Методы управленческой деятельности и принципы их реализации.





Методы управления — это конкретные приемы и способы воз­действия субъекта управления на объект для достижения опреде­ленных целей. Методы управления многообразны, но их воздейст­вие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного ра­ботника опосредовано мотивацией.

В поведении людей важную роль играют их потребности и ин­тересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Сово­купность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направлен­ность методов управления: экономических, организационно-рас­порядительных (административных) и социально-психологичес­ких (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Система методов управления




Экономические методы управления базируются на материальных интересах людей. Эти методы ориентируют на выполнение опреде­ленных показателей или заданий и осуществление после их выпол­нения экономического вознаграждения за результаты работы. Таким образом, использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также с экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональ­ной системой оплаты труда, включающей поощрение за определен­ное количество и качество труда или применение санкций за несоот­ветствующее его количество и недостаточное качество.

Организационно-распорядительные (или административные) мето­ды управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она требует не только безусловного соблюдения законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкого определе­ния прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при кото­ром распоряжения руководителя обязательны для исполнения под­чиненными. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т.п.).

Властная мотивация создает необходимые условия для орга­низации и взаимодействия, а сами организационно-распоря­дительные методы управления призваны обеспечить эффектив­ную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации. Эти методы охватывают организа­ционное планирование, организационное нормирование, инст­руктаж, распорядительство и контроль. К организационно-распо­рядительным методам на макроуровне можно отнести законода­тельные акты, которые регулируют права и обязанности объектов управления и создают рамочные условия для функционирования предприятий торговли. Властная мотивация, заложенная в осно­ву административных методов, опирается на возможность при­нуждения.

Однако, как показывает практика, применение только матери­альных и властных мотиваций не позволяет в полной мере мобили­зовать творческую активность персонала и каждого работника на достижение целей организации.

Для достижения максимальной эффективности управления не­обходимы духовные мотивации, на которые опираются социально­психологические методы управления. С помощью этих методов воз­действуют преимущественно на сознание работников, на социаль­ные, этические, религиозные и другие интересы людей и осущест­вляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Мо­ральная мотивация отличается особой сложностью и тонкостью. Ее конечный эффект определить трудно, но ее результаты весьма значительны.

Методы управления обычно воздействуют комплексно, по­этому не следует противопоставлять эти методы друг другу, под­разделяя их на главные и второстепенные. Напротив, их надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, ибо их комплексное использование способствует оптимальному достижению целей, поставленных перед предприятиями торговли.

Методы управления Метод управления – это способ воздействия субъектов управления на объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность внешней среды и внутренней структуры, состоящей из целевой, обеспечивающей, управляющей и управляемой подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг), организации и т.д. на внешнем и внутреннем рынке. Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления. В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике 3 группы методов управления: Административные (организационные или организационно-распорядительные) Экономические Социально-психологические Эти группы методов чаще всего рассматриваются как альтернативные. Общепринятая классификация не в полной мере отражает их сущность. В основание классификации методов управления следует положить признак «степень свободы исполнителя в связи с воздействием на него субъекта». Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы: Ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания. Мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов и заданий. Высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием психотехнологий формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции её развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализации, самовыражение). Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта методы управления целесообразно подразделить на следующие 3 группы: Методы принуждения Методы побуждения Методы убеждения Признаки методов управления Группы методов управления Методы принуждения Методы побуждения Методы убеждения Общепринятое название группы методов Административные Экономические Социально-психологические Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология Цель управления Выполнение законов, директив, планов Достижение конкурентоспособности товаров Достижение взаимопонимания Структура управления Жесткая Адаптивная к ситуациям Адаптивная к личности Форма собственности, где преимущественно применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и др. Частная Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум Форма воздействия При помощи нормативно – методических документов Мотивация Управление социально-психологическими процессами Основное требование к субъекту при применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм в данной области Психологическая устойчивость личности Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все потребности Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы Линейная, организационная Проблемно-целевая, матричная Бригадная Преимущественное направление управляющего воздействия Сверху вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное и горизонтальное Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются методы Высший и средний Высший, средний и низший Низший Характер управленческой информации Качественная, детерминированная Качественная, стохастическая Комплексная (как фактор качества), стохастическая Стиль руководства, характерный для данной группы методов Авторитарный Смешанный Демократический Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов Флегматик Сангвиник Сангвиник То же объекта управления (исполнителя) Сангвиник Флегматик, холерик Меланхолик Тип чаще всего применяемых управленческих решений Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно-методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их Конкретные методы и способы управления Государственное регулирование экономики. Стандартизация и сертификация. Мониторинг экосистемы. Нормативно-методическое регулирование системы управления организацией. Планирование, учёт и контроль. Экономическое стимулирование. Анализ затрат, качества и других параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.). Диагностика. Экономико-математическое моделирование. Балансовые методы. Мониторинг социально-психологических процессов. Моделирование социально-психологических процессов. Психотехнологии. Моральное стимулирование. Структура применяемых методов может быть такой: 4 : 4 : 2. Для повышения результативности методов управления необходимо: повышать качество правовой базы усилить работу: по стандартизации терминов и понятий в области управления по унификации принципов, методов, стандартов, норм, требований к компонентам системы управления восстановить применявшиеся ранее методы нормирования труда дифференцировать принципы управления для субъектов управления разного уровня иерархии и объектов обеспечивать требуемую законом безопасность труда изучать взаимосвязи элементов мотивационного процесса изучать параметры трудового потенциала человека изучать параметры психологического портрета личности (темперамент, характер, способности и др.) восстановить систему повышения квалификации работников систему подготовки кадров ориентировать на конкурентоспособность и др. PAGE \* MERGEFORMAT 1 Субъект Объект Процессы управления субъекта: Сбор информации Планирование Реализация плана Учет Контроль Анализ Регулирование Процессы деятельности объекта: Поставки Производство Сбыт Обеспечение Проекты: Уникальные сборки процессов Мотивация, цели Предписания Решения и действия Ограничения Модель управления «Кибернетический контур» Винера Управляющая связь Обратная связь Субъект УПРАВЛЯЮЩИЙ БЛОК Объект УПРАВЛЯЕМЫЙ БЛОК Ц М Ц* М* Функциональная модель управления ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Планирование Выбор целей и определение путей их достижения Контроль Наблюдение за предпринимаемыми действиями и внесение корректив Организация Распределение ответственности за выполнение рабочих заданий Лидерство Использование влияния для мотивации работников Уровневая модель управления Институциональный уровень Руководители высшего звена Leaders Управленческий уровень Руководители среднего звена Managers Технический уровень Руководители низового звена Supervisors Исполнители Три уровня (по Г.Минцбергу) Уровень действия Человеческий уровень Информационный уровень ДЕЙСТВИЕ Менеджер Через Непосредственно информационный контроль Через воздействие на людей

Р





Читайте также:
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.03 с.