Наиболее распространенные деформации и разрушения земляного полотна и дорожных одежд





Назначение ремонтных мероприятий основывается на результатах диагностики и обследования технического состояния автомобильной дороги. Основные объемы ремонтов выполняются с целью восстановления земляного полотна и дорожной одежды - наиболее ответственных элементов дороги. Их деформации и разрушения систематизированы в справочнике [ 75] и приведены в табл. 10.3.1.

Таблица 10.3.1

Наиболее распространенные деформации и разрушения земляного полотна и дорожных одежд

Наименование и характер деформаций Наиболее вероятные причины возникновения деформаций
Земляное полотно
1. Осадки неравномерные Недостаточное уплотнение, переувлажнение грунтов, в результате чего снижаются параметры сдвига ( j , с) грунта и под влиянием собственной массы и транспортных нагрузок он деформируется
2. Просадки насыпей на основаниях из слабых грунтов - на болотах, просадочных грунтах, карстах Не обеспечена устойчивость насыпей против выпирания грунта в основании. Недостаточное сопротивление сдвигу, обусловленному главными касательными напряжениями
3. Просадки и расползание высоких насыпей Не обеспечена устойчивость насыпей против расползания. Применение при сооружении высоких насыпей грунтов с влажностью, превышающей допустимые нормы, без осуществления мер по осушению грунта. При производстве зимних работ использованы связанные грунты с недопустимым содержанием мерзлых комьев
4. Сползание откосов насыпей и выемок Неправильное возведение насыпей: присыпка грунта на откосах без соединения с основным телом земляного полотна ступеньками; неудовлетворительный отвод воды с его поверхности; н e обеспечено достаточное укрепление откосов; повышенная против норм крутизна откосов. На косогорных участках оползанию откосов выемок, сползанию и обрушению насыпей способствует наклонное расположение водоносных слоев, образующих поверхности скольжения при малом сопротивлении сдвигу по ним, а также по основаниям насыпей
5. Пучины-деформации расширения объема грунта (разуплотнение), главным образом, в направлении поверхности земляного полотна Возникают вследствие интенсивного осенне-зимнего накопления влаги при промерзании пылеватых пучинистых грунтов. Нередко в местах образования пучин при оттаивании скапливаются в теле земляного полотна водные мешки, вызывающие его повреждение
6. Размывы земляного полотна (обочин, откосов) Происходят, когда неукрепленные поверхности не могут противостоять поверхностному стоку (водная эрозия), обусловленному атмосферными осадками, ливневыми и талыми водами, приз екающими к земляному полотну с прилегающей местности, речными, озерными и морскими водами. При продолжительном застое воды из-за недостаточного уклона водоотводных канав или наличия препятствий в них. Эта вода при недостаточном расстоянии от земляного полотна может проникнуть в него и существенно переувлажнить грунт
7. Выдувание грунта из обочин и откосов слабосвязанных и несвязанных грунтов Происходит из-за того, что поверхности не могут противостоять воздействию ветровой эрозии
8. Колеи и выбоины на обочинах Заезды транспортных средств на неукрепленные обочины, особенно в период, когда грунты значительно увлажнены
Дорожная одежда
Деформации покрытия при достаточно прочной дорожной одежде
9. Истирание (износ) всех видов покрытия. Усиленное и, чаще всего, неравномерное истирание наблюдается на участках торможения автомобилей, на спусках, перед кривыми, в населенных пунктах, перед перекрестками и на участках с интенсивным тяжелым движением Недостаточная износостойкость покрытия (слабая связность)
10. Выкрашивание и шелушение - поверхностное и послойное разрушение покрытия н отслаивание вяжущего от минерального материала. Наблюдается на покрытиях, содержащих вяжущее (на цементобетонном, асфальтобетонном и подобном им покрытии) Недостаточно прочное сцепление вяжущего с каменным материалом
11. Выбоины - местные разрушения покрытия, имеющие вид углубления с резко очерченными краями. Наблюдаются на всех видах покрытий Недостаточное сопротивление покрытия касательным усилиям от транспортных средств, выбивающих н выдергивающих каменные частицы; выщелачивание органических вяжущих водой; непрочное сцепление вяжущего с каменным материалом; дефекты уплотнения покрытия
12. Волны - чередование (через 0,4...2,0 м) на покрытии гребней и впадин вдоль дороги. Наблюдаются на покрытиях, содержащих органическое вяжущее, а также на гравийных покрытиях, не обработанных вяжущими - чаще всего в местах остановок транспортных средств, вблизи пересечений в одном уровне, па крутых спусках Излишняя пластичность покрытия из-за избытка вяжущего или недостаточной теплоустойчивости смеси при высоких температурах. Недостаточное содержание щебня. На гравийных необработанных покрытиях образование волн («гребенки») вызвано динамическим воздействием транспортных средств на смесь с недостаточным количеством частиц, придающих связность покрытию
13. Сдвиги - смешения покрытия по основанию, сопровождающиеся часто наплывом слоя по слою. Наблюдаются на покрытиях, содержащих органическое вяжущее, на крутых спусках, в местах остановок и торможения автомобилем Излишняя пластичность покрытия, обусловленная избытком вяжущего или недостаточной вязкостью его и теплоустойчивостью смеси при высоких температурах. Недостаточно прочное сцепление покрытия с основанием
14. Трещины на покрытии, содержащем органическое вяжущее: - одиночные, разного направления, расположены, обычно, друг от друга на большом расстоянии; - отдельные поперечные трещины, расположенные примерно через одинаковое расстояние (не менее 10 м) - так называемые температурные; - редкие поперечные и косые трещины, не связанные между собой (расстояние между соседними трещинами 4-10 м), - частые поперечные и косые трещины с ответвлениями, иногда связанные между собой, но, как правило, не образующие замкнутых фигур, расстояние между соседними трещинами соответственно 2-4 м и 1-2 м; - сетка трещин с крупными ячейками; - трещины произвольного очертания, образуют замкнутые фигуры, расположены в разных местах по ширине проезжей части Дефекты организации работ, технологии укладки и укатки смеси. Недостаточная деформативная способность покрытия и малая сопротивляемость его напряжениям, возникающим от изменения температуры и многократного воздействия нагрузки. Неоднородность свойств покрытий и основания, а также ряд случайных факторов
15. Трещины на цементобетонных покрытиях: поперечные сквозные Изменение температуры покрытия при большем, чем допустимо, расстоянии между швами сжатия или расширения, при невысоком качестве их устройства, перерыве в бетонировании более 2 ч
продольные сквозные Дефекты в устройстве продольных швов. Неоднородность качества земляного полотна
неглубокие Неравномерное распределение температуры но толщине плиты, обусловливающее ее коробление, и недостаточная деформативная способность плиты при одновременном с температурой воздействием нагрузок
волосные усадочные Усадка бетона, особенно при неправильном уходе после укладки, а также от замерзания воды, попадающей в пего
косые вблизи углов плиты Недостаточно плотное прилегание бетонной плиты к основанию и повышенные напряжения в плите при проезде транспортных средств
Деформации всей конструкции дорожной одежды
16. Сетка трещин с мелкими ячейками (10...20 см) на полосах наката покрытий, содержащих органическое вяжущее Недостаточная прочность дорожной конструкции
17. Частые, отстоящие друг от друга на 20...40 см, продольные трещины на полосах наказа в сочетании с частыми (1...4 м) поперечными трещинами на всю ширину проезжей части. Наблюдаются на покрытиях, содержащих органическое вяжущее, построенных на основаниях из грунта (материала), укрепленного цементом или другим минеральным вяжущим Недостаточная прочность дорожной конструкции
18. Просадки - резкие искажения профиля покрытия, имеющие вид впадин с округлой поверхностью. На покрытиях, содержащих органическое вяжущее, нередко сопровождаются сеткой трещин Недостаточная прочность дорожной конструкции
19. Келейность - плавное искажение поперечного профиля покрытия на полосах наката. Наблюдается на всех типах покрытия Недостаточная прочность дорожной конструкции
20. Проломы - полное разрушение дорожной одежды с резким искажением поперечного профиля. Наблюдаются на всех типах покрытий Весьма незначительная прочность дорожной одежды в сравнении с требуемой по условиям движения
21. Те же деформации и разрушения, что и в пп. 16, 18, 19 и 20, когда оттаяла лишь дорожная одежда, а грунт земляного полотна находится в мерзлом состоянии. Наблюдается на всех типах одежд, за исключением цементобетонных Неустойчивость (пластичность) и недостаточная прочность хотя бы одного промежуточного слоя дорожной одежды
22. Продольные и косые пересекающиеся трещины или паутинообразная сетка трещин при искаженном поперечном профиле проезжей части, связанные с неравномерным поднятием (пучением) земляного полотна при промерзании. Чаще всего наблюдаются на усовершенствованных монолитных покрытиях. Весной в местах этих деформаций иногда наблюдается «зыбь» покрытия под колесом автомобиля Неудовлетворительные грунтовые условия при неблагоприятных условиях увлажнения, главным образом, подземными или длительно застаивающимися поверхностными водами и глубоком промерзании земляного полотна
23. Местные просадки и искажения профиля покрытия, образующиеся в первые годы после постройки дороги при достаточно благоприятных грунтово-гидрологических условиях на всех типах покрытия Недостаточное уплотнение грунта земляного полотна, особенно его верхней части




Читайте также:
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.