Разновидности адаптации персонала




Содержание

· 1 Классификация

· 2 Этапы адаптации

· 3 Разновидности адаптации персонала

· 4 Система адаптации персонала

· 5 Ключевые элементы системы адаптации

 

Адаптация персонала подразделяется по направлениям:

1. производственная:

· профессиональная;

· психофизиологическая;

· социально-психологическая;

· организационно - психологическая;

· организационно-административная;

· экономическая;

· санитарно-гигиеническая.

2. внепроизводственная:

· адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;

· адаптация в период отдыха.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой.

 

Этапы адаптации

Условно процесс адаптации персонала можно разделить на 4 этапа:

1. Оценка уровня подготовленности работника. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным.

2. Ориентация. Практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. В ходе проведения общей программы ориентации часто затрагиваются следующие вопросы:

· общее представление о компании: цели, приоритеты, проблем;

· политика организации;

· оплата труда;

· дополнительные льготы;

· охрана труда и соблюдение техники безопасности.

3. Действенная адаптация. Приспособление работника к своему статусу, включение в межличностные отношения с коллегами и руководством.

4. Функционирование. Последний этап процесса адаптации. Характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

 

Разновидности адаптации персонала

1. Отрицание. Новый сотрудник не принимает ценности организации, его ожидания целиком не совпадают с реальностью. В большинстве случаев такие сотрудники увольняются в первые месяцы работы.

2. Приспособленчество. Подобные сотрудники полностью принимают все правила и нормы организации. Такой тип сотрудников составляет большую часть штата любой организации.

3. Маскировка. В данном случае сотрудник демонстрирует принятие второстепенных установленных в организации норм и правил при одновременном «отрицании» основных установок. Подобная линия поведения типична для сотрудников группы риска, которые могут разорвать трудовое соглашение в любой момент.

4. Адаптивный индивидуализм. Эта разновидность адаптации подразумевает принятие основных правил и норм организации при полном «несогласии» с второстепенными ценностями. Это дает возможность работнику сохранить собственную индивидуальность и отлично справляться со своими служебными обязанностями.

 

 

Система адаптации персонала

С целью преодоления возникающих трудностей, а также повышения эффективности процесса приспосабливания в компаниях создается система адаптации персонала. Данная система включает комплекс мероприятий, которые позволяют сотруднику выйти на необходимый уровень производительности с минимальными потерями для него самого и для компании.

Наличие системы адаптации дает следующие преимущества:

для компании:

· повышение эффективности работы сотрудника, ускорение процесса выхода работника на требуемый уровень производительности;

· налаживание или поддержание положительных отношений в коллективе;

· предотвращение серьёзных ошибок, которые могли бы совершить новые сотрудники;

· сокращение временных затрат опытных работников на оказание помощи новому сотруднику в процессе выполнения им должностных обязанностей;

· минимизация «текучести» кадров.

для сотрудника:

· налаживание отношений в коллективе;

· быстрое вливание в рабочий процесс и приобретение новых навыков и знаний;

· снижение тревожности и неуверенности перед нареканиями со стороны руководства, связанными с неумением выполнять поставленные задачи так же быстро, как и другие сотрудники;

· сопоставление ожидаемых условий работы сотрудника с его реальной деятельностью;

· снижение страха сотрудника быть уволенным во время испытательного срока.

 

Ключевые элементы системы адаптации

Система адаптации должна иметь четкую организацию и регламентацию:

· welcome-тренинг — это первоначальное ознакомление сотрудника с общими сведениями о компании, с ее историей, продуктами, услугами, структурой и культурой;

· программа адаптации, регламентирующая мероприятия и сроки обучения сотрудника — отвечает за то, каким навыкам и в какой последовательности обучается работник, какие обязанности начинает выполнять в первую очередь, а также помогает адаптироваться сотруднику в коллективе;

· система наставничества — привлечение опытного работника в помощь новому сотруднику;

· система аттестации по итогам адаптационных мероприятий — четкий порядок оценки нового сотрудника, понятный как руководству, так и ему самому.

В зависимости от подготовки нового сотрудника, его психологических качеств и специальности срок адаптации может составлять от нескольких месяцев до полугода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: