Устройство поверхностной обработки




Поверхностную обработку можно устраивать:

- методом поливок;

- из готовых смесей.

Поверхностная обработка может быть одиночной или двойной. Общая толщина составляет от 1,0 до 4,0 см.

Поверхностная обработка на покрытиях переходного типа:

- улучшает санитарно-гигиенические условия;

- повышает технико-эксплуатационные качества;

- усиливает конструкцию дорожной одежды.

На облегченных покрытиях:

- усиливает конструкцию дорожной одежды; повышает технико-эксплуатационные качества;

- делает покрытие более водонепроницаемым.

На капитальных покрытиях:

- повышает шероховатость;

- предохраняет покрытие от износа;

- создает водонепроницаемый слой.

Поверхностную обработку устраивают из самых прочных, износостойких, слабо шлифующихся, водо- и морозостойких материалов. Требования к щебню для поверхностных обработок приведены в табл. 8.4.8.

Таблица 8.4.8

Требования к щебню для поверхностных обработок

Категория дороги Климатические условия Рекомендуемые марки щебня
по прочности по морозостойкости
I , II Суровые F 100
  Умиренные F 50
  Мягкие F 25
III Суровые 1200...1000 F 50
  Умеренные 1200...1000 F 25
  Мягкие 1200...1000 F 15
IV , V Суровые 1200...1000 F 25
  Умеренные 1200...1000 F 25
  Мягкие 1200...1000 F 15

Рекомендуемые вяжущие материалы приведены в табл. 8.4.9.

Таблица 8.4.9

Вяжущие материалы для поверхностных обработок и пропиток

Способ производства работ Рекомендуемые вяжущие
Подгрунтовка (обеспыливание) покрытия МГ 25/40, МГО 25/40, СТ 15/25, СТ 25/40, С-1, С-2. Прямые эмульсии всех видов
Поверхностная обработка:  
битумом БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200
эмульсией ВК, СК, ВА-1,СА, пасты

Рекомендуемые фракции щебня и нормы расходов материалов для поверхностных обработок, устраиваемых методом поливок, приведены в табл. 8.4.10.

Таблица 8.4.10

Расход материалов для поверхностных обработок

Вид обработки Толщина слоя, см Фракции щебня, мм Номер розлива Расход щебня, м3/100 м2 Расход битума, л/м2
Одиночная 1,0...1,5 10...15 1,1...1,4 1,0...1,2
1,5...2,0 15...20 1,3...1,5 1,2...1,4
Двойная 2,5 10...20 2,25 1,6...1,8
3,0 15...25 3,0 2,1...2,4
2,5; 3,0 5...10 1,8 1,4...1,6

Примечания . 1. Нормы расхода приведены для нефтяных битумов. При применении битумных эмульсий расход в пересчете на битум уменьшается на 30...35 %, при использовании для обработок черного щебня, что всегда предпочтительнее, расход битума уменьшается на 30...40 %, для получения большей шероховатости при интенсивном движении расход битума уменьшают на 40...50 % против норм, приведенных в таблице.

При устройстве поверхностных обработок тщательно очищают обрабатываемую поверхность механическими щетками, выполняют ямочный ремонт и подгрунтовку поверхности. Перечень операций при устройстве поверхностной обработки приведен в табл. 8.4.11.

Таблица 8.4.11

Укрупненная технология устройства поверхностных обработок

Рабочие операции Применяемые машины Длина захватки, м
Очистка обрабатываемой поверхности Механические щетки
Предварительный розлив Автогудронаторы
1-й розлив вяжущего Автогудронаторы
1-я россыпь щебня Самоходные или навесные распределители щебня
Уплотнение (два, три прохода по одному следу) Пневмокатки или катки с металлическими вальцами
2-й розлив вяжущего Автогудронаторы
2-я россыпь щебня Самоходные или навесные распредели гели щебня
Уплотнение (два-три прохода по одному следу) Пневмокатки или катки с металлическими вальцами
3-й розлив вяжущего Автогудронаторы
3-я россыпь щебня Самоходные или навесные распределители щебня
Уплотнение Катки на пневматических шинах
Поправка мелких дефектов формируемой поверхности Вручную с ручным гудронатором -

Так как для поверхностной обработки применяют прочные каменные материалы, то для их уплотнения применяют средние и тяжелые катки, предпочтительно на пневматических шинах.

