Составляющие КГМ
Впервые термин употребил Киселёв. КГМ содержит формулу издания: определяет главные задачи и общественную роль издания; типологическая концепция издания (особенности читательской аудитории, содержание и тематические направления, жанры и формы подачи, стиль, объём, периодичность, тираж); графическая концепция (размещение материалов и рубрик, композиция страниц, всех постоянных элементов от которых зависит характер выполнения издания). Необходимым компонентом КГМ является сетевой график. Жёсткое планирование предполагает наличие графика периодичности появления основных рубрик, тематических подборок и страниц. Удобно для читателей и для журналистов. Читатели легко находят нужные публикации; журналисты знают к какому сроку, какого объёма, на какую тему и какого жанра материал нужно сдать в номер.
(жанры)
4. Формообразующие факторы.
(*тулупов – дизайн оформления*)
Функции и задачи оформления
Функции оформления.
1) Визуализация
2) Комментирование (идеологическая функция)
3) Эстетическая
4) Релаксации
Задачи оформления:
1) Способствовать наиболее полному оформлению содержания текстов
2) Облегчение их восприятия
3) Руководство вниманием читателя
4) Задача постоянства
(*тулов*)
Основные принципы дизайна
1) Подчинённость содержанию (все элементы формы должны быть направлены на выявление актуальности и особенности публикации)
2) Единство стиля
3) Контрастность (помогает привлечению и удержанию внимания)
4) Принцип пропорциональности (проявляется в том, что размер элементов дизайна зависит от их значения и значимости и определяется их взаиморасположением)
5) Принцип направленности (принцип предполагает последовательное восприятие дизайна)
|
6) Экономность
7) Сдержанность
8) Экспериментальность
9) Системность (закономерность взаимодействующих принципов, без реализации которых невозможно поддержать целостность и единство целого издания)
(ГАЗЕТА ИЛИ ЖУРНАЛ С СОБОЙ!!!!
Процесс создания газетного номера
Редакционный этап.
1) Подготовка текста в отделе редакции с выбором сотрудников той или иной запланированной темы. Заведующий отделом вместе с журналистом решают как лучше её подать, какие аспекты осветить и какие жанры можно использовать. Имея представление о теме, журналист начинает работу с фактом. Подготовленный материал оценивается руководителем отдела и в случае необходимости дорабатывается.
2) Поступление материала в секретариат. Его просматривают заместитель редактора, главный редактор и вносят свои коррективы. После всего этого ставится редакторская виза, и материал отправляется в типографию, где в процесс подготовки включаются типографские работники, корректоры и дежурная часть выпуска. С выходом номера работа над публикацией не заканчивается. Редакция ждёт отклика читателей по поводу того или иного материала. В случае необходимости тема может быть продолжена. Этап подготовки и выпуска номера является наиболее ответственным и жёстко ограниченным временными рамками. Сотрудники секретариата отбирают уже подготовленные в отделах материалы, производят окончательную правку свежих материалов, подбирают иллюстрации, работают с заголовками и в соответствии с планом номера рисуют его макет. После того как макет утверждён на редакционной планёрке, работа над номером переходит к верстальщикам, графика – к дизайнерам, которые оформляют полосы в соответствии с композиционно-графической моделью. Раньше все эти процессы проходили в типографии. Некоторые типографские процессы происходят в редакции, и ответственность за них несёт группа выпуска. Полосы приводят в порядок в соответствии с планом, выводятся на плёнку, с которой уже в типографии делают металлические формы. Выправленные оттиски направляют в редакцию. Здесь каждый материал прочитывают сотрудники, которые их готовили и просматривают руководители редакции. Номер газеты состоит из двух видов публикации – текстовой и иллюстрации. В зависимости от типа издания преобладает тот или иной вид. Основная часть публикаций – журналистские материалы. Остальное справочные, рекламные материалы. Площадь размещения зависит от типа издания. Каждая полоса номера имеет свои функции. Первые полосы посвящены оперативной, актуальной информации. Развороты – проблемные материалы. Последние полосы – более информативные тексты и менее объёмные.
|
Макетирование номера
Имея план номера, сотрудники секретариата приступают к составлению его макета. Цель макетирования – расположить текстовые и иллюстрационные публикации таким образом, чтобы газета имела привлекательный вид и читатели находили интересующие их публикации. Это лист бумаги, либо такой же лист на экране компьютера, на котором вертикальные линии обозначают количество текстовых колонок, а горизонтальные каждые 10 строк текста. Полоса может иметь разное количество колонок (А2 – от 6 до 10 колонок, А3 – от 4 до 6). Макет издания составляется по полосам. Макет следует начинать с крупных материалов. Первое на что обращает внимание читатель, это заголовок. Для усиления впечатления от крупных заголовков их верстают в пространстве. К разряду заголовков относят и «шапку». Это общее заглавие ко всей странице, либо к подборке. Шапки набираются крупнее, чем обычные заголовки.
|
8. Виды печати.
(тулупов, ситников)
9. Типографская система мер и размерные характеристики издания.
(размерных хар-ки издания – формат, кол-во колонок, высота колонок, интерлиньяж, объем полос, кегль-размер шрифта)
10. Постоянные элементы газет и журналов. Их оформление.
(колонтитул и т.д.)
11. Изобразительный ряд издания. Функции.
12. Фотоиллюстрации. Приемы подачи.
(подложка, вобтравку, обез и т.д.)
13. Жанры фотожурналистики.
(фото-портрет, заметка, репортаж, монтаж, коллаж, серия, корреспонденция)
14. Функции бильдредактора.
(*тулупов*)
15. Формы подачи публикаций. Размещение материала на полосе.
(газета в газете…)
16. Приемы макетирования.
(в первую очередь макетируют крупные илл. и материалы с иллюстрациями. обычно в макете текст обозначается заштрихованной какой-либо геометр. фигурой. заголовок к нему обозначается тонкой или жирной горизонт. линией. крупные материалы обычно заверстываются в подвал или чердак полосы. приемы: мельница (большой материал в центре, по диагонали уравновеш. крупными заметками), планово-композиционный (тексты располагаются на полосе строго по плану), традиционный (большие материалы вверху и внизу), гвоздевой (объемная публ. располагается в зрит.центре полосы). если текст подается вместе с илл., то желательно располагать его в форме латинской L, а обратная L – это неудачный прием. еще более неудачный буквой U.
17. Композиционно - графическое моделирование.
(*тулупов* НЕ МОДЕЛЬ!!!!)
18. Разработка модели издания.
(переклик. с 19 вопросом. поразмыслить, как выглядят издания разных типов (пример качественного, развлекательного, смеш. издания))
19. Современное состояние дизайна газет и журналов.
(на основе проанализ. изданий выявить, в чем заключается тенденция их развития)
20. Заголовочный комплекс. Состав комплекса.
(не тупые, знаем. и сказать о помехах, недочетах)
21. Расположение заголовочного комплекса относительно текста.
(верстка, выключка, заголовки-боковики)
с 22 до 26 вопрос до консультации посмотреть у галкина и тулупова
22. Шрифт. Основные элементы букв и линии шрифта
23. Размерные характеристики шрифтов.
24. Классификация шрифтов.
25. Начертание шрифтов.
26. Рисунок шрифта.