____ (не считая «отказы»). ____
г) Показатель стандартных образов (Ст) (абсол.число).
д) Показатель оригинальных образов (Ориг) (Абсол. число).
е) Показатель изображений человека (абсол. число); учитываются все образы, содержащие изображение человека, либо частей человеческого тела.
Сцены с чел: Человек: Типические детали: Атипические.
Представляется, что учет этой группы количественных взаимоотношений поможет в известной степени «измерить» выраженность качественных особенностей данного протокола и тем самым объективизирует полученный результат.
з) Показатель продуктивности. Количество правильно воспроизведенных понятий спустя час после окончания исследования. Точно воспроизведенное понятие оценивалось в 1 балл, приблизительное (типа — «счастье» — «радость», «вражда» — «ненависть») — 0,5 балла.
ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫВ ПИКТОГРАММЕ
Понятие «особые феномены» сложилось в литературе, посвященной тесту Роршаха. Под этим названием описываются разнообразные, подчас довольно тонкие и недоступные для поверхностного наблюдателя особенности выполнения метода, в том числе — высказывания испытуемого, способов формирования ответа, эмоциональных и других поведенческих реакций — всего того, что остается за пределами формализованной оценки ответов, анализа основных количественных взаимоотношений.
Вместе с тем, именно «особые феномены» по данным ряда авторов, несут значимую информацию о личностных особенностях испытуемого.
Как отмечает Л.Ф. Бурлачук (1979), «особые феномены» имеют большое значение при исследовании личности. Особенно важно учитывать эти данные при анализе протоколов психически больных.
При изучении пиктограммы можно выделить большую группу подобных неформализуемых факторов анализа, как общих для «Пиктограммы» и теста Роршаха, так и специфичных для данного метода исследования. Эти факторы по аналогии с тестом Роршаха обозначаются нами также как «особые феномены» (Херсонский Б. Г., 1980,1981).
НЕФОРМАЛИЗУЕМЫЕ ТИПЫОБРАЗОВ
1. Ассоциации по созвучию. Выбранный образ помогает запомнить не смысл, а созвучие понятия (рис. 56). Примеры подобных образов многочисленны: автомобиль «Победа», электропила «Дружба», головка лука на понятие «разлука», веревка, которую развивают на понятие «развитие».
Рис. 56. Испытуемый Н., 21 год. Психически здоров. Понятие «печаль». Объяснение: «Печаль — пить чай».
Более сложны и реже встречаются «образы-ребусы», где название слова «составляется» из первых букв изображенных предметов (рис. 57).
Рис. 57. Испытуемый С., 28 лет. Психически здоров.
Понятие «обман». Объяснение: «Первые буквы изображенных предметов составляют слово».
Еще реже встречаются образы, где имеет значение лишь число рисунков, равное числу букв в предложенном понятии (рис. 58).
Рис. 58. Испытуемый А., 32 года. Шизофрения, параноидная форма. Понятие «победа». Объяснение: «Число человечков соответствует числу букв в слове победа».
2. Множественный выбор. В данном случае для запоминания понятия рисуется не один предмет, а несколько, при этом данные предметы не объединены в единую композицию. Обычный ход рассуждений таков: «Данное слово можно запомнить, нарисовав то-то, либо то-то, либо...». Данный феномен не является редкостью. Мы подвергали формализованной оценке лишь первый образ, параллельно отмечался «множественный выбор» (рис. 59).
Рис. 59. Испытуемый К., 42 года. Шизофрения, параноидная форма. Понятие «любовь». Объяснение: «Можно нарисовать сердца, но это банально..., фонарь и скамейка, как в юности, но можно любить и свою работу, и детей».
3. Выхолощенная символика. Ряд испытуемых выбирает на предложенные понятия произвольные значки, никак не объясняя свой выбор (просто так, абстрактно, «просто «значок»). Ввиду полного отсутствия смысловой и эмоциональной значимости выбранного значка, испытуемые не могли практически тотчас после окончания исследования вспомнить соответствующие понятия. Особенностью данного феномена является то, что при ретестировании большинство испытуемых легко отказываются от «выхолощенного» выбора, заменяя его на адекватный. Исключение составляют испытуемые с интеллектуальным снижением и обострением шизофренического процесса.
4. «Недифференцируемые» изображения. Испытуемый не в состоянии объяснить, что именно он хотел нарисовать, по характеру рисунка понять его сюжет совершенно невозможно.
От «выхолощенной символики» данный феномен отличается тем, что рисунки не являются каким-либо геометрическим значком — это крайне неудачная попытка изобразить что-либо конкретное. Сходны с данной категорией образа, которые могут быть идентифицированы, но рисуются лишь потому, что данный рисунок — единственный, доступный для графического выполнения (рис. 60, 61, 62).
Рис. 60. Испытуемый С., 48 лет. Последствия ЧМТ, интеллектуальное снижение. Недифференцируемые изображения на понятия «печаль», «счастье», «любовь».
Рис. 61. Испытуемый Г., 58 лет. Последствия ЧМТ, интеллектуальное снижение. Недифференцируемые изображения (попытка изобразить яблоки) на понятия «веселый праздник», «тяжелая работа», «вкусный ужин».
Рис. 62. Испытуемый П., 31 год. Шизофрения, параноидная форма, обострение. Недифференцируемые изображения на понятия «печаль», «счастье», «любовь».
ОТКАЗЫ, «ШОКОВЫЕ» РЕАКЦИИ
1. Начальный отказ. Под этим понимается отказ от обследования тотчас после предъявления инструкции. Чаще всего предлогом для начального отказа служит неумение рисовать. Повторное разъяснение инструкции, подчеркивание того, что качество рисунка значения не имеет, в большинстве случаев приводит к тому, что испытуемый все же выполняет методику.
2. «Отсроченный» отказ. Отказ от дальнейшего исследования, возникший после того, как испытуемый столкнулся с трудностями интеллектуального либо эмоционального порядка.
3. Отказ от выбора. Испытуемый отказывается выбрать образ именно на данное понятие, соглашаясь продолжать исследование. Отказ тотчас после предъявления понятий чаще имеет эмоциональную природу, иногда после паузы испытуемый все же делает соответствующий рисунок. Отказ после длительного размышления чаще свидетельствует об интеллектуальных затруднениях. Так называемые «парадоксальные» отказы на «легкие» понятия (типа «вкусный ужин») свидетельствуют о том, что испытуемый занимает настороженную позицию и соотносит понятие со своим индивидуальным опытом
4. Отказ от разъяснения. Испытуемый отказывается мотивировать свой выбор, чаще всего — под предлогом того, что сам по себе выбор не должен интересовать экспериментаторов, что сопровождается ссылкой на инструкцию (иногда испытуемый закрывает рисунок от экспериментатора).
5. «Шоковые реакции». Возникают у испытуемых в ответ на понятия, имеющие эмоциональную значимость, как положительную, так и отрицательную. Реакции подобного типа описываются во всех методиках, направленных на изучение ассоциативного процесса, и являются результатом «парализующего» влияния аффекта на интеллектуальный процесс. В пиктограмме шоковые реакции проявляются в виде соответствующих реплик («Я не маленький ребенок», «Трудное слово», и т. п.), удлинения латентного времени, изменении характера выбранного образа (в сравнении с другими образами в данном протоколе), некоторых графических особенностей — более тщательной проработки рисунка, сильного нажима, относительного уменьшения размеров рисунка. Крайним проявлением «шоковой» реакции может быть отказ от выбора, который при сильном аффекте иногда перерастает в «отсроченный» отказ от исследования.
УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВЕННЫХ И СЛОВЕСНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
Употребление букв в пиктограмме запрещается инструкцией, таким образом, появление буквенных обозначений представляет собой сознательное игнорирование требований инструкции, что иногда сочетается с общей негативной установкой в отношении исследования.
Основными формами употребления букв в «Пиктограмме» являются:
1. «Включение» надписи в рисунок. При этом чаще всего надпись включается в рисунок «органично» — так, можно привести пример изображения транспаранта с надписью «I Мая» на понятие «веселый праздник», книгу с надписью «Конституция» на понятие «справедливость» и т. п. (рис. 63).
Рис. 63. Испытуемый Н., 23 года. Психически здоров. Понятие «победа». Объяснение: «День Победы, календарь».
Включение буквы в рисунок может иметь иной характер — буква пишется как можно более незаметно, «маскируясь» в деталях сценоподобного образа (рис. 64).
Рис. 64. Испытуемый К., 19 лет. Психически здоров. Понятие «справедливость». В рисунок включены буквы «О» и «Ь».
2. «Замещение» рисунка надписью. Вместо рисунка испытуемый делает надпись, например «Ура!» на понятие «победа», либо ограничивается тем, что пишет первую букву запоминаемого понятия, либо производит более сложные сокращения типа — буквы СМНН на понятие «сомнение», иногда употребляется надпись на иностранном языке «to be or not to be» на понятие «сомнение» (см. также рис. 65).
Рис. 65. Испытуемая Б., 44 года. Шизофрения, параноидная форма, обострение. Большинство рисунков в «пиктограмме» заменено буквенными обозначениями. Имеют место персерверации букв (буква «С» на понятие «справедливость» и «сомнение», буквы «П» на понятие «печаль» и «подвиг»).
3. Замещение рисунка надписью с вторичным искажением последней с целью скрыть употребление букв. Записав букву или слово, испытуемый частично заштриховывает ее, дорисовывает какие-либо детали, пытаясь скрыть от экспериментатора буквенный характер изображения. Эти попытки совершенно несостоятельны и носят нелепый, вычурный характер (см. рис. 66).
Рис. 66. Испытуемый М., 27 лет. Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «Б». Понятие «болезнь». Рисунок представляет собой вторичную графическую переработку буквы «Б» с целью придать ей сходство с животным.
СТЕРЕОТИПИЯ, ПЕРСЕВЕРАЦИЯ И СХОДНЫЕ С НИМИ ФЕНОМЕНЫ
1. Типическая стереотипия (повторение человеческих фигур). Возникновение стереотипизующей установки в процессе экспериментально-психологического исследования является следствием естественной тенденции — выработки единообразного подхода к решению единообразных задач. Стереотипия в пиктограмме проявляется в повторяемости рисунков (но не полного их совпадения). Наиболее часто изображаются человеческие фигуры (в отличие от теста Роршаха, где наиболее частые ответы — животные).
Поскольку стереотипия является «динамическим» феноменом («динамическая неадекватность», по выражению С. В. Лонгиновой), данный феномен выражается количественно (см. рис. 76).
2. Атипическая стереотипия. Стереотипное повторение (однако также без полной тождественности) выхолощенных символов, мелких деталей человеческого тела (чаще всего — глаза), архитектурных сооружений, растений и т. д. Иногда предметы являются лишь «замещением» изображения человека, как это произошло в приводимой ниже «пиктограмме» здорового испытуемого П., 24 года, — его рисунки представляют собой своеобразную «шутку» — вместо людей он рисует лампочки (рис. 67).
Рис. 67. Испытуемый П.. 24 года. Психически здоров. Отмечается атипическая стереотипия — изображения людей изображениями лампочек. Генез «атипической стереотипии» — желание испытуемого создать «что-нибудь оригинальное». Основной направленностью пиктограммы испытуемый считает исследование интеллекта.
Другим примером атипической стереотипии в протоколе больной Ш., 34 года, страдающей параноидной шизофренией, является стереотипное повторение глаз (рис. 79).
3. Персеверация. Прямое повторение идентичных изображений на два и более различных понятий. Иногда в замысле изображений была незначительная разница, которая полностью нивелировалась в рисунке. Чаще всего персеверации сочетаются с общей стереотипностью «пиктограммы».
Иногда испытуемые не повторяют рисунка, но указывают тем или иным способом, что один рисунок обозначает два понятия. Подобный «аналог» персеверации иллюстрируется рис. 68.
Рис. 68. Испытуемая Л., 23 года. Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «А»,
Испытуемая употребляет один из рисунков на два понятия — «справедливость» и «дружба» без прямого повторения рисунка.
ФЕНОМЕН «ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ»
Этот феномен заключается в том, что при построении образа на последующее понятие испытуемый использует предыдущий образ. При этом испытуемый может прямо пользоваться предыдущим рисунком, видоизменяя либо дополняя его (рис. 69).
Рис. 69. Испытуемый К., 42 года. Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «А». Феномен «единой системы» (понятие «печаль», «счастье», «любовь»). «Печаль» — девушка печально сидит у окна, «счастье» —— в окно заглядывает солнце, «любовь» — на окне стоят цветы.
Данный феномен может сочетаться с обилием неадекватных образов, смещением стереотипизирующей установки (рис. 70).
Рис. 70. Испытуемый В., 24 года.
Шизофрения, параноидная форма, обострение. Феномен «единой системы». (Понятия «болезнь», «печаль», «счастье»). «Болезнь» - фашистский крест, фашизм — болезнь человечества, «печаль» — этот крест перебрался на грудь человека, «счастье» — нет ни болезни ни печали. Оба рисунка перечеркиваются.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ
1. Спонтанные разъяснения. Испытуемый по собственной инициативе объясняет мотивы выбора.
2. «Я так считаю» — давая разъяснение (чаще — спонтанно), испытуемый подчеркивает, что данный образ выражает именно его собственное мнение, например, «мне думается, что лучше всего чистую любовь могут выразить два голубка».
3. Критика тестирования. Сталкиваясь с затруднениями при выполнении методики, испытуемый подчеркивает, что сама по себе методика ущербна, не может ни о чем свидетельствовать, исследование — «глупости», «детская забава», «выдумка врачей».
4. Самокритика. Испытуемый всячески подчеркивает собственную несостоятельность, высказывает предположение, что другие люди справляются с методикой намного лучше, обращают внимание экспериментатора на «банальность» своих рисунков и плохое качество их исполнения. Часто высказывания этого типа начинаются со слов «Вот раньше...», или «Раньше, до болезни...».
5. Высказывания, находящиеся «вне рамок» экспериментальной ситуации. Выполняя методику, (или уклоняясь от ее выполнения), испытуемый говорит о своих соматических жалобах, обстоятельствах интернирования и т. п.
ПРОЧИЕ «ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫ»
1. Фрагментация. Испытуемый изображает лишь часть задуманного им образа, какую-либо деталь, часто несущественную, при этом прямо говорит обо всем замысле, подчеркивая невозможность его выполнения. Например, на понятие «веселый праздник»: «Нужно нарисовать демонстрацию, как по улице идет с флагами, портретами... молодежь.... а мы, тут, на скамеечке, сидим, смотрим...»(на рисунке — человек с флагом, скамейка).
2. Дублирование. Испытуемый рисует на одно понятие несколько совершенно идентичных изображений.
3. «Замена». Выбрав образ для опосредования, испытуемый под тем или иным предлогом зачеркивает рисунок и выполняет новый.
4. Феномен «возврата». При предъявлении следующего понятия, испытуемый возвращается к предыдущему рисунку, занимаясь его графической доработкой.
5. Спонтанная нумерация. Испытуемый по своей инициативе нумерует рисунки.
6. «Пунктуация» — рисунки «разделяются» запятыми.
ГРАФИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
1. Варианты расположения рисунков.
Правильное, горизонтальное. Рисунки располагаются упорядочение, по горизонтальной оси, аналогично расположению слов при письме (слева направо).
Правильное, вертикальное. Рисунки располагаются упорядочение, по вертикальной оси (сверху вниз).
Краевое расположение. Вариант правильного расположения, когда рисунки расположены у самого края листа.
«Обратное» расположение — рисунки располагаются справа налево (горизонтальное), либо снизу вверх (вертикальное).
Центрическое расположение. Первый рисунок располагается в центре, остальные группируются вокруг него.
Хаотическое расположение — в расположении рисунков нет какой-либо системы.
2. Размер рисунка.
Макрография — рисунки велики по размеру, что делает невозможным расположение всех шестнадцати рисунков на предоставленном испытуемому листе бумаги, требуется еще несколько листов.
Микрография — рисунки настолько малы, что их выполнение и «прочтение» представляет значительные трудности, рисунки как бы «теряются» на листе бумаги.
«Расширение» — рисунки постепенно увеличиваются в размерах от первого к шестнадцатому.
«Сжатие» — рисунки постепенно уменьшаются в размерах.
Локальное расширение и сжатие —резкое изменение размеров на одно или два понятия.
Неупорядоченность размеров — размеры рисунков значительно колеблются без какой-либо четкой системы.
3. Нажим линии.
Слабый, едва заметный. Рисунок едва различим на листе бумаги.
Сильный, рвущий бумагу.
Осциллирующий — значительная вариабельность нажима линии без какой-либо системы.
Локальное усиление (ослабление) нажима при построении рисунка на одно или несколько понятий.
4. Другие особенности линий (органические, по И. Шванцара).
Несовпадающая линия — на «стыке линий» остается промежуток.
Пересекающаяся -— вместо «стыка» отмечается пересечение линий.
Дрожащая линия — линия отражает наличие тремора рук, его особенностей (частоты, амплитуды).
5. Взятие в рамку.
Каждый рисунок берется в рамку. Иногда лишь некоторые рисунки в протоколе берутся в рамку, иногда лист заранее расчерчивается и рисунки располагаются по типу заполнения ячеек.
Помимо указанных выше графических симптомов целесообразно указать на синдромологические графические особенности пиктограмм. Наиболее четко очерчен такой графический синдром, как «стабильность» рисунков. Под этим термином понимается выбор размера рисунка, адекватного размеру листа и характеру задания (необходимость размещения нескольких рисунков на одном листе), правильного расположения рисунков на листе бумаги, соблюдение приблизительно одинаковых размеров рисунков и расстояний между ними, отсутствие значительных колебаний нажима линии (рис. 71).
Крайним проявлением стабильности является «сверхупорядоченная пиктограмма», где вышеуказанные характеристики часто дополняются такими феноменами, как «спонтанная нумерация», «пунктуация» и «взятие в рамку», в последнем случае, чаще по типу заполнения ячеек.
Противоположностью является «хаотическая» или «нестабильная» пиктограмма, где отмечается значительная вариабельность графических характеристик (рис. 72).
Рис.71. Испытуемый М., 18 лет. Акцентуация характера по психастеническому типу. Приведенная пиктограмма иллюстрирует симптомокомплекс «сверхупорядоченности» с икрографией, краевым расположением рисунков, спонтанной нумерацией.
Рис. 72. Испытуемый Ф., 19 лет. Акцентуация характера по неустойчивому типу. Симптомокомплекс «неупорядоченной «пиктограммы» с заменой рисунков, употреблением букв.
Таким образом, аналитические факторы в «Пиктограмме» многочисленны и неоднородны, что обусловлено синтетическим характером самой методики. Условно можно говорить о трех этапах анализа пиктограммы — анализ каждого выбранного образа с формализованной оценкой, динамический анализ протокола в целом с включением ряда количественных взаимоотношений, анализ дополнительных факторов анализа — «особых феноменов», в том числе, графических особенностей.
ПИКТОГРАММЫПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
Изложение в настоящем пособии данных исследования психически здоровых людей обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, клиническое применение любой экспериментально-психологической методики невозможно без предварительного анализа нормативных данных. При этом следует учитывать, что сама по себе нормативная группа отличается значительной неоднократностью, данные варьируют в зависимости от таких факторов, как уровень интеллектуального развития и образования, эмоциональных и личностных особенностей, которые, не выходя за пределы нормативного диапазона (акцентуации характера), накладывают отпечаток на данные экспериментально-психологического исследования (Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В., 1976; Личко А. Е., 1979, 1985).
Во-вторых, психически здоровые испытуемые становятся объектом экспертного психиатрического, психологического и в последние годы комплексного психолого-психиатрического освидетельствования (Кудрявцев И. А., 1985). Все чаще психологические исследования применяются в системе профотбора и профориентации. При этом речь идет о выявлении индивидуально-психологических особенностей в рамках психической нормы. Нельзя не учитывать возможность атипичной позиции психически здорового человека при экспериментально-психологическом исследовании, что обусловлено ситуационными факторами (например, судебно-следственная ситуация).
Основные признаки нормативного результата при применении пиктограммы излагаются ниже.
1. Здоровые испытуемые способны выбрать образы на подавляющее большинство понятий основного и параллельного наборов.
2. Характерно доверие к инструкции, достаточное ее осмысливание, подчинение ее требованиям. Единственное исключение — «гармоничное» употребление букв, включение надписей в рисунок без попытки маскировки. Следует отметить, что возможны и атипические подходы к выполнению задания, например стремление продемонстрировать способность к рисованию либо к творческому, оригинальному мышлению.
3. Среди образов, выбираемых здоровыми людьми, преобладают атрибутивные и конкретные, лишенные эмоциональной значимости. Вместе с тем, наличие одного - двух индивидуально значимых образов в протоколе исследования не является достоверным признаком эгоцентризма. Тем более отсутствие индивидуально значимых образов не свидетельствует об «отгороженности» испытуемых, точно так же, как отсутствие геометрических символов — не является признаком конкретности мышления.
4. Высокий показатель адекватности, обязательное наличие по крайней мере двух или трех стандартных образов.
5. Высокая продуктивность опосредованного запоминания. Допущенные ошибки сводятся к замене предложенного понятия синонимом.
6. Для нормативных протоколов характерна бедность особыми феноменами — отказы и «шоковые» реакции немногочисленны, высказывания испытуемых редки и лаконичны. Неформализуемые типы образов пиктограммы встречаются редко и при ретестировании легко могут быть заменены адекватными.
7. Стереотипия выражена за счет повторения изображений человеческих фигур. Прямые персеверации отсутствуют.
8. Для протоколов исследования психически здоровых испытуемых характерна оптимальная упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунков таковы, что вся пиктограмма в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне стандартного листка. Помимо качественных характеристик следует отметить и количественные. Подавляющее большинство показателей получено на основании анализа протоколов исследования 400 психически здоровых испытуемых, проведена их обработка вариационно-статистическим методом. Это позволяет судить о допустимой амплитуде колебаний показателей и в последующем сравнивать данные по различным группам, определяя достоверность наблюдаемых различий (табл. 2).
Таблица 2
Нормативные данные по основным количественным показателям пиктограммы
Категория образов | М±m | σ | Нормативный диапазон (в округленных цифрах) | ||||
М-2 σ | М- σ | М | М+ σ | М+2 σ | |||
Геометрические символы (ГС) | 1,2-0,05 | 0,95 | |||||
Метафоры (М) | 2,54+0,09 | 3,38 | |||||
Атрибутивные образы (Ат) | 6,36+0,06 | 1,19 | |||||
Конкретные образы (К) | 4,96+0,06 | 1,23 | |||||
Персонифицированные образы (Инд-Пс) | 0,97+0,05 | 1,06 | |||||
Стимулы (Инд-С) | 1,16+0,05 | 0,95 | |||||
Изображение человека (всего: Ч+ЧД+Чд) | 5,17+0,08 | 1,73 | |||||
Адекватные образы (%) | 86,3+0,34 | 6,81 | |||||
Стандартные образы (Ст) | 4,34+0,06 | 1,22 | |||||
Продуктивность запоминания | 13,52+0,07 | 1,42 |
Приводим пример пиктограммы (рис. 73) психически здоровой испытуемой К., 22 лет (студентка медицинского института, замужем, имеет детей, несмотря на трудности, связанные с воспитанием детей, хорошо справляется с учебой, работает в научном студенческом обществе, характеризуется положительно).
Рис. 73. Пиктограмма испытуемой К. Анализ протокола исследования в тексте.
№ п/п | Понятие | Рисунок, объяснение | Воспроизведение | Формализованная оценка |
1. | Веселый праздник | Улыбающееся лицо, флажок. «Праздник — это флажки, улыбки» | Веселый праздник | Ат Ф + Ст 1,0 |
2. | Тяжелая работа | Лопата, капли пота. «Работать лопатой тяжело» | Тяжелая работа | АтФ+Ст1,0 |
3. | Вкусный ужин | Цыпленок «табака». «Мне нравятся жареные цыплята» | Вкусный ужин | К Инд Т+От 1,0 |
4. | Болезнь | Шприц. «Все это говорит о болезни» | Болезнь | АтФ+1.0 |
5. | Печаль | Печальное лицо | Печаль | АтФ+Ст1,0 |
6. | Счастье | Улыбка. «Она говорит о счастье» | Счастье | АтФ+Ст1,0 |
7. | Любовь | Сердце пронзенное стрелой. «Это банально... Как рисуют на стенах» | Любовь | МФ+Ст1,0 Самокритика |
8. | Развитие | Ступени. «Лестница, ведущая вверх — символ развития» | Прогресс | МФ+0,5 |
9. | Разлука | «Двое разошлись» | Разлука | КФ+1.0 |
10. | Обман | «Дама пик». «Это символ обмана» | Обман | МФ+1,0 Употребление букв |
11. | Победа | «Богиня Ника — символ Победы» | Победа | МФ + Ориг. 1,0 |
12. | Подвиг | Несколько детей. «Воспитывать детей — это подвиг» | Подвиг | К Инд Ориг. 1,0 |
13. | Вражда | Скрещенные мечи. «Это символ вражды» | Вражда | МФ+1,0 |
14. | Справедливость | Уравновешенные весы. «Продавщица честно взвесила» | Честность | КФ+0,5 |
15. | Сомнение | «х». Эта буква обозначает «неизвестное» | Сомнение | СФ + 1,0 Употребление буквы |
16. | Дружба | Рукопожатие. «Это символ дружбы» | Дружба | МФ + Ст 1,0 |
Примечания к протоколу. Образ на понятие «подвиг» отражает индивидуальную проблематику испытуемой: необходимость совместить воспитание детей и учебу. В отношении формализованной оценки этого образа определенные трудности возникают при решении вопроса о его адекватности (Ориг + или Ориг -). С одной стороны, данный образ обеспечивает запоминание слова, в разъяснении отсутствуют нарушения логической связи. Но это и «удачный» оригинальный образ, свидетельствующий о широте ассоциативного фонда. По этой причине мы не ставим обозначений «+» и «-» а, вычисляя показатель адекватности, засчитываем его как 0,5 балла. Испытуемая дважды употребляла буквы вопреки инструкции. При ретестировании согласилась заменить эти рисунки: на понятие «обман» сохранила обозначение масти «пик» без буквы, на понятие «сомнение» нарисовала вопросительный знак.
Сводные данные. В структуре пиктограммы по фактору абстрактности представлены все основные типы образов: ГС: М: Ат: К= 1:6:5:4. При этом сценоподобные, фотографические образы отсутствуют.
Показатели стандартности и адекватности высокие: имеется семь стандартных образов, показатель адекватности — 15,5.
Имеется два индивидуально-значимых образа, один из которых, как указано выше, отражает существенную проблему, стоящую перед испытуемой. Также имеется один удачный оригинальный образ.
Содержание рисунков достаточно разнообразно. Показатель выраженности стереотипии — 7, человек — наиболее частый мотив рисунков. При этом преобладают изображения деталей человеческого тела (5:2).
«Шоковые» реакции выражены умеренно, отмечаются на понятия «любовь», «подвиг», «справедливость».
Изображение умеренно схематично, выразительно. Стабильность графических характеристик и упорядоченность композиции пиктограммы удовлетворительны. Изменений органического спектра нет. Показатель воспроизведения высок — 15.
От данных основной нормативной группы отличаются данные исследования лиц с нормальным интеллектом, но низким уровнем образования и культуры.
В психометрических исследованиях пользуются термином «плохая», или «низкая», норма интеллектуального развития.
Как правило, цель проведения исследования у этих испытуемых, — исключение легких форм олигофрении. Выполнение «Пиктограммы» требует от испытуемых значительных усилий. Прежде всего можно отметить большую конкретность образов с полным отсутствием геометрической и грамматической символики и снижением числа метафорических символов и атрибутивных образов. Обеднение содержания выбранных образов проявляется в большей их стереотипизированности, при этом стереотипия, как и в протоколах испытуемых основной группы, в повторяемости изображений человеческих фигур. Индивидуально значимые образы также содержат изображения человека (персонифицированные).
Мышление этих испытуемых характеризуется банальностью, приверженностью к общепринятым стереотипам. В силу конкретности мышления они включают стандартный элемент в более сложные образы. Так, если стандартным образом на понятие «тяжелая работа» является изображение орудий тяжелого физического труда (лопата, кирка), то у испытуемых с низкой нормой интеллекта чаще встречается изображение человека, занятого тяжелым трудом. Целесообразно в случае наличия стандартного элемента в рисунке обозначать его как (Ст). Взятие в скобку показывает, что между обозначаемым и стандартным образом существует определённая, хотя и несущественная, разница.
Преобладает изображение целых человеческих фигур. Иногда испытуемые рисуют лишь лицо, но разъясняют, что следовало бы нарисовать всю фигуру человека (фрагментация). Продуктивность опосредованного запоминания остается высокой, в среднем 10 баллов. Приходится сталкиваться с отказами от выбора образа на наиболее сложные понятия. Как правило, имеется несколько сценоподобных образов. В протоколах проведения исследования у испытуемых с низкой нормой интеллекта особых феноменов почти нет. Исключение составляют «шоковые» реакции, которые отражают преимущественно интеллектуальные затруднения. Высказывания испытуемых по ходу исследования немногочисленны и исчерпываются спонтанными разъяснениями и попытками выяснить мнение экспериментатора о выполнении методики. Приводим вопрос, встречающийся почти во всех протоколах: в ответ на предъявление понятия «развитие» испытуемый спрашивает: ^Развитие чего?». Сохраняется тенденция к упорядоченному расположению рисунков по горизонтальной и вертикальной осях при относительно больших их размерах. Рисунки отличаются примитивностью исполнения, однако всегда хорошо дифференцируются, что обеспечивает достаточную продуктивность запоминания. Проявления органического графического симптомокомплекса отсутствуют. Приводим соответствующий пример (рис. 74).
Рис. 74. Пиктограмма испытуемого Л. Анализ протокола исследования в тексте.
Испытуемый Л., 17 лет и 8 мес. Обследуется в связи с подозрением на легкую степень олигофрении. В связи с трудностями обучения в массовой школе представлен на медико-педагогическую комиссию, признан олигофреном и направлен для обучения во вспомогательную школу. Окончил ее с отличием. В дальнейшем работал штукатуром-плиточником, с работой справлялся. Имеются положительные характеристики с места работы, указывается, что испытуемый дисциплинирован, общителен, ровен в отношениях с товарищами, не склонен к злоупотреблению спиртными напитками. Принимает участие в общественной жизни, помогает выпускать стенную газету. Поступил в вечернюю школу, окончил ее с удовлетворительной и хорошей успеваемостью.
Время исследования 7 мин 46 с.
Сводные данные. В структуре пиктограммы по уровню абстрактности — исключительно конкретные образы, в том числе — сценоподобные (например, на понятие «вкусный ужин», «подвиг» и др.), фотографические.
Показатели адекватности и стандартности ассоциаций высоки:
имеется 15 адекватных образов из 16; имеется семь стандартных (в основном с включением стандартного элемента) образов.
№ п/п |