Для лучшего сцепления следует применять черный щебень, для шероховатости - одноразмерный щебень в одну щебенку с открытием движения не ранее 8 ч по окончании работ. Несвязанный щебень необходимо убрать с покрытия.

Поверхностная обработка должна обеспечить равномерное формирование и плотность поверхности, шероховатость поверхности для улучшения сцепления с ней колес автомобилей, ровность, однородную структуру, отсутствие раковин, шелушения и других дефектов. Хороших результатов при устройстве поверхностной обработки методом поливок можно достигнуть только при выполнении работ в сухую жаркую погоду. Во II дорожно-климатической зоне поверхностные обработки очень неустойчивы, особенно при сильном движении и неблагоприятных погодных условиях. В этом случае необходимо заменить поверхностную обработку укладкой тонких слоев из одномерного горячего черного щебня.

Для обеспечения высокого качества устройства поверхностей обработки следует использовать битумощебнераспределители (табл. 8.4.12), в которых распределительная штанга с соплами для розлива вяжущего максимально приближена к распределительному устройству щебня.

Таблица 8.4.12

Техническая характеристика битумощебнераспределителей

Марка Базовая машина Основные параметры
ширина обработки, м емкость цистерны, м3 вместимость бункера, м 3 загрузка щебня
Россия ДС-180 КамАЗ 2,5 1,0 7,0 Из автомобиля-самосвала сзади
Россия РД-701 T -130 K 3,5 6,0 6,0 »
Германия PZA 14000 Седельный тягач 3,0 14,0 7,0 »
Франция Chp -40 " 3,6 6,0 12,0 Самозагрузка грейфером
Швеция НГ-27 Автосамосвал 2,7 1,1...1,2 6...8 Погрузчиком

Другим наиболее современным способом устройства поверхностной обработки является способ с использованием литой эмульсионно-минеральной смеси. Сущность данного способа заключается в нанесении на очищенную и увлажненную поверхность покрытия эмульсионно-минеральной смеси в состав которой входят:

- щебень фракции 5...10 мм;

- песок дробленый или смесь природного с дробленым;

- битумная эмульсия и вода;

- специальные добавки (стабилизатор времени распада эмульсии и цемента).

При использовании смесей следует использовать отсевы дробления щебня кубовидной формы из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород и дробленые пески.

Минеральный материал, используемый для приготовления литых эмульсионно-минеральных смесей, по физико-механическим свойствам должен удовлетворять следующим требованиям:

- содержание пылеватых и глинистых частиц, не более, %................0,5

- марка каменного материала по дробимости, не менее......................1000

- марка по истираемости..........................................................................И1

- марка по морозостойкости................................................................... F50

Ориентировочный состав катионной битумной эмульсии:

- битум нефтяной дорожный, не менее, %..................60

- эмульгатор типа « Redicote», %, .................................0,8...2,0

- стабилизатор CaCl2, не более, % ...............................0,4

- кислота HCl, % (до рН 2...5) ......................................2...5

- латекс, не менее, % .....................................................3,0

Для регулирования времени распада эмульсии и консистенции смеси применяют портландцемент ( ГОСТ 10178-85) или молотую гашеную известь ( ГОСТ 9179-77).

При использовании катионных эмульсий используется их свойство самопроизвольно распадаться при соприкосновении с поверхностью каменного материала и благодаря одновременной абсорбции эмульгатора, вытеснять воду с этой поверхности. Вследствие распада эмульсии происходит быстрый (в течение часа) переход от жидкого состояния к образованию твердого слоя. Естественное уплотнение без использования уплотняющих средств происходит за счет отделения воды и уменьшения объема вяжущего. При этом происходит образование шероховатости зернами минерального материала, выступающими над поверхностью слоя. Коэффициент сцепления при добавках дробленого песка достигает 0,60...0,65

Классификация эмульсионно-минеральных смесей и зерновые составы приведена в табл.8.4.13.

Таблица 8.4.13

Классификация эмульсионно-минеральных смесей

Тип смеси Количество частиц, % по массе, мельче данного размера, мм
2,5 1,25 0,63 0,315 0,14 0,071
I 90...100 65...90 40...65 25...42 15...30 10...20
II 90...100 65...90 45...70 30...50 18...30 10...21 5...1 5
III 70...90 45...70 28...50 19...34 12...25 7...18 5...15

I и II типы используют для мест парковки и внутриквартальных проездов; III - для автомагистралей.

Смесь приготовляют в лопастной мешалке, установленной на автомобиле, и сразу после ее приготовления распределяют на поверхности покрытия слоем толщиной 5...10 мм. Смесь быстро затвердевает и не требует уплотнения катками.

Машина для приготовления и распределения эмульсионно-минеральной смеси представляет из себя навесное оборудование на автомобильном шасси и включает бункеры для щебня, цемента, емкости (баки) для битумной эмульсии и воды, системы дозирующих всех составляющих эмульсионно-минеральной смеси, мешалки для приготовления смеси и навесного (в транспортном положении) и протягиваемого по покрытию бездонного бункера для распределения готовой смеси.

Смесители укладчики эмульсионно-минеральной смеси разделяют на цикличного действия, которые доставляют к месту укладки порцию всех составляющих и выработав возвращаются за новой порцией, и непрерывного действия, когда на дорогу доставляют компоненты другим видом транспорта. Производительность машин цикличного действия от 60 до 150 т/ч, непрерывного - от 150 до 240 т/ч.

Причины появления и способы устранения недостатков, возникающих при устройстве поверхностных обработок приведены в табл. 8.4.14.

Таблица 8.4.14

Недостатки при устройстве поверхностных обработок

Недостатки Возможные причины Способы предотвращения или устранения
Поверхностная обработка отстает от основания и даже уносится колесами Щебень при движении сбрасывается на обочины из-за отсутствия сцепления с вяжущим Загрязненная поверхность основания, розлив битума низкой температуры. Влажная поверхность. Движение открыто рано, вяжущее не затвердело. Щебень покрыт пылью. С россыпью запоздали - битум загустел Удалим, на дефектных местах поверхностную обработку и тщательно восстановить с применением ручного гудронатора. Исправить нельзя. В дальнейшем следует применять черный щебень и открывать движение на следующий день. Начинать розлив, имея в запасе в распределителях достаточно щебня
Поверхность покрытия затягивается битумом и теряет шероховатость Избыточное количество битума Можно исправить дополнительной россыпью черного щебня при высокой температуре воздуха.
На поверхности образуются жирные пятна в отдельных местах Подтек вяжущего из гудронатора При небольших площадях битум счищают горячими лопатами с последующей засыпкой дефектных участков одномерным щебнем. Под распределитель гудронатора на стоянках обязательно подкладывают металлический поддон
Щебень раздавливается при укатке Избыток щебня. Допущено применение щебня слабых пород Убрать лишний щебень до укатки. Исправить нельзя. Полностью переделать участок с использованием щебня требуемых марок
Щебень сбрасывается с проезжей части продольными полосами При розливе отдельные сопла распределителя не работали Перед каждым розливом очищать все сопла распределителя. Пропуски заделать ручным распределителем

Технология приготовления и распределения литых эмульсионно-минеральных смесей принципиально одинакова при использовании машин различных фирм-изготовителей (рис. 8.4.1).

Рис. 8.4.1. Передвижная установка для приготовления и распределения литых эмульсионно-минеральных смесей:
1 - резервуар для воды; 2 - бункеры для минеральных материалов; 3 - бункер для цемента; 4 - объемный дозатор присадок; 5 - система подачи воды и присадок; 6 - система подачи эмульсии; 7- смесительное отделение; 8 - распределительная рампа; 9 - конвейер для подачи минеральных материалов; 10 - резервуар для присадок; 11 - резервуар для эмульсии





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!