Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Ответственнсть по охране труда на предприятии.




Содержание

 

Контрольные вопросы…………………………………………………………..3

Задача 1. 10

Задача 2. 11

Задача 3…………………………………………………………………………15

Список литературы.. 17

 

 


Контрольные вопросы

Основные сведения об опасностях.

Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др. Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр. Существует несколько способов классификации опасностей:

- по природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

- по локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

- по вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д. Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности. Психофизические опасности – физические и нервно-психические перегрузки. Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку. Поэтому более объемлющей представляется следующая классификация. Все опасности (факторы, приводящие к появлению опасности), по объекту воздействия, времени и пространству представляется целесообразным разделить на три группы:

1- факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;

2- факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой;

3- факторы экологического воздействия, как правило, опосредственного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве.

Такая классификация является наиболее удобной при анализе конкретного производства, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства.

Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Ответственнсть по охране труда на предприятии.

Устав о промышленном труде 1913 года содержал целый разд. 3 «О фабричной инспекции» (ст. 30—41). Фабричные ин­спекторы были первыми в истории России государственными за­щитниками рабочих от хозяйского произвола фабрикантов. Все три Кодекса законов о труде России имели самостоятельные главы по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, который осуществляли не только го­сударство в лице своих специализированных инспекций, проку­ратуры, но и профсоюзы, так как им было передано это право государством при ликвидации в 1933 году Наркомата труда. Ныне государство от профсоюзов это право надзора вернуло себе, создав Гострудинспекцию с ее органами на местах, которая находится в структуре Минтруда России. За профсоюзами со­хранился общественный профсоюзный контроль в этой области. Наша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда и Протокол к ней 1995 года и в соответствии с ними обязалась иметь государственную инспекцию труда, обес­печивающую соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех производствах Российской Федерации. В этих целях была образована Гострудинспекция с ее орга­нами на местах. Трудовой кодекс предусматривает в гл. 56 систему государст­венных инспекций по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охра­ны труда.Эта система состоит из следующих федеральных надзорных органов и их органов на местах:1) Федеральная инспекция труда2) Госгорпромтехнадзор;3) Госэнергонадзор;4) Госсанэпиднадзор;5) Госатомнадзор. Все эти государственные инспекции надзора действуют на ос­новании принятых постановлениями Правительства или указами Президента РФ положений о каждой из этих инспекций. Ин­спектора государственных инспекций при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными пред­ставителями государства и находятся под его защитой, независи­мы от государственных органов, должностных лиц и руковод­ствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Функции государственного надзора и контроля в сфере труда осуществляют в пределах своей компетенции федеральные орга­ны власти (п. 6 ст. 20 Закона «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации»), органы местного самоуправления, а так­же прокуратура РФ и ее органы на местах при реализации ими общего надзора за соблюдением законодательства. Согласно Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) каждый член МОТ, присоединившийся к ней, обязан иметь систему инспекций тру­да на промышленных предприятиях. В России еще до подписания этой Конвенции была создана система органов по инспек­ции труда, и она непрерывно совершенствуется. Органы государственного надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства перечислены в ст. 353 ТК. Такими органами являются специально уполномо­ченные на то государственные органы и инспекции, не завися­щие в своей деятельности от работодателей, их администрации. Исторически сложилось так, что во всех западных странах и в России государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда возник раньше профсоюзного контроля. В России, как ранее указывалось, он появился в виде фабричных инспекторов. Все три Кодекса законов о труде пре­дусматривали и тот и другой надзор. Трудовой кодекс, воспри­няв основные положения прежних Кодексов законов о труде, не выделил права профсоюзов в самостоятельную главу, а разбил их по главам разд. II и гл. 58.Ныне одним из способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений являются государ­ственный надзор и контроль и общественный профсоюзный кон­троль за соблюдением трудового законодательства и правил ох­раны труда. С расширением локального и договорного регулирования тру­да должен расширяться надзор и контроль не только за примене­нием трудового законодательства, но и за установлением условий труда локальными актами, а также по договорам и соглашениям, поскольку в соответствии со ст. 8 ТК они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

Различаются предварительный, текущий и последующий над­зор и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и правил охраны труда (например, органы прокуратуры на местах нередко проводят в организациях проверку соблюдения трудового законодательства, а суды при рассмотрении трудовых споров реа­гируют на грубые нарушения вынесением частных определений в адрес таких руководителей организаций). Итак, государственный надзор и контроль в сфере труда осуществляют: специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции, Федеральная инспекция труда и ее органы; местные органы самоуправления; министерства, ведомства — внутриведомственный контроль на подчиненных им производствах; Конституционный Суд РФ реагирует на нарушения не толь­ко по применению трудового законодательства, но и по его уста­новлению (например, он признал незаконность ограничения оп­латы вынужденного прогула по ст. 213 КЗоТ), поскольку явля­ется высшим судебным органом конституционного контроля. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и охраны труда во всех организациях на тер­ритории России осуществляют Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда на мес­тах, действующие на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда». Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. № 65утверждено Положение о Гострудинспекции в субъекте Россий­ской Федерации, входящей в единую централизованную систему Гострудинспекции. Положение о Департаменте этого надзора в структуре Минтруда России утверждено приказом Минтруда России 24 ноября 2000 г. № 268. Все эти органы государства обязаны защищать трудовые права работников, как слабозащи­щенные стороны трудовых отношений. Управление охраной труда на предприятии - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Управление охраной труда является частью общей системы управления предприятием. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом. Общая ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. Руководители производственных подразделений имеют следующие функциональные обязанности по охране труда: определение перечней профессий и работ, для выполнения которых необходим предварительный и периодический медосмотр; определение перечня тяжелых работ, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года; ознакомление работника с условиями и охраной труда на рабочем месте, с возможным риском повреждения здоровья, с должностными обязанностями, включающими в себя требования по охране труда, с льготами и компенсациями по условиям труда; определение перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда; проведение инструктажей по безопасности труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: