ВОПРОС 9. Роль коммуникации в структурировании организации




Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуника­ция может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Коммуникации — жизненно важное звено между руководителем и подчиненными, они являются инструментом внутрисистемной координации, помогают получать информацию на всех уровнях управления. Исследования различных организационных структур показывают, что коммуникация играет важную роль в развитии организации как целостного организма. Каждый руководитель заинтересован в улучшении коммуникации. С помощью коммуникации реализуются цели компании, проводятся новые идеи, мотивация, осуществляется контроль за поведением членов группы. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и воли руководителя.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, гори­зонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации.

Особенно важно знание типов коммуникационных сетей или структур коммуникаций в группе. Среди существующих коммуникационных сетей для групп разной численности можно выделить четыре основных типов: колесо, цепь, круг, сложный круг (или всеканальная).

 
 

лицо, находящееся в центре «колеса»,имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще призна­ется другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, обычно несет большую ответственность за передачу инфор­мации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.

Если члены группы соединены между собой, как звенья одной цепи, в которой каждый поддерживает контакт с кем-то одним, то мы имеем сеть типа «цепочка». Последняя отражает последовательно сеть горизонтальных связей.

кружок

 

В сетях типа «круг» члены группы могут коммуницировать только с тем, кто расположен рядом с ними.

Примером полностью децентрализованных групп являются «всеканальные» сети (сложный круг), которые используются, как правило, тогда, когда необходимо участие всех членов в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями

Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для по­нимания отношений власти и контроля в организации.

Виды управления.

Управление можно определить как целенаправленное влияние субъекта на объект. Описание системы управления включает: Выделение субъекта и объекта управления и их границ; Выявление или постановка целей управления; Определение способов влияния субъекта на объект с целью достижения поставленных целей; Представления порядка взаимодействия субъекта и объекта в ходе исполнения цикла управления. Виды управления: Техническое - управление рукотворными объектами (автомобилем, прокатным станом), его основная характеристика – строго рационально, в пределах заданного алгоритма; Естественное – его объектом являются процессы, протекающие в природе (развитие растений, движение водных потоков); Социальное – его объектом являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, контроль и пр.). Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами и пр., его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление весьма сложным процессом с неопределенными результатами. Т.о. социальное управление не может быть чисто рациональным (в этом - его важнейшее отличие от технического управления). Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов (субординация, контроль, стимулирование и проч.) Классификация социального управления: По объекту человечество, регионы, отдельные страны, группа организаций, организация, её часть (подразделение), группа людей, индивид. По сфере государственное, коммерческое, политическое, управление творческими, религиозными организациями, учреждениями социальной сферы и т.д. По методам воздействия на объекты - административно-командное (внешнее/ навязанное); - демократическое управление (внутреннее/инициативное); - самоуправление. По содержанию общее управление, управление организацией технологических процессов, людьми, информацией, рыночным поведением, финансовыми потоками и т.д. В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность - текущее; - перспективное По способу осуществления управленческого воздействия - личное; - доверительное (через посредников, по документам). По методу выработки управленческих решений - научное /решения принимаются на основе специальных исследований; - эмпирическое /исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений. По обусловленности принимаемых решений - ситуационное /с учетом складывающегося положения дел; - стратегическое /реализующее заранее запланированные преобразования. По способу взаимодействия со средой - адаптивное /приспосабливающееся к ней; - конкурентное /навязывающее собственную линию поведения. По направленности - ориентированное на процесс: предполагает выполнение работы строго предписанными способами, решение проблем по мере их возникновения, акцент на экономию затрат, тотальный контроль; - ориентированное на результат: требует избегать проблем и увеличивать прибыль, доход и иные показатели любой ценой; - опережающее управление: направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение. Любое управление сводится к принятию решений, их реализации и контролю над ними. Этапы цикла управления: Сбор и анализ информации для выработки решения Выработка решения Реализация решения Учет результатов реализации решения Оценка и контроль результатов реализации Анализ и выявление существенных факторов, повлиявших на решение и результаты его реализации Регулирование существенных факторов доступными инструментами Как построить систему управления? Описать компанию (организацию) и ее место во внешней среде Выделить субъект и объект, цели и способы влияния субъекта на объект Создать упорядоченную целенаправленную систему влияния При описании каналов взаимодействия субъекта и объекта в ходе реализации цикла управления их относят к прямым и обратным связям. Прямые связи – обеспечивают воздействие субъекта на объект. Обратные связи – обеспечивают получение субъектом информации об объекте и результатах воздействия субъекта на объект. Управление плохо работает без обратных связей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: