Устройство щебеночных оснований и покрытий




Щебеночное основание и покрытие часто устраивают на песчаном подстилающем слое, которое должно быть тщательно спланировано и уплотнено. Перед укладкой щебня подстилающий слой увлажняют. Расход воды составляет около 5 % от массы щебня.

Надлежащее качество щебеночного основания или покрытия может быть достигнуто при условии:

- применения каменных материалов, обладающих хорошей цементирующей способностью;

- качественного уплотнения.

Форма частиц щебня должна быть близка к кубовидной. Содержание лещадки в смеси не должно превышать 15 %. Наилучшим исходным материалом для получения щебня являются карбонатные породы прочностью 60...70 МПа. Нежелательно применять каменные породы, не обладающие достаточной цементирующей способностью, со стекловатой структурой: кварциты, граниты, песчаники и др. Марки щебня по морозостойкости приведены в табл. 8.2.5.

Таблица 8.2.5

Рекомендуемые марки щебня по морозостойкости для конструктивных слоев дорожной одежды в различных условиях

Категория дороги Климатические условия Рекомендуемые марки щебня по морозостойкости
для щебеночных покрытии для щебеночных оснований
из стандартных фракций из укрупненных фракций
I , II Суровые Умеренные Мягкие - - - F .50 F .25 F .15 F .20 F .25 F .15
III Суровые Умеренные Мягкие F .50 F .25 F .15 F .50 F .25 F .15 F .25 F .25 F .15
IV , V Суровые Умеренные Мягкие F .50 F .25 F .15 F .25 F .15 F .15 F .25 F .15 F .15

Примечание . Климатические условия считаются суровым при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца в году ниже -15 °С, умеренными от -5 до -15°С. мягкими - до -5 ° С.

Толщина конструктивного слоя щебеночного основания или покрытия колеблется в зависимости от характера и интенсивности движения и составляет от 12...14 до 25...30 см. Типы щебеночных покрытий и оснований приведены в табл. 8.2.6.

Таблица 8.2.6

Щебеночные основания и покрытия

Тип конструкции Материалы Пределы применения
  А. Конструкции из фракционированного щебня
Щебеночные основания 1. Щебень из метаморфических и осадочных пород марок по прочности (износу): 1200(И1), 1000(И2), 800(И3); из изверженных пород: 1400(И1), 1200(И2); 1000(И3); Для дорог всех категорий
  2. Щебень марок по прочности (износу): 800(И4), 600(И4) Для дорог III ... IV категорий
Щебеночные покрытия То же, что по п. 1 При интенсивности движения до 1000 авт./ cy т.
  Б. Конструкции из рядовых щебеночных смесей
Щебеночные основания Смесь из щебня марок но прочности (износу): 800(И4), 600(И4); Для дорог IV ... V категорий
Щебеночные покрытия То же При интенсивности движения до 200 авт./сут.
  То же, с добавками до оптимальною состава, по типу гравийных смесей То же, до 500 авт./сут.

Технологическая последовательность работ при устройстве покрытия из фракционированного щебня заключается в следующем:

1. Вывозка щебня фракции 40...70 мм из расчета около 70 % от общей потребности.

2. Разравнивание щебня бульдозером или автогрейдером.

3. Прикатка щебня легким или средним катком в зависимости от прочности щебня.

4. Вывозка щебня фракции 15...25 мм из расчета около 20 % от общей потребности.

5. Распределение щебня щебнераспределителем.

6. Уплотнение щебня средним или тяжелым катком с поливом водой.

7. Вывозка и распределение щебня фракции 5...10 мм из расчета около 10 %.

8. Уплотнение щебня тяжелым катком с поливкой водой. Техническая характеристика щебнераспределителей приведена в табл. 8.2.7.

Таблица 8.2.7

Техническая характеристика щебнераспределителей

Модель, марка Скорость рабочая, км/ч Ширина обработки, м Плотность распределения щебня, м3/100 м2 Производительность, м3 Габаритные размеры, м Масса, т
Подвесной с гидроприводом на КамАЗ-55111
ЩРП-3,05 до 8 0,25...3,05 0,7...1,4 125..340 2,0 ´ 2,7 ´ l ,7 1,8
Прицепной к самосвалам КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ
ДРО-645 до 3 0,25...3,05 0,7... 1,4 3,2 ´ 3,4 ´ 1,46 2,1
Самоходный на колесном шасси
ДС-49 до 6,3 2,5...3,7 - - 9,5
Самоходный на гусеничном ходу
ДС-8 ДС-127 0,1...0,8 0,05...1,1 3,0...3,5 5,0...9,0 - - 70...115 - - 12,4 2,5 без трактора
Навесной на тракторе «Беларусь»
Т-224 до 5,6 3,5 - - 2,3 без трактора

Укатка щебеночного покрытия является самым важным этапом работ, от которого в большой степени зависит качество готового покрытия. При несоблюдении технологии в процессе укатки могут появиться дефекты:

1. Волнообразование. Волны (гребёнка) появляются вследствие превышения скорости движения катка, избыточного увлажнения основания, превышения допустимой массы катка.

2. Перекат. Отсутствие заклинки происходит из-за излишнего числа проходов катка, стекловидной структуры щебня; несвоевременного увлажнения щебня и др.

3. Образование мертвых полей. Они возникают в тех случаях, когда в щебеночную россыпь снизу проникает песок во время укатки. Песок расстраивает процесс уплотнения, проникая между щебенками. Песок разобщает щебень и препятствует образованию монолита. Поэтому на поверхности песчаного подстилающего слоя необходимо создавать противозаиливающий слой, например, из щебня фракции 3(5)...10-мм толщиной 3...4 см или путем укладки геотекстиля.

Для устранения волнообразования необходимо снизить скорость катка до минимума, и если не помогает, использовать для уплотнения каток меньшей массы. Волны следует устранять автогрейдером. Если образование волн произошло из-за переувлажнения основания, то уплотнение надо приостановить до просыхания грунта. В некоторых случаях удаляют щебень и песок и заменяют неустойчивый грунт.

Исправление переката требует перегрохочения всей массы щебня или его части вдоль перекатанной полосы и добавления остроугольного щебня или поливки вяжущими материалами.

Если песок проникает в россыпь, необходимо немедленно приостановить уплотнение или увеличить слой щебня, или, разобрав его, распределить на подстилающем слое высевки толщиной 2...3 см.

Признаками окончания уплотнения россыпи могут служить: отсутствие следа от катка и подвижности щебенок, исчезновение волны, раздавливание щебенки, брошенной под валец катка, тогда как при недостаточном уплотнении происходит Вдавливание в кору брошенной под каток щебенки. Рекомендуемые типы катков для различных материалов по периодам укатки приведены в табл. 8.2.8.

Таблица 8.2.8

Рекомендуемые типы катков

Марка щебня по прочности Масса катка, т Давление кгс/см Па Масса катка, т Давление кгс/см Па Масса катка, т Давление кгс/см Па
I период уплотнения II период уплотнения III период уплотнения
1400 и 1000 для изверженных и 1200 для метаморфических пород 6 10...16 30...40 4...5 8...13 16...35 65...75 5...6 10...18 16...35 65...80 6...7
800 для изверженных, 1000 для метаморфических, 1000... 800 для осадочных пород 6 10...16 30...40 4...5 8...13 16...35 45...70 5...6 10...13 16...35 60...75 6...7
600 для осадочных и метаморфических пород 3...6 20...30 3...4 6...10 10...16 40...45 4...5 6...10 10...16 45...70 4...6
600 для изверженных, 300 для метаморфических пород 3...6 20...30 3...4 6...8 10...16 30...40 4...5 6...8 10..16 30...40 4...5

Примечание . В числителе приведены масса и линейное давление для катков с металлическими вальцами, в знаменателе - масса и давление воздуха в шинах для катков на пневматиках.

Устройство мостовых

Мостовой называется дорожное покрытие, состоящее из небольших элементов различных форм и размеров, укладываемых вплотную друг к другу. По материалу они подразделяются на мостовые из естественного камня и из искусственных материалов. Мостовые требуют больших затрат ручного труда, поэтому применять их следует лишь в редких случаях после тщательного технико-экономического сравнения с другими возможными вариантами.

Типы мостовых, пределы их применения и технология устройства мостовых различных типов приведены в табл. 8.2.9. и 8.2.10.

Таблица 8.2.9

Типы мостовых

Типы мостовых и виды мощения Варианты оснований Размеры камня, см Пределы применения
ширина длина высота
1. Из булыжного камня Песчаное, гравийное 10...20 10...20 14...18 Для дорог IV ... V категорий при наличии местного камня
2. Из колотого камня (шашки) То же 10...20 10...20 14...18 То же
3. Из литой шлаковой брусчатки То же 12...15 15...30 14...16 В районах металлургических заводов при организованном производстве шлаковой брусчатки
4. Из мозаиковой шашки, уложенной поперечными рядами, косыми рядами или по кривым дугам Щебеночное 8...10 8...11 9...10 В районах каменных карьеров
Бетонное 7...10 7...11 8...9 По особому обоснованию
5. Из колотой брусчатки, уложенной поперечными или косыми рядами Песчаное 12...15 15...30 14...16 То же
Щебеночное 12...15 15...30 11...13  
Бетонное 12...15 15...30 9...11  

Таблица 8.2.10

Технология устройства мостовых

Рабочие операции Машины Фронт работ, м Типы покрытий по табл. 8.2.9
Подготовка земляного полотна Автогрейдеры + + + + +
Подготовка основания (по специальной технологии) - - + + + + +
Подготовка песчаного слоя Вручную Любой + + + + +
Доставка штучного материала на обочины Автомобили Любой + + + + +
Сортировка и подача материала мостовщику Вручную + + + + +
Установка версты с опережением Вручную + + - + -
Мощение Вручную + + + + +
Расщебенка мостовой Вручную + + - - -
Уплотнение трамбованием Вручную + + + + +
То же, катками Самоходные катки (5 т) + + + + +
Засыпка песком Вручную + + - - -
Поливка водой Поливомоечная машина + + - - -
Заливка швов цементным раствором или битумной мастикой Вручную заливщиком швов - - + + +
Уборка излишнего песка Поливомоечная машина + + - - -

Примечания .

1. Знаком «+» отмечены выполняемые операции и применяемые машины при устройстве мостовых различных типов

2. Укладка версты на 8...10 м опережает основные работы, высота верстового камня на 4 см более принятой средней.

1. Мощение ведут одновременно по всей ширине с небольшим (0,7...1,0 м) опережением у обочин. При продольном уклоне мощение ведут снизу вверх.

2. Высота соседних камней не должна отличаться более чем на 2 см; камни удлиненной формы укладывают перпендикулярно к оси дороги удлиненными гранями; более крупные камни укладываютближе к краям проезжей части; укладку ведут с перевязкой швов в продольном и поперечном направлениях; зазоры между камнями должны быть треугольной формы





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!