Проектирование ледовых переправ




Ледовые переправы устраиваются в виде двух полос с односторонним движением или в виде одной полосы с поочередным пропуском транспортных средств. Расстояние между осями полос должно быть не менее 100 м. Ширина полосы устанавливается на 5 м более ширины наиболее габаритного груза, но не менее 20 м для переправ нефтегазопромысловых зимников. С обеих сторон переправы необходимо предусматривать, по возможности, место для устройства резервных полос на расстоянии 100 м от основных.

Ледовые переправы должны иметь пропускную способность, обеспечивающую установленную для них расчетную интенсивность движения, обеспечивать пропуск расчетных нагрузок, безопасные условия пересечения переправы транспортными средствами и пассажирами (пешеходами), безопасность движения автомобилей на переправах и подходах к ним. Перспективная расчетная суточная интенсивность движения и состав транспортного потока для ледовых переправ определяются на год ввода переправы в эксплуатацию.

При определении места переправы выбирают берега реки, промеряют глубины русла и толщины льда, а также определяют качество льда и состояние снежного покрова.

В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) не должно быть полыней, площадок для заготовки льда, выходов грунтовых вод, мест сброса теплых вод электростанций, нагромождений торосов.

Берега следует выбирать по возможности пологие и удобные для подхода к реке и спуску на лед. Ось ледовой переправы рекомендуется назначать в конце плеса, выше переката.

Трасса ледовой переправы должна быть по возможности прямолинейна и пересекать реку под углом не менее 45 °. Минимальный радиус закругления должен быть не менее 60 м. Съезды на лед необходимо устраивать с продольным уклоном не более 60 ‰.

При организации ледовой переправы следует оценить возможную грузоподъемность переправы и требуемые меры по усилению ледяного покрова. Расчетная нагрузка принимается, исходя из состава транспортного потока. Толщину льда на этой стадии можно принимать по данным наблюдений за режимом водоема в створе переправы.

Допускаемые нагрузки на ледяной покров при проезде по нему гусеничных автомобилей массой до 60 т и колесных автомобилей массой до 40 т определяются по данным табл. 16.1.1 и 16.1.2, составленным для прозрачного без трещин намерзшего снизу льда [ 9].

При перевозке по льду трейлеров с числом осей более трех допускаемые нагрузки следует находить как средние значения показателей табл. 16.1.1 и 16.1.2.

Таблица 16.1.1

Допустимые нагрузки на ледяной покров при пропуске по нему гусеничных автомобилей

Допускаемая нагрузка (масса перемещаемого агрегата), т Необходимая толщина ледяного покрова, см, при средней температуре воздуха за трое суток
-10°С и менее -5°С 0°С (кратковременная оттепель)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      III
       
       
       

Таблица 16.1.2

Допустимые нагрузки на ледяной покров при пропуске по нему колесных автомобилей

Допускаемая нагрузка (масса перемещаемого агрегата), т Необходимая толщина ледяного покрова, см, при средней температуре воздуха за трое суток
-10°С и менее -5°С 0°С (кратковременная оттепель)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Следует различать: h тр - требуемую толщину льда, определяемую в зависимости от расчетной нагрузки для кристально прозрачного льда; h - расчетную толщину льда, определяемую в зависимости от структуры ледяного покрова в створе переправы. При соблюдении условия h > h тр переправу можно организовать по естественному льду. Для защиты поверхности льда от износа снежный покров сохраняют на толщину до 10 см при плотном и до 15 см при рыхлом снеге или устраивают деревянный настил.

При h < h тр требуется усиление льда намораживанием (сверху или снизу) при стабильных отрицательных температурах или устройством настила.

Конструкция переходного участка переправы на ее съезде (выезде) должна иметь достаточную прочность, обеспечивающую требуемую грузоподъемность, при спаде и подъеме уровня воды в реке (озере). При h > h тр в месте сопряжения его с берегом рекомендуется наморозить слой льда толщиной до 1,5 м (рис. 16.1.1). Зачастую это позволяет снизить объем земляных работ на съезде. При h < h тр у берега и в случаях зависания льда необходимо передать давление от переправы на грунт путем устройства свайного съезда (рис. 16.1.2). При этом в качестве опор и продольного настила следует брать деревянные балки диаметром 20 см и более.

Рис. 16.1.1. Намораживание съездов

Рис. 16.1.2. Устройство свайного съезда

При необходимости усиления ледяного покрова выбирают один из возможных вариантов: намораживание сверху, намораживание снизу, усиление деревянным колейным настилом или комбинацию этих вариантов в зависимости от условий переправы.

Намораживание льда сверху производят на величину до 0,3 толщины основного льда, чтобы не нарушить тепловое равновесие между температурами воды и воздуха. Намороженный сверху лед по прочности приравнивается к прочности мутного льда.

При намораживании сверху поверхность льда очищают от снега на ширину 30...40 м. Намораживание сверху следует предусматривать слоями толщиной 3...5 см, чтобы они успели надежно промерзнуть и набрать запас холода. По краям намораживаемого слоя надо уложить рейки или жерди и обложить их снаружи утрамбованным смоченным снегом. При намораживании следующего слоя эти рейки (жерди) надо переставить, создав при этом откос порядка 12 град, с заложением сторон 1:5 (рис. 16.1.3). Взамен реек (жердей) можно применять валики из мокрого снега высотой 20...30 см.

Рис. 16.1.3. Послойное намораживание ледяного покрова на переправе:
а - с ограждением намораживаемых слоев рейками; б - с ограждением намораживаемых слоев снежным валиком

Толщина намораживаемого за сутки льда зависит от температуры воздуха:

t, ° C -10 -15 -20 -25 -30 -35
h, см/сут. 7,5 9,0 11,5 14,5 16,5 19,0

Процесс намораживания ускоряется укладкой на очищенный от снега ледяной покров кусков льда, мелкого ледяного щебня.

Значительного ускорения процесса намораживания ледяного покрова сверху можно добиться методом льдодождевания с помощью передвижных установок типа «Град». Этот метод основан на интенсивном промораживании капель водяной струи при температуре -15 град, и ниже. При правильно отрегулированных установках 55 % капель успевает замерзнуть в воздухе и падает в виде градинок (фирна), а остальная часть в виде воды заполняет пустоты между градинками и обеспечивает создание ледяного монолита плотностью до 900 кг/м3.

Наморожение льда снизу рекомендуется при устойчивых среднесуточных температурах воздуха ниже -15 °С. По прочности намороженный снизу лед приравнивается к прочности прозрачного льда.

При намораживании снизу поверхность льда очищают от снега на ширину 30...40 м.

Намораживание ледяного покрова снизу отработано с помощью наклонных термосифонов, состоящих из гладкой трубы и ребристого конденсатора, внутри которых циркулирует фреон. Возможно также применение керосиновых свай либо термосифонов, внутри которых циркулирует керосин. В процессе внедрения находятся и другие устройства для этой цели.

Рис. 16.1.4. Усиление ледяного покрова деревянным колейным настилом

Для усиления льда может быть применен колейный деревянный настил (рис. 16.1.4). Поперечины укладывают по выровненной поверхности льда и по возможности вмораживают. Деревянный настил повышает грузоподъемность льда толщиной 20...40 см до массы 20...25 т.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: