Физиологическая основа действия Свободного Дыхания





Мы будем описывать фазы развития сознания через выявление эволюционных сил, играющих на этих фазах ключевую роль. Для первой фазы - формирования структуры сознания этими силами являются тенденция к фрагментации, то есть к формированию отдельных состояний сознания, и тенденция к интеграции этих состояний.

Чтобы лучше понять роль дыхания как механизма, проявляющего конфликты в сознании человека на уровне его физического тела, рассмотрим изменения, происходящие с каждым из нас во время первого года нашей жизни. Это уникальное время - никогда больше мы не будем столь открытыми и любящими, никогда больше мы не будем столь быстро и глубоко меняться, никогда больше мы не будем учиться с такой радостью и естественностью, никогда больше наше тело не будет таким мягким и пластичным, с легкостью адаптируясь к внешней среде.

Мне представляется плодотворным исследовать взаимосвязь двух сдвигов, происходящих в человеке в течение первого года жизни: увеличение фрагментарности сознания и изменение структуры дыхания.

Первый сдвиг: Можно с уверенностью сказать, что человек приходит к моменту рождения, обладая очень высоким уровнем целостности сознания. Отчасти это происходит потому, что в материнской утробе младенец изолирован от психофизической интенсивности окружающего мира. С другой стороны, основное обучение младенца законам человеческого общества - отражающим всю степень разделённости и фрагментарности нашей жизни - еще не началось. С рождением все меняется. Сам по себе процесс рождения является концентрированной совокупностью сенсорных (звуковых, световых, гравитационных, температурных) и эмоциональных переживаний, по интенсивности далеко превосходящих все, что младенец когда-либо испытывал. Когда он, не имея собственного опыта, обращается к окружающим людям (и прежде всего к матери) с вопросом: "Что же мне делать со всеми этими переживаниями?"; он получает четкий и определенный ответ: "Подави их!", что он и делает. Естественно это взаимодействие происходит на невербальном уровне, но тем глубже его воздействие на наше сознание. Ответ, получаемый младенцем, является столь определенным потому, что все наше общество построено на подавлении неприятного, на идее, что боль "плоха" и от нее нужно как можно скорее избавиться, а подавление - это очень быстрый и легкий способ "избавления" от боли. И только много лет спустя - а для многих людей никогда - выясняется, что цена, которую мы платим за это "избавление", слишком велика , и оно приносит в нашу жизнь еще большую боль, чем та, от которой мы хотели уйти. Эта цена - потеря целостности сознания. День за днем, блокируя и подавляя эмоции и ощущения, мы разбиваем наше сознание на множество конфликтующих между собой фрагментов. И основа этого процесса закладывается еще даже до того, как мы научаемся понимать происходящее, - в первые месяцы нашей жизни.

Второй сдвиг: Если присмотреться к дыханию новорожденного ребенка, то можно заметить, как сильно оно отличается от дыхания взрослого человека.

Младенец дышит так, как дышат дикие звери: свободно и естественно,- упругим, сильным и плавным вдохом, абсолютно расслабленным выдохом и отсутствием пауз между вдохом и выдохом. Уже через несколько месяцев эта естественность нарушается. Младенец научается растягивать вдох, делать напряженные паузы, и самое главное, он перестает расслаблять мышцы на выдохе, тем самым выдох форсируя. И к концу первого года жизни дыхание ребенка становится таким же, как дыхание взрослого человека, - напряженным и прерывистым, возвращаясь к природной естественности только во время сна.

Как только мы подавляем какую-либо область сознания, созданный в результате подавления фрагмент начинает жить как бы собственной жизнью. Его мотивы и цели могут сильно отличаться от мотивов и целей, которые мы осознаем "своими". Для достижения этих целей подавленный фрагмент сознания применяет целый спектр приемов, самым распространенным из которых является создание дискомфортного эмоционального состояния (страха, раздражения, депрессии и тому подобных), и воздействие на физическое тело, в первую очередь - на дыхание. Рассмотрим этот процесс на конкретном примере. Предположим, что в возрасте шести месяцев ребенок падает со стола. Это больно. Физическая боль подкрепляется эмоциональной реакцией со стороны матери - страхом, чувством вины, тревоги, желанием как можно скорее избавить ребенка от боли - и в результате область сознания связанная с восприятием высоты оказывается подавленной, а высота начинает восприниматься как источник боли и опасности. Много лет спустя этот человек, посмотрев, например, с моста в реку, испытывает немотивированные на первый взгляд реакции: смутное чувство страха, напряжение в теле, и у него перехватывает дыхание. Осознать причину этих реакций практически невозможно, потому что то детское переживание подавлено и является недоступным для обычных механизмов памяти. И это просто подавленная иного лет назад область сознания начинает воздействовать на человека, напоминая ему, что высота является источником боли. Эта идея оказалась навсегда впечатана в сознание, а поскольку несущий ее фрагмент не может сообщить ее словами, он применяет такие способы воздействия как создание напряжения в теле и дыхании. Но мы этого не понимаем, связи между событиями не осознаем, - фрагментация остается. А поскольку мы сталкиваемся с очень многими дискомфортными ощущениями и эмоциями, то, не имея навыка конструктивного взаимодействия с ними, мы их подавляем, дробя тем самым свое сознание на сотни фрагментов Эти сотни изолированных фрагментов сознания оказывает непрерывное воздействие на наше дыхание, внося конфликты и напряжение в его структуру.

Таким образом мы можем проследить всю цепочку изменений, происходящих в нашем сознании и теле - от потери целостности сознания до возникновения болезней. Она такова:

1. Фрагментация сознания, его дробление на изолированные друг от друга области.

2. Изменение структуры дыхания, потеря его природной естественности.

З. Падение содержания углекислого газа в крови из-за напряженного форсирования выдоха.

4. Снижение эффективности работы иммунной системы.

5. Возникновение болезней.

Из этой цепочки видно, что современная медицина пытается лечить людей, осуществляя вмешательство там, где оно уже очень неэффективно, то есть в самом конце цепочки. Такое вмешательство имеет только временный эффект, потому что оставляя первые четыре звена нетронутыми, таблетки и операции могут только отсрочить появление нового последнего звена, новых болезней. Свободное Дыхание, напротив, влияет на первые два звена в цепочке, тем самым изменяя ее целиком. Используя естественные, природные паттерны дыхания в сочетании с техниками доступа к подавленым фрагментам сознания, Свободное Дыхание приводит к интеграции сознания, восстановлению его целостности.

Это позволяет объяснить неспецифичность физиологического воздействия Свободного Дыхания (изменение состояния вплоть до выздоровления было зафиксировано при самых разных болезнях), а также тот факт, что в ряде случаев улучшения не происходит. Свободное Дыхание влияет на основные физиологические механизмы, улучшая кислородный обмен и восстанавливая кислотно-щелочное равновесие. Это повышает эффективность иммунной системы, давая возможность организму самовосстанавливаться в условиях любой болезни. Но в то же время, в некоторых случаях болезнь заходит так далеко, что резервов самоисцеления оказывается недостаточно.

Эмоциональные и ментальные изменения в пространстве Свободного Дыхания.

Эмоциональное существование людей в наше время построено на одной, редко осознаваемой, но глубоко вошедшей во все аспекты жизни идее. Это идея о том, что существует плохие, вредные или негативные чувства и эмоции. Все мы знаем обычный список таких эмоций: страх, гнев, злоба, раздражение и так далее. Существуют многочисленные, иногда очень красивые способы обоснования того, почему именно, эти чувства "плохие". Все эти объяснения скрывают простой факт, что так называемые "плохие" чувства - это чувства некомфортные, неудобные для выражающего их человека, не говоря уже об окружающих людях. "Плохо" в них только то, что мы не умеем их воспринимать и выражать конструктивно. Человечество утеряло навыки взаимодействия с некомфортными эмоциями. И не только с ними, но и с любыми чувствами, превышающими "общественно допустимую" интенсивность, что подтверждает то недоверие и подозрение, с которым люди относятся к человеку слишком (с их точки зрения) счастливому и радостному. В отсутствие этих навыков простым выходом кажется запрет не только на выражение дискомфортных эмоций, но и на их восприятие и осознавание.

