Требования к материалам, применяемым для устройства цементобетонных покрытий, и дорожному цементобетону




Основными компонентами для получения дорожного бетона являются цемент, мелкий заполнитель (песок), крупный заполнитель (щебень или гравий), вода.

При строительстве покрытия из дорожного бетона на песчаном основании, а также при прохождении автомобильной дороги через болота и на участках, где высота земляного полотна превышает пять метров, предусматривается армирование покрытия плоскими сварными сетками из стали периодического профиля с расходом арматуры 1,8...4 кг/м2 покрытия. Кроме того, металл используют в качестве штырей в покрытии.

В качестве прокладок в швах расширения применяют такие материалы, как доски из дерева мягких пород, гидроизол, асбестовый картон, пропитанный битумом, прокладки из синтетических материалов. Заполнение швов производят мастикой, а уход за свежеуложенным бетоном путем распределения пленкообразующих материалов.

Цемент. Для дорожного бетона применяют портландцемент и его разновидности; пластифицированный и гидрофобный портландцемент М 500. В порядке исключения на дорогах III, IV категорий - М 400. При устройстве оснований разрешается применять шлакопортландцемент марки не ниже 300. Основные характеристики цементов, применяемых для устройства цементобетонных покрытий и оснований, приведены в ГОСТ 30515-97.

Выбор марки цемента определяется проектной прочностью бетона. Начало схватывания цемента должно наступить не ранее чем через 2 часа после его затворения водой.

Мелкий заполнитель. В качестве мелкого заполнителя для приготовления цементобетонной смеси используют природные и дробленые пески. Основной характеристикой песков является их зерновой состав, который характеризуется модулем крупности песка Мк и полным остатком на сите 0,63. Модуль крупности песка определяют на основании рассева песка (фракции 0...5 мм) на стандартных ситах по формуле

Мк = (А2,5 + А1,25 + А0,63 + А0,315 + А0,14)/100, (8.6.1)

где А2,5, А1,25, А0,63, А0,315, А0,14- полные остатки на ситах с размерами ячеек 2,5; 1,25; 0,63; 0,315; 0,14 мм.

Классификация песков по крупности приведена в главе 6, табл. 6.2.6.

Содержание в песке для дорожного бетона глинистых и пылеватых фракций допускается не более 2 % по массе для природных песков и не более 5 % - для дробленых.

Крупный заполнитель. В качестве крупного заполнителя применяют щебень, получаемый при дроблении горных пород, гравия или доменного шлака, а также гравий крупностью до 40 мм для покрытий и до 70 мм для оснований.

Физико-механические свойства горной породы для крупного заполнителя должны соответствовать требованиям, указанным в ГОСТ 8267-93.

Наибольший размер зерен щебня и гравия должен быть не более:

а) для однослойных и нижнего слоя двухслойных покрытий - 40 мм;

б) для верхнего слоя двухслойных покрытий - 20 мм;

в) для оснований капитальных усовершенствованных покрытий - 70 мм.

Чтобы обеспечить постоянство зернового состава заполнителей, щебень или гравий дозируют по двум фракциям. При максимальной крупности заполнителя 70 мм - на фракции - 5...40 и 40...70 мм, при максимальной крупности 40 мм - 5...20 и 20...40 мм, при максимальной крупности 20 мм - 5...10 и 10...20 мм. Форма зерен щебня должна быть кубовидная.

Вода. Для приготовления бетона и поливки цементобетонного покрытия применяют воду, пригодную для питья. Вода не должна содержать вредных примесей, препятствующих нормальному схватыванию и твердению цемента. Общее содержание растворимых солей в воде должно быть не более 5000 мг/л. Содержание ионов SО4 должно быть не более 2700 мг/л, водородный показатель рН должен быть менее 4.

Арматурная сталь. При недостаточной надежности земляного полотна обычные монолитные бетонные покрытия армируют сварными сетками с продольной арматурой диаметром 6 мм и поперечной - диаметром 4 мм. Продольная рабочая арматура сеток выполнена из горячекатаной стали периодического профиля марки 25 ГС или 35 ГС. Расстояние между продольными стержнями принимают 100 мм, поперечными -250 мм. Расход металла при армировании сварными сетками составляет 3...4 кг/м2.

Штыри деформационных швов изготовляют длиной 0,5 м из горячекатаной стали класса A- I, А- II диаметром 16..18 мм для швов сжатия и 20...25 мм для швов расширения. В продольных швах применяют гладкую арматуру класса A- I длиной 0,75 мм и диаметром 16 мм.

Стальные каркасы для закрепления штырей и прокладок выполняют из холоднотянутой проволоки диаметром 6 мм (класс B- I).

Основные характеристики арматурных сталей приведены в [ 58].

Пленкообразующие материалы. Пленкообразующие материалы обеспечивают наиболее надежную и экономическую защиту свежеуложенного бетона в период строительства. Их применяют при температуре воздуха выше +5 °С. Нормы расхода наиболее распространенных пленкообразующих материалов, применяемых для ухода за бетоном, приведены в [ 68].

Требования к цементобетону. Требования к дорожному бетону определяются проектом автомобильной дороги в зависимости от конструкции дорожной одежды и климатических условий района строительства. В соответствии с этим к дорожному бетону предъявляют требования по прочности и морозостойкости.

Основные показатели цементобетонных смесей и бетонов, применяемых для дорожных одежд, приведены в ГОСТ 26633-91.

При проектировании состава бетонной смеси водоцементное отношение двухслойных покрытий следует принимать не более 0,50; для нижнего слоя двухслойных покрытий - не более 0,60; для оснований усовершенствованных капитальных покрытий - не более 0,75.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: