5.10. Пересечения и примыкания в разных уровнях устраиваются на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения, а также на магистральных улицах и дорогах регулируемого движения при суммарной интенсивности транспортных потоков в узле пересечения, превышающей 4000 прив. ед. в час. Допускается устройство пересечений в разных уровнях при меньшей интенсивности движения в случаях, обусловленных рельефом местности или другими градостроительными условиями (рис. 8).
На первую очередь строительства допускается устройство отдельных элементов перспективного пересечения с организацией движения транспорта и пешеходов в одном уровне. При этом является обязательным резервирование необходимой территории и осуществление прокладки инженерных коммуникаций с учетом параметров пересечения в разных уровнях.
Ширина проезжей части на транспортных сооружениях принимается на основании интенсивности и организации движения транспорта на пересечении в городах с населением более 150 тыс. человек -не менее двух полос в каждом направлении, в других городах и поселениях - не менее двух полос в обоих направлениях.
5.1.1. При устройстве улиц и дорог под существующими или проектируемыми- инженерными сооружениями, а также при строительстве инженерных сооружений над улицами и дорогами следует обеспечивать вертикальный габарит от уровня дорожного покрытия по оси проезжей части до низа конструкции не менее, м:
для движения только легковых автомобилей - 2,3;
грузовых автомобилей - 4,8;
трамваев и троллейбусов - 5 (при наличии в конструкции пролетного строения свободного пространства для размещения подвесной арматуры контактной сети);
при сплошном монолитном перекрытии - 5,4.
При пересечении магистральных улиц и дорог с железными дорогами в разных уровнях расстояние от верха головки рельса железнодорожных путей до низа пролетного строения путепровода следует при-
нимать в соответствии с требованиями п. 5.44 данных Рекомендаций, а также ГОСТ 9238-83. Мосты и трубы проектируются по СНиП 2.0503-84, тоннели - СНиП 2.05.04-92.
5.12. Пересечения и примыкания улиц и дорог в разных уровнях классифицируются в зависимости от категорий, подходящих к узлу транспортных коммуникаций с учетом суммарной интенсивности входящих потоков (табл. 13).
Расстояния между пересечениями в разных уровнях на дорогах скоростного и магистральных улицах непрерывного движения, как правило, следует предусматривать не менее 1200 м, а в зонах центров городов и их обходах не менее 600 м.
5.13. На всех пересечениях лево- и правоповоротные съезды, как правило, следует предусматривать, когда размеры поворотных потоков превышают 10 % от прямого движения. При низкой интенсивности поворотных потоков (менее 10 %). а также в стесненных условиях реконструкции съезды допускается не устраивать, обеспечивая повороты на ближайших пересечениях. Если величина поворотного потока более 30 %, то его следует считать основным и проектировать обособленно от других направлений.
5.14. Выбор левоповоротных съездов, определяющих геометрическую схему пересечений, следует производить с учетом местных планировочных условий и в зависимости от интенсивности и долевого распределения транспортных потоков по направлениям. Наименьший пробег и наибольшие удобства движения транспортных средств необходимо обеспечивать для основных направлений.
При интенсивности левоповоротного потока на пересечениях 1 и 11 классов более 30 % от прямого потока следует применять прямые и полупрямые съезды через центр узла с устройством трех-четырех уровней пересечений. При интенсивности левоповоротного потока 15—30 % и наличии свободной территории следует применять полупрямые съезды (отнесенные), требующие применения кольцевых и петлевых пересечений в двух-трех уровнях. Левоповоротные съезды типа "клеверный лист" следует применять, как правило, на пересечениях II и III классов при интенсивности левоповоротных потоков менее 15 %. В стесненных условиях капитальной застройки допускается применять схему "сплющенный клеверный лист" с радиусами для левоповоротного движения 12-18 м- в особо сложных условиях -8-12 м. Допускается применение комбинированных схем пересечений при различных величинах левоповоротного движения по направлениям и резко выраженных индивидуальных особенностях застройки и рельефа в различных частях узла.
