Глава 5. Инновационный менеджмент организации




Вопрос 1. Что такое инновационный проект?

Инновационный проект представляет собой основной документ, определяющий необходимость осуществления инновационной деятельности, в котором в общепринятой последовательности излагаются основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.

Инновационные проекты играют важную роль в системе обеспечения эффективного функционирования организации. Они являются:

• источником формирования производственного потенциала;

• механизмом реализации стратегических целей экономического развития;

• механизмом оптимизации структуры активов;

• фактором формирования долгосрочной структуры капитала;

• важнейшим условием обеспечения роста рыночной стоимости фирмы;

• главным инструментом реализации инновационной политики (внедрения результатов технологического прогресса);

• одним из механизмов обеспечения оптимальных темпов роста в течение длительных сроков;

• одним из способов обеспечения оптимальной нормы прибыли в течение длительных сроков;

• одним из путей повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Вопрос 2. В чем сущность и задачи инновационной стратегии?

Под инновационной стратегией следует понимать систему долгосрочного распределения ресурсов между различными вариантами инновационного развития системы, а также их перераспределения вследствие изменения внешних и внутренних условий ее функционирования.

Инновационная стратегия на уровне организации зависит от инновационных стратегий более высоких уровней. Макроуровень создает условия функционирования организации в научно-технических направлениях, соответствующих мировым тенденциям развития. Под влиянием прямого и косвенного воздействия инновационная деятельность организации должна соответствовать общемировой стратегии развития.

обычно выделяют следующие инновационные задачи:

• поиск и определение источников возникновения инноваций, а также пропорций между инновациями, осуществляемыми собственными или заимствованными силами;

• обеспечение рационального соотношения между инновациями разных типов, различающимися по степени новизны и радикальности, инновационному потенциалу, длительности этапов, источникам финансирования, т.е. инновации разных типов должны дополнять друг друга;

• обеспечение соответствия ассортимента и структуры выпускаемой продукции по стадиям жизненного цикла структуре нововведений по стадиям завершенности. Эта задача нацелена на обеспечение своевременности появления нововведений в организации, достижение оптимума между инновациями-продуктами и инновациями-процессами;

• прогнозирование и ликвидация угроз функционального и технологического замещения производственных процессов и выпускаемой продукции. Эффективное функционирование предприятия зависит от успешного парирования угрозы технологического и функционального замещения, т.е. предприятию необходимо отслеживать новые, более эффективные способы производства продукции и появление новых продуктов-аналогов;

• разработка инновационного проекта и календарного плана его реализации с указанием объемов, сроков и исполнителей отдельных видов работ;

• определение схемы и источников финансирования инновационных проектов.

Вопрос 3. Каков жизненный цикл изделия?

Жизненный цикл изделия состоит из ряда стадий, на которых идея трансформируются в новую технику, способную удовлетворить требования потребителей. Начальной стадией жизненного цикла являются научно-исследовательские работы (НИР), которые проводятся по единому техническому заданию (ТЗ).

Второй стадией жизненного цикла являются опытно-конструкторские работы (ОКР). На этой стадии разрабатывается конструкторская документация: техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая конструкторская документация.

Эти стадии включают мероприятия по организации производства нового изделия или освоенного другими предприятиями. Выход на мощность произойдет после завершения работ по подготовке производства: пуск и проверка технологического оборудования; запуск в производство установочной серии; проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии; доработка и корректировка технологической и другой документации.

Следующей стадией жизненного цикла является производство созданного изделия в соответствии со сформированным портфелем заказов.

Завершающей стадией жизненного цикла является эксплуатация (для изделий длительного пользования) или потребление (для сырья, топлива и т.п.) заказчиком или потребителем, использующим данную продукцию по назначению или как комплектующие изделия при производстве другой продукции. Взаимоотношения между потребителем и производителем продукции определяются договором на поставку. Важно обеспечить систематическое обновление продукции за счет выпуска новых изделий и снятия с производства устаревших.

Вопрос 4. Расскажите функционально-стоимостной анализ в инновационном менеджменте.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) является методом комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

Метод ФСА разработан как операционно-ориентированная альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности, в отличие от традиционных финансовых подходов метод ФСА:

• предоставляет информацию в форме, понятной для персонала и клиентов организации;

• распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением об экономических процессах.

Что касается стоимости, трудоемкости и экономии времени, то с помощью метода ФСА можно так реорганизовать деятельность предприятия, чтобы достичь устойчивого их сокращения, которое позволит при реализации целей устанавливать более гибкие цены. Для этого необходимо сделать следующее:

 

• сократить время, необходимое для выполнения функций организации;

• устранить неактуальные в настоящее время или ненужные функции;

• сформировать ранжированный перечень функций организации по стоимости, трудоемкости или времени;

• выбрать функции организации с низкой стоимостью, трудоемкостью и временем;

• организовать совместное использование всех возможных функций организации;

• перераспределить организационные ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствований.

Цель ФСА – снижение затрат на производство, проведение работ и оказание услуг при одновременном повышении или сохранении качества выполняемой работы. Математически это выглядит так:

где ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, представляющая совокупность его потребительских свойств; 3 – издержки на достижение необходимых потребительных свойств.

Вопрос 5. Что представляет собой концепция управления качеством?

Концепция управления качества подразумевает:

• ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей;

• возведение качества в ранг цели предпринимательства;

• оптимальное использование всех ресурсов организации.

Концепция TQM базируется на следующих принципах:

1. Ориентация организации на потребителя.

2. Роль руководства. Задача руководства состоит в максимальном вовлечении сотрудников в процесс достижения поставленных целей.

3. Вовлечение сотрудников. В концепции TQM персонал рассматривается как главный ресурс организации. Все – от высшего руководства до рядового сотрудника – должны быть вовлечены в деятельность по управлению качеством.

4. Процессный подход. Процессная модель организации содержит совокупность бизнес-процессов. Под бизнес-процессом понимают сумму различных видов деятельности, вместе создающих результат, имеющей ценность для организации и потребителя, например, процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги.

5. Системный подход к управлению. Во всех организациях и вне их всегда имеет место ряд взаимосвязанных процессов, включающих в себя поставщиков и потребителей. Эти взаимосвязи могут быть нарушены в любой их точке одним человеком или одним элементом оборудования, не отвечающим требованиям внутреннего или внешнего потребителя. Концепция внутренних и внешних потребителей и поставщиков составляет основу всеобщего качества.

6. Постоянное совершенствование.

7. Принятие основанных на фактах решений

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

6 вопрос. Что представляет собой сертификация?

Важнейшим фактором повышения качества продукции является внедрение системы сертификации, то есть подтверждение соответствия. Сертификация широко распространена в мировой практике. Наряду с национальными системами функционируют и международные. Важное значение приобрел сертификат международной организации по стандартизации ISO (International Standard Organization), которая создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г. Известны четыре редакции стандартов ISO. Последняя редакция ISO была разработана в 2005 г. В эту серию входят следующие основные стандарты:

1. ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия – "ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь".

2. ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия – "ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования".

3. ISO 9004. Содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия – "ISO 9004:2009. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества".

4. ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия – "ISO 19011:2011. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: