трудящихся классов он должен совершить социалистическую революцию и уничтожить эксплуататорское государство, открыть путь к строительству бесклассового общества-коммунизма;

- диктатура пролетариата - это период господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.


 

8. Зарождение и развитие политической мысли в Украине с древнейших времен до XVIII в.

Политическая мысль древних жителей украинских земель существовала в виде общественно-политических взглядов, имели религиозно-мифологический характер. Чаще всего они были связаны с практической жизнью и основными потребностями.

Важным фактором, способствовавшим объединению Руси и превращению ее в большую феодальное государство, усилению политической власти правления, было введение христианства на Руси. Его утверждения способствовало не только развитию общественно-политической мысли, но и усилению экономических и культурных связей с Византией и другими европейскими странами. Под влиянием византийской философии формировалась теологическая и политическая мысль. Эти процессы способствовали рождению единства общественно-политического строя, общественных отношений и права.

Центральной политической проблемой того времени была проблема взаимоотношений светской и церковной властей.

С одной стороны, церковь в Киевской Руси стремилась подняться над великокняжеской администрацией, пыталась стать центром единения удельнораздробленного государства, что нашло свое концептуальное отражение в церковном учении о богоугодного властелина, в основе которого лежала идея родового, династического княжение. С другой стороны, отражая интересы светской власти, постепенно сложилась концепция единовластие, верховенства только светской власти.

Одним из самых известных представителей политической мысли Киевской Руси был Владимир Мономах. В частности, он считал, что совершать беззакония не имеют права не только сыновья князей, но и служебные люди. Князь является государственным мужем, носителем закона. По его мнению, властелин должен помнить, что вместе с властью растет и ответственность.

В начале казацко-гетманской эпохи важным центром общественно-политической жизни оставалась Галицкая земля. Такие связи с западноевропейской культурой способствовали распространению идей гуманизма. Среди представителей этого направления в политической мысли можно выделить Юрия Котермака-Дрогобыча и Станислава Ореховского.

В частности, Юрий Дрогобыч высказывался за укрепление сильной королевской власти, что обусловливает превосходство светской власти над церковью. Относительно идей Станислава Орловского, то он считал, что управление государством должно осуществляться методами убеждения, властелин должен получить уважение и любовь подданных, ибо без этого он не может стать авторитетом и его власть будет слабой.

Свидетельством повышения уровня политической мысли стали «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского», заключенные в апреле 1710 года между гетманом Филиппом Орликом и Войском Запорожским. Основным пунктом Конституции Пилипа Орлика было провозглашение независимости Украины. Она предусматривала создание высшего органа - Генерального Совета и ограничивала права и полномочия гетмана. Без решения Генерального Совета гетман имел право рассматривать только текущие вопросы, советоваться при этом с Генеральной старшиной. Украина должна была стать демократической республикой с выборными законодательным и исполнительным органами.

Выдающийся украинский мыслитель Григорий Сковорода считал, что государственное устройство, политический строй зависит от того, насколько социально-политическое состояние членов общества соответствует их духовной природе. Государство является законным и необходимым, он был лишь против преступной власти и устройства. Это наступает тогда, когда естественное превращается в неестественное. Такие же проблемы, как равенство и свобода, по его мнению, являются проблемами естественной ответственности. Общественно-политическим идеалом у Сковороды должен быть государственный строй, который бы опирался на общественный компромисс. Это должно быть гармоничное общество, но с определенной иерархической структурой.


 

9. Украинская политическая мысль Нового времени.

В конце XVIII - начале XIX века политическая мысль в Украине вступает в новый период своего исторического развития. Главными источниками возрождение национального сознания было воздействие западноевропейских политических идей, в частности идей Французской революции.

В первой половине XIX века в Украине возникло Кирилло-Мефодиевского общество.

Представители: Костомаров, Кулиш, Гулак, Шевченко.

Основными задачами они считали построение славянской союза христианских республик, уничтожение крепостничества и абсолютистской власти в Российской империи.

Кирилло-мефодиевское общество призвало славян к объединению, но в условиях образования каждым народом своей собственной суверенной республики, независимой от других, построенной на демократических началах. Члены общества стремились достичь своего идеала как через государственные реформы, так и благодаря распространению образования, нравственного совершенствования человека.

Михаил Драгоманов считал, что чем более высоким является уровень развития общественной организации, тем выше должна быть степень социального прогресса.

Иван Франко. В своих произведениях он уделял значительное внимание кооперации, организации взаимопомощи для социальной защиты, борьбе за просвещение работников, повышения их культурного уровня. Однако он не выступал за диктатуру пролетариата, а был за широкое самоуправление и акцентировал внимание на общечеловеческих, а не классовых ценностях.

Михаил Грушевский - первый Президент Украинской Народной Республики (УНР). Вначале он поддерживал идеи федеративных форм организации государственной жизни нации и выступал за национально-культурную автономию Украины в рамках Российской империи.

Однако большевистская революция и новый характер украинско-российских отношений внесли значительные коррективы в политические взгляды Грушевского. Он подвергает резкой критике политику советской России в Украину, поскольку, по его мнению, большевистские руководители под своим федерализмом скрывают худший террористический централизм.

Владимир Винниченко - выдвинул собственную концепцию Украинский рабоче-крестьянской революции. Главным ее структурным элементом было сочетание социально- экономических факторов с национально-политическими при преобладании первых.

Представителем национально-государственного направления в политической мысли Украины был Дмитрий Донцов. Его национализм представлял собой мировоззрение, что является стимулом всех человеческих начинаний и взаимоотношений. Провозглашая главной образом деятельности человека волевой аспект человеческой психики, он подносил к уровня абсолютных человеческих ценностей иррационализм, экспансию, насилие и фанатизм. Выдвинул идею переориентации Украины на Запад, так как считал Украину европейским государством.

Выдающимся украинским политическим мыслителем консервативного направлении был Вячеслав Липинский. Он сформулировал оригинальную доктрину государственного устройства Украины.

Суть данной доктрины заключалась в наследственной трудовой монархии во главе с гетманом. Она базировалась на концепции земледельца как главной движущей силы политического процесса. Именно земледельцы-собственники должны восстановить утраченную государственность

Относительно союза трех славянских государств - Украины, Белоруссии и России, на мнению Липинского, он возможен только на равноправной основе независимых стран на основе политического и экономического партнерства.


 

10. Политические концепции украинских мыслителей XX в.

Развитие политической мысли в тот период определялось рядом факторов как внутреннего, так и внешнего характера: первой мировой войной и Октябрьской революцией, распространением социалистических идей (марксистских и немарксистских), неудачей в борьбе за украинскую государственность и необходимостью переосмыслить основные события украинской революции, внутренними процессами в советской Украине, волной национализма, ставшей в послевоенной Европе угрожающей силой и др. На этом фоне происходит переоценка ценностей, проявляются новые общественно-политические движения и концепции.

Либерализм. В отличие от Западной Европы, где либерализм в XIX в. "триумфально шествовал", в Украине либеральные идеи не получили столь успешного распространения и не приобрели окончательного оформления. В значительной степени это связано с господствующим политическим режимом, жестоко подавляющим любые проявления освободительного движения, вследствие чего имело место засилье и популярность радикальных течений (то ли в форме русского революционизма, то ли украинского народничества, национализма и т.п.)

В целом в Украинской общественно-политической мысли прослеживаются политические, социально-экономические, правовые и этические постулаты либерализма. Главные из них:

— политические: существование демократического государства возможно лишь в условиях политической свободы, которая трактуется как совокупность конституционно закрепленных прав граждан (М. Ковалевский, Б. Кистяковский);

— децентрализация государства как способ ограничения государственной власти и предоставление гарантий существованию местного самоуправления (М. Драгоманов);

— социально-экономические: признание частной собственности на средства производства как основы развития общества (М. Туган - Барановский);

— правовые: признание верховенства права в общественной жизни, взаимосвязь права и свободы (Б. Кистякивский).

Национально-демократическое направление (или национально-государственное). Это интеллектуально-политическое направление зародилось в Галиции и связано с именами И. Франка, Ю. Бачинского и др. В частности, И. Франко, выступая за демократическое разрешение национального вопроса, за равенство наций, против мессианства любой нации, всегда был украинским патриотом. Проблема национальной независимости еще более остро поставлена Ю. Бачинским в статье "Ukraina Irredanta".

Основные постулаты национально-демократической доктрины: обоснование права украинского народа на самоопределение в границах своей этнической территории; признание национальной идеи и психологии основой бытия и сущности нации; демократический политический режим и республиканская форма правления — основа политического строя украинской нации.

Консерватизм, как и либерализм, не получил широкого распространения в Украине. Непосредственная причина его появления была связана с сопротивлением русификации и полонизации. В XIX в. к консервативному течению украинской политической мысли относились Г. Галаган (1819-1888), П. Кулиш (1819-1897) и др.

Интегральный национализм. Представители этого направления связывали возрождение Украины с нацией как высшей общественной ценностью.

Взгляды Н. Михневского соединяли идеи независимости и веру в социалистический строй как единственно возможный путь для Украины. В русле консервативной традиции он ставил задачу-минимум — восстановление исторического легитимизма и возвращение к условиям Переяславской Рады 1654 г. Разрешение задачи-максимум — достижение полной независимости — он видел в преодолении главного недостатка украинского освободительного движения: - "брак националізму серед широкого загалу"; движущей силой национальной революции обозначил новую ("четвертую") украинскую интеллигенцию. Михновский выдвинул и лозунг "Украина для украинцев", что стало неотъемлемым признаком интегрального национализма.

Вера в нацию как высшую общественную ценность достигла гиперболизированных размеров в идеологических постулатах Д. Донцова, который является классиком интегрального национализма.


 

11. Власть как категория политологии.

Политическая власть — центральная категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначению политической системы общества. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политического поведения социальных групп и индивидов. Власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание — один из важнейших аспектов политической жизни общества.

Власть обеспечивает в обществе порядок, выражающийся в соответствии поведения всех субъектов данной социальной системы нормам и ценностям, которые система провозгласила для себя целесообразными. Власть порождается общественным разделением труда и обуславливается спецификой построения социальной системы как иерархической организации, разделенной на властвующих и подвластных (подчиненных).

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то семья, группа, социальный слой, нация, общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

Политической власти присущи определенные универсальные свойства:

§ всеобщность (функционирует во всех сферах человеческого общения и политических процессах);

§ инклюзивность (от лат. includere — включать; способна проникать во все виды деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).

Коренным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями, и т. д.).

12. Концепции власти.

Концепции

1. Теологическая (ученые-богословы)

Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека

2. Биологическая (Ф. Ницше) Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке

3. Бихевиоризм (Ч. Мерриам, Г. Лассуэль, Гегель) В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности. Власть – это особый тип человеческого поведения, по которому одни руководят, другие подчиняются.

4. Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни) Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием

5. Структурно-функциональная (Т. Парсонс) Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)

6. Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю

Поведенческий подход - природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека

Социологический подход - природа власти объясняется через определенную систему социального взаимодействия

В современной политологии определяют три важнейших аспекта власти, среди которых основополагающим является директивный:

v директивный аспект (власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа-директивы);

v функциональный аспект (власть понимается как способность и умение реализовать функцию общественного управ-ления);

v коммуникативный аспект (власть реализуется через общение, это вид социального взаимодействия).


 

13. Признаки и функции политической власти.

Признаки:

o приоритетность интересов субъектов власти;

o наличие противоречий между субъектом и объектом властвования;

o наличие объективных условий властвования;

o наличие нескольких видов осуществления власти.

Функции:

Ø поддержание целостности и единства общества

Ø управления общественной жизнью

Ø обеспечения господства определенных соц. групп

Ø политическая социализация

Ø идеологическая функция

Ø распределение ресурсов

 

14. Структура и признаки власти.

Власть - взаимодействие субъекта и объекта, они также являются активным началом структуры власти. Субъект власти - им может быть лицо, орган, организация и другое. Для реальных властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти, а также быть компетентным, знать состояние и настроения подчиненных, иметь цель, авторитет.

Условно субъекты власти разделяют на первичные и вторичные:

1. Первичный субъектом при республиканском, демократическом правлении является народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления

2. Вторичные субъекты носителей власти - малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциированные группы. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделен конституционными правами и обязанностями. Существенную роль во властных отношениях играют политические лидеры. Последствия их политики, как известно, разные: прогрессивные и регрессивные, плодотворные и бесплодные, благополучные и трагические. Совокупным (коллективным) носителем политической власти является сама политическая система общества как способ организации и развития социальных общностей и их отношений.

Объект власти - объект властной воли всегда имеет выбор: или подчиниться, или погибнуть, но не подчиниться. Поэтому границы власти, отношение объекта к власти простираются от жесткого сопротивления, борьбы за уничтожение до добровольного подчинения. Взаимодействие их осуществляется с помощью ресурсов, которые регулируют процесс властвования.

Субъектно-объектные властные отношения имеют специфический характер, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Так, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами политической власти, одновременно они и отношения между ними являются объектами властного воздействия. К объектам политической власти относят также все сферы общественной жизни - экономическую, духовную, социальную, научно-техническую и т.д., общество в целом.

Ресурсы власти - это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Основные группы ресурсов власти:

o экономические - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, земля и ее недра, деньги, недвижимость и т.д.

o социальные - способность повышения социального статуса или ранга, места в социальной структуре.

o политико-правовые - конституция, законы, программные документы политических партий.

o силовые - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

o информационные - знания и информация, а также средства их получения и распространения.

o демографические - человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.


 

15. Основные теории политической системы.

Теория политической системы Истона:

Политическая система - это совокупность таких взаимодействий, благодаря которым ценности авторитарным путем поступают в общество.

Все политические системы выполняют 2 функции:

1) предлагать обществу определенные ценности;

2) заставлять большинство общества признавать эти ценности в качестве обязательных.

2 типа поддержки:

1. поддержка режима, который понимается как совокупность устойчивых ожиданий. включающие ценности политической системы, нормы и структуру власти;

2. поддержка власти, то есть всех формальных и неформальных политических институтов.

Теория политической системы Алмонда:

Политическая система - это различные формы полет поведения как государственных, так и негосударственных структур, в анализе которых выделяют два уровня:

1. инстуциональний - сосредоточен на исследовании государственных и негосударственных политических институтов;

2. ориентационный - сосредоточен на исследовании политических структур, которые в своей совокупности создают политичес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: