На дорогу цементобетонную смесь доставляют автомобилями-самосвалами, автобетоновозами и автобетоносмесителями. При перевозке смесь должна быть защищена от атмосферных осадков, замораживания, высушивания, а также от вытекания цементного раствора. Подвижную смесь не рекомендуется перевозить автомобилями-самосвалами.
При длительной перевозке, особенно по плохой дороге, смеси расслаиваюся, поэтому подвижные смеси, с осадкой конуса более 5 см, в транспортных средствах, не имеющих побуждения, перевозят не далее 10 км по хорошей дороге и 3 км по плохой.
Автобетоносмеситель используют для приготовления бетонной смеси в пути следования к месту укладки от цементо-бетонного завода, где их загружают отдозированными составными частями и водой. Автобетоносмесители можно использовать в качестве бетоновозов с побуждением на большие расстояния. Вращение смесительного барабана с частотой 3...4 об/мин в пути предотвращает расслоение смеси, при этом вместимость барабана используется на 80 %, а при перевозке сухой - на 60...70 %. Автосмесители при утеплении цистерны могут перевозить цементобетонную смесь при температуре -20 °С. Техническая характеристика автобетоносмесителей приведена в табл. 7.5.5.
Таблица 7.5.5
Техническая характеристика автобетоносмесителей с гидромеханическим приводом
Показатели | СБ-227 | СБ-230 | C Б-92В | C Б-1596-2 | ABC-5 | АБС-6 | СБ-172-2 | СБ-214 | СБ-211 | АБС-7 | СБ-234 |
Базовое шасси | ЗИЛ-433362 | МАЗ-5337 | КамАЗ-55111 | УРАЛ-4320-30 | КамАЗ-55111 | КрАЗ-250 | КрАЗ-250 | МАЗ-5433 | МАЗ-5433 | КрАЗ-65101 | МЗКТ-69237 |
Вместимость смесительного барабана, м3 | 5,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | 10,0 | - | - | 11,6 | 14,0 |
Максимальный объем перевозимой бетонной смеси, м3 | 2,5 | 4,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 6,8 | 5,8 | 6,0 | 8,0 | 7,0 | 8,0 |
Частота вращения барабана, об/мин | 0...14 | 0...18 | 0...20 | 0...18 | 0...18 | 0...12 | 0...18 | 0...18 | 0...12 | 0...18 | 0...12 |
Время перемешивания, мин | 15...20 | 15...20 | 15...20 | 15...20 | - | - | - | - | - | - | 15...20 |
Высота загрузки, м. | 3,6 | 3,6 | 3,62 | 3,6 | 3,5 | 3,64 | 3,8 | 3,6 | 3,6 | 3,77 | 3,6 |
Высота выгрузки, м | 1,05 | 1,2 | - | - | 1,9 | 1,9 | 2,2 | - | - | 1,9 | 2,2 |
Вместимость бака для воды, л | |||||||||||
Максимальная скорость, км/ч | |||||||||||
Масса снаряжения, кг | - | ||||||||||
Масса полная, кг | |||||||||||
Габаритные размеры, м | 7,0 ´ 2,5 ´ 2,6 | 7,8 ´ 2,5 ´ 3,6 | 7,5 ´ 2,5 ´ 3,62 | 9,0 ´ 2,5 ´ 3,6 | 7,45 ´ 2,5 ´ 1,5 | 9,87 ´ 2,5 ´ 3,64 | 10,5 ´ 2,6 ´ 3,8 | 7,0 ´ 2,5 ´ 3,6 | 8,0 ´ 2,5 ´ 3,6 | 9,98 ´ 2,5 ´ 3,7 | 9,5 ´ 2,5 ´ 3,6 |
Автобетоновоз представляет собой кузов, смонтированный на шасси грузового автомобиля. В отличие от обычных автомобилей-самосвалов кузов автобетоновоза сужается к разгрузочному отверстию, а ось опрокидывания поднята на стойках. Сверху кузов закрыт крышкой. Подъем кузова - гидравлический.
Выбор оптимальных транспортных средств производят по приведённым затратам на перевозку.
7.5.4. Проектирование генерального плана цементобетонного завода
При проектировании генерального плана необходимо учитывать перспективу расширения и возможность создания повышенных запасов материалов. При расположении площадки цементобетонного завода на косогоре склады инертных материалов и оборудование располагают с таким расчетом, чтобы использовать гравитационное перемещение материалов. По возможности площадку выбирают такой, чтобы грунтово-гидрологические условия позволяли устраивать транспортные галереи, другие подземные коммуникации, а также возведение фундаментов без дополнительных затрат. Если на цементобетонном заводе предполагается иметь несколько смесительных установок в одном цехе, то приёмные устройства материалов, складские и вспомогательные сооружения объединяют и располагают по возможности в центре потребления.
Приёмные устройства материалов размещают у подъездных путей и участков, достаточных по размерам для размещения складов материалов. Протяженность внутризаводских путей должна быть наименьшей, но с достаточным фронтом приема материалов и маневрирования.
При компоновке генерального плана предусматривают возможность выдачи заполнителей и цемента разным потребителям. Компрессорные подстанции располагают в центре потребления сжатого воздуха и электроэнергии. Все здания и оборудование цементобетонного завода располагают с учетом розы ветров, чтобы открытые штабеля заполнителей не засыпались посторонними примесями, а цементная и каменная пыль, образующаяся при транспортно-складских операциях на заводе, не оседала в районе жилого массива и вблизи автоматизированных бетоносмесительных установок со сложными машинами и аппаратурой.
Административные помещения располагают так, чтобы они не подвергались запылению цементом и пылевидными заполнителями. Цементопроводы прокладывают с минимумом поворотов в тоннелях или на эстакадах с целью легкого доступа к ним.
Рис. 7.5.5. Генеральный план ЦБЗ:
1 - склад топлива и масел с заправочными колонками; 2 - магистральная железная дорога; 3 - тупик; 4 - склад щебня; 5 - одноковшовый погрузчик; 6 - компрессор; 7 - силосный склад цемента; 8 - трансформаторная подстанция; 9 - смесительный цех; 10 - расходные силосы цемента; 11 - бункера питатели; 12 - медицинский пункт; 13 - диспетчерская; 14 - светофор: 15 - контора; 16 - лаборатория; 17 - охрана; 18 - туалет; 19 - гараж, РММ; 20 - площадка отдыха; 21 - душ и гардероб; 22 - котельная; ПО - сарай пожарной охраны
При возможности централизованного получения готовых смесей добавок для бетона отделение по изготовлению добавок не устраивают.
В этом случае на территории завода должны быть установлены емкости для хранения и выдачи добавок в установку.
Для технического обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования, инженерных сетей и коммуникаций на заводе предусмотрена ремонтно-механическая мастерская.
Для систематического контроля качества исходных материалов, контроля технологического процесса и качества готовой цементобетонной смеси предусмотрена лаборатория.
Хранение дизельного топлива и бензина, необходимых для работы машин и оборудования, предусмотрено в емкостях под навесом.
При проектировании дорог на генеральном плане завода исходят из минимальных расстояний от края проезжей части дороги: до забора 1,5 м, до наружной стены здания - 1,5м при отсутствии въезда в здание при его длине до 20...30 м.
При устройстве тупиковых дорог необходимо предусматривать в конце тупика петлевые объезды или площадки размером не менее 12 ´12 м для разворота автомобилей.
К зданиям и сооружениям, расположенным на территории завода, должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны при ширине здания до 18 м и с двух сторон при ширине более 18 м.
Наименьшее расстояние между зданиями и сооружениями принимают в зависимости от степени их огнестойкости: 9...12 м при I и II степени огнестойкости; 9...15 м - при III степени огнестойкости; 12...18 м - при IV и V степенях огнестойкости (СНиП II А.5-70).
Коэффициент застройки площадки цементобетонного завода в соответствии со СНиП II-М.1-71 составляет 35...40 % и определяется как отношение площади застройки к обшей площади, занятой заводом.