Естественно, что от такого запрета чувства не исчезают. Но попытка устранить "плохие" чувства приводит к их подавлению. Подавление чувств приводит к фрагментации сознания, что и запускает весь пагубный механизм, показанный в предыдущем разделе. Мы платим за этот запрет еще и тем, что подавленые чувства, время от времени прорываясь наружу, проявляются настолько деструктивно, что приводят к боли и страданиям вовлеченных в них людей.

Какова же альтернатива подавлению эмоций и как она реализуется в Свободном Дыхании?

Во-первых, необходимо принять то, что чувства делятся не на "хорошие" и "плохие" или "позитивные" и "негативные", а на те, которые мы уже умеем конструктивно воспринимать, выражать и осознавать, и на те, которые еще не умеем. То есть центр тяжести переносится с вопроса о качестве эмоции на вопрос о наличии или отсутствии у нас навыка взаимодействия с этой эмоцией. Во время процессов Свободного Дыхания человек получает возможность встретиться со своими дискомфортными чувствами в безопасных условиях и осознать степень своего неумения воспринимать и выражать эти чувства.

Во-вторых, необходимо сформировать навыки восприятия и проявления чувств. Эти навыки легко развивать после того, как человек сделал первый шаг и принял ответственность за степень своего умения выражать чувства. Подчеркну, что не за сами чувства, находящиеся вне сферы нашего контроля (как бы сильно нам не хотелось обратного), а за свое взаимодействие с чувствами. Возможность тренировать себя в этих навыках, находить конструктивные, безопасные для себя и окружающих способы выражения чувств также дает человеку Свободное Дыхание.

С изменениями в эмоциональной сфере тесно связаны изменения в сфере ментальной, которые в первую очередь выражаются в нашем умении оперировать контекстами. В самом широком смысле этого слова контекст - это конкретный способ отношения к реальности. Например, "дождь на улице" - это реальность, а "холодный дождь", "слякотно", "веселый дождь", "хорошая погода для грибов" - это все контексты, из которых мы можем формировать свое отношение к реальности. Имея ограниченую возможность выбирать реальность (например, вызывать или останавливать дождь по своему желанию), мы имеем никем и ничем не ограниченый выбор контекстов, в которых мы эту реальность воспринимаем К сожалению, мы этой возможностью не пользуемся. Обычно человек оперирует контекстами, которые обладают двумя качествами:

 

1. Одномерность ( "черно-белые" контексты).

2. Жесткость (контексты, жестко обусловленые прошлым опытом).

Одномерность контекста означает оценку реальности по шкале "плюс-минус": плохое-хорошее, правильное-неправильное, светлое-темное, позитивное-негативное, святое-грешное. Поскольку реальность всегда многомерна, использование одномерных контекстов поддерживает конфликты в сознании, поощряет подавление "плохой" (в рамках данного одномерного контекста) части реальности и в конечном счете ведет к все большей фрагментации сознания.

Жесткость контекста означает оценку нового старыми категориями. Это срабатывает, если ситуация не выходит за рамки прошлого опыта. Но если человек встречается с качественно новой реальностью, то попытка использовать жесткий контекст ведет к неспособности интегрировать новый опыт, конфликту с реальностью и замедлению (а впоследствии и прекращению) развития человека.

Альтернатива здесь состоит в выработке умения строить гибкие многомерные контексты, в которых каждая ситуация воспринимается со всех сторон (комфортных и дискомфортных), как способствующая внутреннему развитию, и это восприятие только отчасти основывается на прошлом опыте. То есть гибкий контекст ориентирован на естественное направление развития человека, а не на страх повторить прошлые ошибки.

Пространство Свободного Дыхания дает возможность научиться воспринимать мир в гибких контекстах, причем эта способность формируется также как автоматический навык, проявляемый в любой ситуации, что ускоряет и облегчает внутреннее развитие человека.

Таким образом, существование в пространстве Свободного Дыхания полностью открывает человеку мир чувств, дает возможность выйти далеко за рамки обыденной интенсивности эмоций и ощущений, при этом позволяя безопасно для себя и окружающих их выражать. Человек, живущий в Свободном Дыхании, принимает ситуации со всех сторон, воспринимая ее горести и ее радости, рассматривает ее как возможность сделать шаг на пути внутреннего развития, шаг к Любви и Свободе.





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.023 с.