Содержание
· 1 Классификация
· 2 Этапы адаптации
· 3 Разновидности адаптации персонала
· 4 Система адаптации персонала
· 5 Ключевые элементы системы адаптации
Адаптация персонала подразделяется по направлениям:
1. производственная:
· профессиональная;
· психофизиологическая;
· социально-психологическая;
· организационно - психологическая;
· организационно-административная;
· экономическая;
· санитарно-гигиеническая.
2. внепроизводственная:
· адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;
· адаптация в период отдыха.
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой.
Этапы адаптации
Условно процесс адаптации персонала можно разделить на 4 этапа:
1. Оценка уровня подготовленности работника. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным.
2. Ориентация. Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. В ходе проведения общей программы ориентации часто затрагиваются следующие вопросы:
· общее представление о компании: цели, приоритеты, проблем;
· политика организации;
· оплата труда;
· дополнительные льготы;
· охрана труда и соблюдение техники безопасности.
3. Действенная адаптация. Приспособление работника к своему статусу, включение в межличностные отношения с коллегами и руководством.
4. Функционирование. Последний этап процесса адаптации. Характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Разновидности адаптации персонала
1. Отрицание. Новый сотрудник не принимает ценности организации, его ожидания целиком не совпадают с реальностью. В большинстве случаев такие сотрудники увольняются в первые месяцы работы.
2. Приспособленчество. Подобные сотрудники полностью принимают все правила и нормы организации. Такой тип сотрудников составляет большую часть штата любой организации.
3. Маскировка. В данном случае сотрудник демонстрирует принятие второстепенных установленных в организации норм и правил при одновременном «отрицании» основных установок. Подобная линия поведения типична для сотрудников группы риска, которые могут разорвать трудовое соглашение в любой момент.
4. Адаптивный индивидуализм. Эта разновидность адаптации подразумевает принятие основных правил и норм организации при полном «несогласии» с второстепенными ценностями. Это дает возможность работнику сохранить собственную индивидуальность и отлично справляться со своими служебными обязанностями.
Система адаптации персонала
С целью преодоления возникающих трудностей, а также повышения эффективности процесса приспосабливания в компаниях создается система адаптации персонала. Данная система включает комплекс мероприятий, которые позволяют сотруднику выйти на необходимый уровень производительности с минимальными потерями для него самого и для компании.
Наличие системы адаптации дает следующие преимущества:
для компании:
· повышение эффективности работы сотрудника, ускорение процесса выхода работника на требуемый уровень производительности;
· налаживание или поддержание положительных отношений в коллективе;
· предотвращение серьёзных ошибок, которые могли бы совершить новые сотрудники;
· сокращение временных затрат опытных работников на оказание помощи новому сотруднику в процессе выполнения им должностных обязанностей;
· минимизация «текучести» кадров.
для сотрудника:
· налаживание отношений в коллективе;
· быстрое вливание в рабочий процесс и приобретение новых навыков и знаний;
· снижение тревожности и неуверенности перед нареканиями со стороны руководства, связанными с неумением выполнять поставленные задачи так же быстро, как и другие сотрудники;
· сопоставление ожидаемых условий работы сотрудника с его реальной деятельностью;
· снижение страха сотрудника быть уволенным во время испытательного срока.
Ключевые элементы системы адаптации
Система адаптации должна иметь четкую организацию и регламентацию:
· welcome-тренинг — это первоначальное ознакомление сотрудника с общими сведениями о компании, с ее историей, продуктами, услугами, структурой и культурой;
· программа адаптации, регламентирующая мероприятия и сроки обучения сотрудника — отвечает за то, каким навыкам и в какой последовательности обучается работник, какие обязанности начинает выполнять в первую очередь, а также помогает адаптироваться сотруднику в коллективе;
· система наставничества — привлечение опытного работника в помощь новому сотруднику;
· система аттестации по итогам адаптационных мероприятий — четкий порядок оценки нового сотрудника, понятный как руководству, так и ему самому.
В зависимости от подготовки нового сотрудника, его психологических качеств и специальности срок адаптации может составлять от нескольких месяцев до полугода.