Таблица 13
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ
Класс и категории пересечения | Суммарная интенсивность входящих потоков привод, ед./ч | Категория пересе-кающихся магис- тральных улиц и дорог; условия движения транспортных потоков | Расчетная скорость движения основных потоков, км/ч | Условия движения пешеходных потоков | ||
в прямом па-правлении | на входах правопово-ротиых съездов | на входах ле-воповорот-ных съездов | ||||
С полной развязкойдвижения: la 16 С неполной развязкой движения в разных уровнях; | 12000-15000 10000-12000 | Обе магистрали -дороги скоростною движения(ДСД) Все потоки обособлены и непрерывны ДСД и магистраль непрерывного движения (МНД) Прямые и поворот-иые потокиНа ДСД обособлены и непрерывны Поворотные потоки на МИД непрерывны,но могуг иметь участки сплетений ДСД и магистраль регулируемого движения (МРД): | 120 100 | 80 70 | 60 50 | Полностью отделены от транспорта То же |
Продолжение табл. 13
Класс и категории пересечения | Суммарная интенсивность входящих потоков привед. ед./ч | Категория пересекающихся магистральных улиц и дорог; условия движения транспортных потоков | Расчетная скорость движения основных потоков, км/ч | Условия движения пешеходных потоков | ||
в прямом направлении | на входах правопово-ротных съездов | на входах ле-воповорот-ных съездов | ||||
1в | 8000-10000 | Прямые потоки и сьезды на ДСД обособлены и непрерывны | Отделены от прямых и основных поворотных потоков, пересечения с остальными потоками регулируемые | |||
11а | 8000-10000 | Обе МНД Все прямые потоки обособлены и непрерывны | Разобщено с прямыми и основными поворотными потоками, на пересечениях с остальными потоками регулируемые | |||
11б | 6000-8000 | МНД и МРД: | То же | |||
Прямые потоки обособлены и непрерывны | ||||||
Поворотные потоки регулируемые или само регулируемые | ||||||
Ша | 4000-6000 | Обе МРД: | Отделены от прямых потоков, с остальными потоками регулируемые |
Продолжение табл. 13
Класс и категории | Суммарная интенсив- | Категория пересе- | Расчетная скорость движения основных пото- | Условия движения | ||
пересечения | ностьвходящих по- | кающихся магис- | ков, км/ч | пешеходных пото- | ||
токов привод, ед./ч | тральных улиц и | ков | ||||
дорог; условия дви- | в прямом на- | на входах | на входах ле- | |||
жения транспорт- | правлении | правопово- | в'оповорот- | |||
ных потоков | ротных съез- | ных съездов | ||||
дов | ||||||
Один прямой потоп | ||||||
обособлен и непре- | ||||||
рывен. Вес осталь- | ||||||
ные потоки регули- | ||||||
руемые или сами- | ||||||
регулируемыо. | ||||||
Часть поворотных | ||||||
потоков может | ||||||
отсутствовать | ||||||
Шб | 2000-4000 | То же, но один | То же | |||
прямой поток обо- | ||||||
соблен и непреры- | ||||||
вен. Поворотные | ||||||
потоки регулируе- | ||||||
мые или саморе- | ||||||
гулируемые |
ПРИМЕЧАНИЕ. Обособленными потоками являются потоки не имеющие в пределах пересечений участков перестроения (переход с одной полосы на другую) и участков слияния (совместное диижеиие потоков различных исправлений на одной полосе).
5.15. На пересечениях в различных уровнях элементы право- и левоповоротных съездов следует рассчитывать исходя из переменной скорости в средней части съезда согласно табл. 14.
Таблица 14
Расчетная скорость движения, км/ч | |||
Класс пересечения | на входах съез- | в средней части | в средней части |
дов | правоповорот- | левоповоротных | |
ных съездов | съездов | ||
С полной развязкой | - | ||
движения в разных | - | ||
уровнях | - | ||
- | |||
С неполной развязкой | - | ||
движения в разных | - | ||
уровнях | - | ||
- | |||
5.16. Наименьшие радиусы кривых на съездах следует устанавливать в соответствии с расчетной скоростью в средней части съездов и уклона виража согласно табл. 15.
Таблица 15
Расчетная скорость | Наименьший радиус | м, при | ухлоне виража | %0 | |||
движения в средней части съездов, км/ч | |||||||
\2 | - | - | |||||
3 5 | |||||||
ПРИМЕЧАНИЯ: \. На всех съездах с уклоном виража 20—60 %о увеличение продольного уклона внешней кромки проезжей части на участке отгона виража не должно превышать 10 %о.
2. Радиусы вертикальных выпуклых и вогнутых кривых на съездах следует определять в соответствии с расчетной скоростью на съездах; на прямых участках съездов максимальные продольные уклоны допускается назначать на 10 %о больше, чем наибольший допустимый уклон на перегонах магистральных улиц, и дорог.
5.17. На пересечениях в разных уровнях число полос на съездах следует назначать исходя из расчетной интенсивности движения и
пропускной способности полосы движения на съездах, а также условий регулирования движения в пределах съезда (табл. 16).
табл. 16 | |||
Расчетная скорость движения, км/ч | Пропускнаяспособность полосы, прив. авт./ч при движении на съездах: | ||
непрерывном | регулируемом | саморегулируемом | |
70-90 40-7020-40 15-20 | 1000 1100 1200 800 | 600 650 7 50 600 | 600 600 700 500 |
5.18. Ширину проезжей части однополосных съездов следует назначать для левоповоротных съездов 5,5 м. для правоповоротных съездов - 5 м. Двухполосные съезды следует проектировать при условии, что каждая полоса движения имеет ширину 3,75 м.
Общую ширину проезжей части съездов следует назначать с учетом ее уширения ка кривых в соответствии с табл 3.
ПРИМЕЧАНИЕ. При проектировании на съездах двух встречных направлений проезжую часть каждого из них следует устраивать в виде общей проезжей части на 2—4 полосы движения с разделительной полосой не менее 2 м.
Подземные пешеходные переходы
5.19. На дорогах скоростного и улицах непрерывного движения, а также при необходимости в пересадочных узлах следует предусматривать подземные пешеходные переходы, соединяющие остановки общественного транспорта, входы в общественные здания и сооружения, прилегающую застройку.
В пешеходных переходах следует предусматривать помещения для размещения электротехнических устройств, водопроводного ввода, хранения и обслуживания уборочного инвентаря, а также для обслуживания персонала в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85. При необходимости отводятся помещения для водоотливной установки и устройства по обогреву лестничных маршей и пандусов.
В состав подземных пешеходных переходов допускается включать объекты попутного обслуживания; киоски, торговые автоматы, кафе, телефоны-автоматы и пр.
5.20. Расположение пешеходных переходов в плане магистральных улиц и дорог следует определять с учетом требований,СНиП 2.07.10-89, интенсивности транспортного и пешеходного движения в пределах пересечения, определяемых расчетным 15-минутным потоком в час "пик".
При определении расположения тоннеля, лестничных сходов и пандусов для передвижения инвалидов, пользующихся колясками, пешеходов с детьми и велосипедистов следует обеспечивать органичную взаимосвязь сооружения со сложившейся или проектируемой застройкой, а также условия наименьших объемов работ по перекладке и переустройству подземных сооружений. Заглубление пешеходных тоннелей должно быть выполнено с учетом требований СНиП 2.05.03-84. При этом пешеходные пандусы следует предусматривать с каждой стороны улиц и дорог.
5.21. Лестничные сходы и пешеходные пандусы, как правило, следует устраивать открытыми и располагать в пределах тротуаров и полос озеленения с учетом направления и интенсивности пешеходных потоков. Допускается устройство лестничных сходов, встроенных в
здания.
При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается устройство над входами остекленных павильонов, как правило, с применением сборных металлических конструкций.
На лестничных сходах следует предусматривать поручни, а пешеходные пандусы ограждать перилами.
5.22. Открытые лестничные сходы и пешеходные пандусы следует
ограждать парапетами высотой не менее 0,7 м от поверхности тротуа
ра, располагаемых от проезжей части улиц на расстоянии не менее
0,75 м, считая от внешней грани парапета до бортового камня. В стес
ненных условиях это расстояние может быть уменьшено до 0,5 м.
При необходимости установки опор наружного освещения или подвески контактной сети следует обеспечивать расстояние от внешнего края борта до стен схода не менее 1,2 м.
5.23. Высоту пешеходных тоннелей от уровня пола до низа высту
пающих конструкций следует принимать не менее 2,3 м. В двух- и
многойролетных тоннелях - не менее 2,1 м.
Ширина тоннелей, лестничных сходов и пешеходных пандусов определяется с учетом пропускной способности полосы движения шириной в 1 м, чел./ч: для тоннелей - 2000, лестничных сходов - 1500 и пешеходных пандусов - 1750, но не менее 3 м для тоннелей и 2,25 м для лестничных сходов и пешеходных пандусов.
5.24. Ступени лестничных сходов должны иметь размеры
12x40 см (проступь и подступенок) в стесненных условиях допускает
ся устройство более крутых сходов, но не круче 1:2,3 (проступь - 14,
подступенок - 32 см).
В одном марше не следует располагать более 12—14 ступеней. Длина промежуточной площадки в прямом марше должна быть не
менее 1,5 м.
Уклон пандуса должен составлять не более 60 %о, при соответствующем обосновании в особо сложных случаях допускается уклон до 80 %о.
.25. Отвод воды с поверхностей лестничных сходов и пешеход
ных пандусов предусматривается системой уклонов и водоотводных
лотхов.
Верхние площадки сходов следует устраивать приподнятыми не менее чем на 8 ине более 12 см. При исключении возможности затопления ливневыми водами указанную высоту допускается снижать до 5 см. Для пешеходных пандусов устраивается рампа той же высоты и длиной не менее 2 м.
Ступени и площадки следует располагать с уклоном 15 %о.
5.26. В тоннеле у лестничных сходов и пешеходных пандусов
следует предусматривать устройство приямков с решетками по всей
ширине. Приямки оборудуются водоотводом, а для переходов с боль
шими пассажиропотоками - водяной смывкой.
Внутренний водоотвод воды из тоннеля и служебных помещений предусматривается самотеком, системой труб, заложенных в основании тоннеля. Для сбора воды в тоннеле устраиваются водоприемники через 10-15 м.
5.27. В тоннелях допускаются продольные уклоны пола, но не
более 40 %о, при поперечном уклоне 10 %о. В отдельных случаях при
соответствующем обосновании допускается устройство пола без про
дольного уклона, при этом отвод воды обеспечивается за счет попереч
ного уклона пола и продольного уклона водоотводного лотка, принима
емого от 2 до 5 %о, оборудованного водоприемными решетками.
При расположении пола пешеходного тоннеля ниже городского водостока следует предусматривать водоотливную установку, оборудованную горизонтальным самовсасывающим насосом производительностью, определяемой путем расчета, с учетом расхода поступающего из ливневой канализации, гидравлического напора и сопротивления системы.
5.28. Водоснабжение пешеходных тоннелей осуществляется от го
родской водопроводной сети. Внутренняя водопроводная сеть должна
предусматривать возможность опорожнения и подключения к ней
шлангов для мытья тоннелей, лестничных сходов и пешеходных панду
сов.
5.29. Служебные помещения оборудуются системами отопления и
принудительной вентиляции, обеспечивающими расчетную минималь
ную температуру +5°С.
В климатических районах, где возможно образование снежного покрова и гололеда, следует предусмотреть обогрев площадок, ступеней и пешеходных пандусов.
Теплотехнические расчеты систем обогрева производятся для невыгоднейшего сочетания наиболее интенсивных снегопадов и температуры наружного воздуха, принимаемых по метеорологическим данным за период 10 лет для района проектируемого сооружения.
Система обогрева может подключаться к городской теплосети и пользовать прямые и обратные воды, а также вторичные теплоноси-тели (антифриз, воздух и другие незамерзающие среды), или подключаться к автоматической системе принудительной циркуляции воздуха включающей в себя калорифер и вентилятор.
5.30. В случае недостаточного проветривания в тоннелях предус-
матоивается принудительная вентиляция.
5.31. Среднюю горизонтальную освещенность пешеходных тонне
лей, лестниц, пешеходных пандусов и служебных помещений на уров-
не пола следует принимать в соответствии с требованиями СНиП
П-4-79.
Электроосвещение пешеходных тоннелей следует проектировать, как правило, с автоматическим телемеханическим управлением. Также следует предусматривать ручное управление, располагаемое в помещениях для размещения электротехнических устройств.
5 32. Электроснабжение пешеходных тоннелей следует предусматривать от городских трансформаторных пунктов напряжением 380/220 В системой с глухозаземленной централью. В исключительных случаях допускается пониженное напряжение в соответствии с СН 541-32.
5.33. Дляподключения уборочных машин в пешеходных тоннелях предусматривается установка не более чем через 25 м герметических трехполюсных штепсельных розеток на высоте 0,5 м от уровня пола.
5.34 По капитальности городские пешеходные переходы относятся к I классу сооружений.
Строительные материалы для конструкций сооружений пешеходных переходов должны отвечать требованиям долговечности, прочности, огнестойкости, а также стойкости против химических и атмосферных влияний, экономичности и удобства эксплуатации.
Конструкции пешеходных переходов следует проектировать исходя из объемно-планировочных решений, глубины заложения, инженерно-геологических, климатических и сейсмических условий с учетом агрессивного воздействия окружающей среды в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84.
5.35. Конструкции тоннелей должны быть замкнутыми и защищенными от проникновения грунтовых и поверхностных вод путем устройства гидроизоляции.
При сооружении пешеходных переходов гидроизоляция должна
устраиваться защищенной от механических повреждений, как прави
ло, трехслойной, считая по числу армирующих материалов: а основа
нии тоннеля - по бетонной подготовке из бетона класса по прочности
на сжатие не ниже В 7,5 толщиной 12 см и выравнивающего слоя
Цементно-песчаного раствора класса В 7,5 толщиной 3 см, на перекры
тии тоннеля - по подуклонке из цементно-песчаного раствора того же
класса толщиной от 2 до 5 см (наибольший размер по оси тоннеля).
5.36. Защиту конструкций от коррозии блуждающими токами
следует осуществлять в соответствии с СНиП 2.03.11 -85.
5.37. В местах резкого изменения типов конструкций и вида грун
та в основании тоннелей следует предусматривать деформационные
швы. В температурных и осадочных швах должно быть предусмотрено
устройство компенсаторов, предохраняющих гидроизоляцию от разры
ва. В сейсмических районах следует предусматривать дополнительные
деформационные швы, определяемые путем расчета.
Расстояние между деформационными швами в сборных железобетонных конструкциях следует принимать, как правило, не более 40 м.
При соответствующем обосновании в проекте расстояние между температурно-усадочными швами может быть увеличено, но не более 60 м.
5.38. Глубина заложения фундаментов тоннелей на непучинис-
тых, гравелистых, крупнопесчаных и среднепесчаных грунтах назна
чается незазисимо от глубины промерзания грунтов при условии про
стирания толщи указанных грунтов ниже глубины промерзания, а при
прочих грунтах - не менее расчетной глубины промерзания с устрой
ством в основании подушки не менее 0,25 м из тщательно утрамбо
ванного крупно- или средкезернистого песка, щебня, гравия или бето
на.
Для фундаментов пешеходных тоннелей при заложении их на пучинистых грунтах разрешается общую толщину от уровня пола до основания принимать меньше глубины промерзания при обеспечении условий, исключающих возможность пучения грунтов в основании тоннеля.
5.39. Пропуск газопроводов в основаниях, конструкциях фунда
ментов и перекрытий тоннелей не допускается.
Искусственные сооружения на улицах и дорогах
5.40. К основным искусственным сооружения на улицах и доро
гах относятся мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, виадуки, дамбы,
пешеходные мосты, подпорные стенки, берегоукрепительные сооруже
ния, трубы, лестничные сходы и др.
При размещении искусственных сооружений на улицах и дорогах должны учитываться градостроительные и архитектурные требования, природно-климатические и грунтово-гидрологические условия, а также возможности перспективного изменения размеров движения транспорта и пешеходов.
5.41. Искусственные сооружения должны удовлетворять требова
ниям габарита приближения конструкций согласно действующим
нормативным документам.
Элементы поперечного профиля на мостах, путепроводах, тоннелях, эстакадах и других искусственных сооружениях, как правило,
должны быть такими же, как элементы поперечного профиля пропус
каемых улиц и дорог.
На участках искусственных сооружений в виде исключения допускается сужение разделительной полосы и тротуаров. В пределах искусственных сооружений разделительная полоса для дорог скоростного движения может быть принята равной 4 м, а для улиц непрерывного движения - 2 м (с установкой бруса безопасности и с устройством соответствующих предохранительных полос в обе стороны от бруса безопасности).
В тех случаях, когда улица или дорога не имеет разделительной полосы, а решение искусственного сооружения предусматривает размещение опоры между проезжими частями на улице, подходящей к искусственному сооружению, необходимо предусматривать уширение для размещения разделительной полосы.
Расширение и сужение проезжей части на искусственных сооружениях должно сопрягаться с проезжей частью улиц и дорог плавными кривыми на участке длиной не менее 100 м до искусственного сооружения, а также радиусами, установленными для данной категории улицы или дороги.
5.42. Ширина тротуаров на искусственных сооружениях может быть уменьшена относительно ширины на пропускаемых улицах или тротуары могут быть исключены совсем при соответствующих обоснованиях. В этом случае должен быть предусмотрен служебный тротуар шириной 1 м (в стесненных условиях 0,7 5 м).
На дорогах скоростного движения в пределах искусственного сооружения тротуары для пешеходов не устраиваются. Здесь для прохода обслуживающего персонала должны быть предусмотрены служебные тротуары шириной 1 м (в стесненных условиях 0,75 м).
На улицах непрерывного и дорогах регулируемого движения, на участках искусственных сооружений, когда это возможно, следует предусматривать движение пешеходов по отдельным трассам вне искусственных сооружений. При устройстве тротуаров на искусственных сооружениях к ним должны быть устроены лестничные сходы в створе пересекающихся улиц
5.43. В транспортных тоннелях, как правило, пешеходное движе
ние не проектируется. Обязательным является устройство служебных
тротуаров шириной 0,7 5—1 м (в особо стесненных условиях 0,5 м).
В особых случаях, когда транспортный тоннель совмещается с пешеходным, уровень прохода пешеходов относительно уровня проезжей части повышается на 2,7 м и обязательно отделяется сплошным огра-ждением.
5.44. Высоту от уровня верха головки рельса до низа конструкций
искусственных сооружений, расположенных над железнодорожными
путями, следует принимать не менее:
а) 6,3 м для искусственных сооружений шириной не более 5 м [в
нижней части конструкции);
б) 6,5 м при ширине искусственных сооружений более 5 м;
в) 6,8 м для пешеходных мостов шириной не более 5 м, располо
женных над путями станций, разъездов и обгонных пунктов;
г) 7 м при ширине пешеходных мостов более 5 м.
При сооружении пешеходных мостов через железнодорожные ли нии, перевод которых на электрическую тягу не предвидится, высоту от уровня головки рельса до низа конструкций допускается уменьшать до 5,5 м.
ПРИМЕЧАНИЕ. Габариты уникальных искусственных сооружений (мостов, путепроводов и,эстакад) допускается принимать на оснозе индивидуальных технико-гжономических обоснований, учитыэающих расположение сооружения, его архитектурно-композиционное значение, опыт эксплуатации аналогичных сооружений.
6. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО
6.1. Рекомендации, нормы и правила настоящего раздела распространяются на проектирование земляного полотна улиц и дорог городов и сельских поселений с проезжей частью, устраиваемой в бортовых камнях или окаймляющих плитах, с отводом воды в систему закрытой канализации, при наличии подземных коммуникаций, сооружений и т.п.
Земляное полотно улиц и дорог городов и сельских поселений с проезжей частью, обочинами, системой водоотвода и другими элементами по техническим параметрам, характерным для автомобильных дорог общего пользования, следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-35. Проектирование земляного полотна при устройстве трамвайных и троллейбусных линий осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 2.05.09-90.
Земляное полотно тротуаров, велосипедных дорожек, автостоянок, проездов следует проектировать в соответствии с требованиями, установленными применительно к земляному полотну улиц и дорог. Указанные сооружения допускается устраивать как на обособленном, самостоятельном земляном полотне, так и на совместном земляном
полотне улиц и дорог,
6.2. Проектирование земляного полотна следует проводить на основе геодезических и геологических изысканий, климатических особенностей района строительства с учетом категории улицы и дороги, типа дорожной одежды, условий производства работ, наличия и состояния подземных коммуникаций.
Земляное полотно следует проектировать в пределах красных линий улиц и дорог с учетом вертикальной планировки прилегающей территории и функционального назначения застройки.
6.3. Земляное полотно различается по типу поперечного профиля: в "нулевых отметках" (основной тип); в уровне отметок планировки прилегающей территории; в насыпи; в выемке; в полунасыпи-полувыемке.
Насыпи, выемки, полунасыпи-полувыемки при проведении планировочных работ на прилегающей территории могут изменять тип по-
перечного профиля ка земляное полотно в "нулевых отметках" и наоборот.
6.4. По сроку службы и назначению земляное полотно подразделяется:
на земляное полотно постоянных, находящихся в длительной эксплуатации улиц и дорог;
на земляное полотно временных дорог (построечные дороги районов массового жилищного строительства, временные объезды и т.п.).
В настоящем разделе приведены нормы и правила по проектированию земляного полотна постоянных улиц и дорог. Нормы проектирования земляного полотна временных дорог устанавливаются по требованиям постоянных дорог введением коэффициентов надежности по нагрузкам.
6.5. Природно-климатические условия района строительства и инженерно-геологические условия участков определяются з соответствии с указаниями СНиП 2.05.02-85.
Назначение типа местности по условиям увлажнения устанавливается с учетом освоенности территории согласно признакам, изложенным в табл. 17.
Таблица 17
Тип местности | Признаки |
1-й | Поверхностный сток обеспечен, подземные |
коммуникации находятся в длительной эксплуа- | |
тации, разделительные полосы и газоны отсут- | |
ствуют или на них имеется хорошо развитый | |
травяной покров, тротуары имеют усовершен- | |
ствованные покрытия | |
2-й | Поверхностный сток обеспечен, подземные |
коммуникации не находятся в длительной экс- | |
плуатации, имеются разделительные полосы и | |
газоны без хорошо развитого травяного покро- | |
ва, тротуары имеют усовершенствованные по- | |
крытия, отвод воды с которых осуществляется | |
на газоны | |
3-й | То же, что и 2-й тип, а также грунтовые воды |
оказывают влияние на увлажнение верхней | |
толщи фунтов |
ПРИМЕЧАНИЕ. Необеспеченность поверхностного стока при проектировании земляного полотна не допускается.
6.6. Типовые решения земляного полотна применяются в районах нового массового жилищного строительства, а также в районах сложившейся застройки с условиями проектирования, сходными с условиями проектирования в новых районах строительства, характеризующихся увлажнениями земляного полотна по 1-му или 2-му типу мес-
, отсутствием техногенных насыпных и слабых грунтов естественного происхождения.
Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовыx решений следует применять в случаях, определенных СНиП 2 05-02-85, а также при проектировании: в условиях 3-го типа местности; в сложившихся и заповедных территориях городов и сельских поселений; транспортных пересечений; подземных пешеходных переходов; участков сопряжения с трассами метрополитена и коллекторов; набережных; придорожных шумозащитных сооружений; участков с подземными инженерными сооружениями и смотровыми колодцами.
6.7. Грунты, используемые при строительстве дорог и улиц, в за
висимости от их свойств следует классифицировать в соответствии с
СНиП 2.05.02-85.
6.8. Для обеспечения устойчивости и прочности верхней части
(рабочего слоя) земляного полотна и дорожной одежды возвышение
поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верхо
водки должно соответствовать значениям, приведенным в табл. 18.
Таблица 18
Грунт рабочего слоя | Наименьшее возвышение поверхности покрытия, м, в пределах дорожно-климати-ческих зон | |||
II | Ш | IV | V | |
Песок мелкий, супесь легкая, супесь крупная Песок пылеватый. супесь пылева-тая Суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины Супесь тяжелая пылеватая,суглинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый | 1,1 1,5 2,2 2,4 | 0,9 1,2 1.8 2.1 | 0,75 1.1 1,5 1.8 | 0.5 0,8 1.1 1.2 |
ПРИМЕЧАНИЯ; 1. За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать максимально возможный осенний (перед промерзанием) уровень за период между восстановлениями прочности дорожных одежд (капитальными ремонтами). В районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, за расчетный уровень следует принимать максимально возможный весенний подъем грунтовых вод за период между капитальными ремонтами. В районах с глубиной промерзания менее толщины дорожной одежды за расчетный уровень следует принимать максимально возможный уровень грунтовых вод требуемой вероятности превышения в период его сезонного максимума. Положение расчетного уровня грунтовых вод следует устанавливать по данным разовых краткосрочных замеров на период изысканий и прогнозов.
При отсутствии указанных данных, а также при наличии зерховодок за расчетный допускается принимать уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов.
2. Возвышение поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем грунтовых вод при слабо- и среднезасоленных грунтах следуе