II. Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации




Тема № 14 Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

I. Органы законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации;

II. Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации;

III. Порядок и организация деятельности конституционных (уставных) судов.

 

Основная литература:

1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай, М.: Норма, 2006. С.684-722

Дополнительная литература:

1. Васильева, С.В. Конституционное право России / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мозаев. М.: Эксмо, 2010.С.455-492

 

I. Органы законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации

Конституция России содержит мало положений об органах государственной власти субъектов Российской Федерации. ч.2 ст.11 КРФ закрепляет органы субъектов РФ в общем виде. ч.1 ст.11 КРФ гласит, что система органов власти субъектов РФ устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами:

1 государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

2 распространение суверенитета на всю ее территорию;

3 верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

4 единство системы государственной власти;

5 разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

6 разграничение пределов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами;

7 самостоятельное осуществление органами власти субъектов своих полномочий;

8 самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов федерации (парламент) действуют постоянно. Они представляют интересы народа субъекта федерации, принимают законы, бюджет, формируют органы субъектов федерации, контролируют деятельность органов исполнительной власти. Называются эти органы по-разному. Наиболее распространенное название – дума и законодательное собрание. Как правило парламент субъектов имеет однопалатную структуру, в некоторых субъектах двухпалатный парламент, например в Республике Тыва - Великий Хурал состоит из двух палат: Палаты представителей и Законодательной палаты, законодательное Собрание Свердловской области состоит из областной Думы и Палаты представителей. Заседания палат проводится раздельно и открыто. Депутаты могут осуществлять свои функции постоянно или определенный период на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

Выборы депутатов парламента проводится на основе всеобщего, равного, прямого избирательно права при тайном голосовании.

Полномочия парламента субъектов РФ в законодательной сфере:

1 принятие конституции (устава) субъекта Федерации и поправок к ней 2/3 голосов от численности парламента;

2 принятие законом субъекта Федерации;

В сфере государственного строительства:

1 заключение и расторжение договоров субъекта Федерации;

2 проведение референдума субъекта Федерации;

3 проведение выборов в парламент субъекта Федерации;

4 определение административно-территориального устройства субъекта Федерации;

5 устанавливает систему органов исполнительной власти субъекта РФ;

6 организует выборы в органы местного самоуправления;

7 утверждает соглашение об изменении границ субъектов;

8 одобряет проект договора о разграничении (полномочий).

В бюджетной сфере:

1 принимает бюджет субъекта, программу социально-экономического развития;

2 налоги и сборы в субъекте.

Контрольные полномочия:

1 контроль за исполнением законов субъекта

2 решает вопрос о недоверии высшему должностному лицу субъекта и о недоверии руководителю исполнительной власти субъекта РФ.

В сфере организации своей деятельности:

1 принимает свой регламент;

2 регулирует вопросы внутреннего распорядка;

3 может досрочно прекратить свои полномочия в случае самороспуска и др.

 

II. Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

Система органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации наделена большими полномочиями и формируется по-разному.

Республики. Конституция РФ рассматривает республики как государства, поэтому конституции республик учреждают пост главы государства, именуемый президентом, главой республики или главой государства. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии. Обычно он является главой государства, т.е. республики. Избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательно права пи тайном голосовании на 4-5 лет, его возраст не моложе 35 лет и не старше 60-65 лет. Пользуется неприкосновенностью, но может быть отрешен от должности. Глава государства возглавляет систему исполнительной власти и является председателем правительства в Коми и Бурятии. В Татарстане правительство является органом исполнительной власти, подотчетным Президенту республики. Правительство – исполнительный орган.

Края, области и другие субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на основе устава и законов. Систему органов исполнительной власти образуют три группы органов:

1) Органы, составляющие аппарат главы администрации;

2) Управления, комитеты, отделы, подчиняющиеся главе администрации;

3) Территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Администрация края, области состоит из главы администрации именуемого «губернатором», а в Москве – мэром, его заместителей, руководителей управленческих структур.

Администрация обеспечивает соблюдение Конституции РФ, законов, указав Президента РФ, представительство, руководство местными органами власти, защиту интересов области а федеральных органах власти. Глава администрации избирается и может быть отрешен от должности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: