Общее количество образов




____ (не считая «отказы»). ____

г) Показатель стандартных образов (Ст) (абсол.число).

д) Показатель оригинальных образов (Ориг) (Абсол. число).

е) Показатель изображений человека (абсол. число); учитываются все образы, содержащие изоб­ражение человека, либо частей человеческого тела.

Сцены с чел: Человек: Типические детали: Атипические.

Представляется, что учет этой группы коли­чественных взаимоотношений поможет в извес­тной степени «измерить» выраженность каче­ственных особенностей данного протокола и тем самым объективизирует полученный результат.

з) Показатель продуктивности. Количество правильно воспроизведенных понятий спустя час после окончания исследования. Точно воспроиз­веденное понятие оценивалось в 1 балл, прибли­зительное (типа — «счастье» — «радость», «вражда» — «ненависть») — 0,5 балла.

ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫВ ПИКТОГРАММЕ

Понятие «особые феномены» сложилось в литературе, посвященной тесту Роршаха. Под этим названием описываются разнообразные, под­час довольно тонкие и недоступные для поверх­ностного наблюдателя особенности выполнения метода, в том числе — высказывания испытуе­мого, способов формирования ответа, эмоциональ­ных и других поведенческих реакций — всего того, что остается за пределами формализованной оцен­ки ответов, анализа основных количественных вза­имоотношений.

Вместе с тем, именно «особые феномены» по данным ряда авторов, несут значимую инфор­мацию о личностных особенностях испытуемого.

Как отмечает Л.Ф. Бурлачук (1979), «особые феномены» имеют большое значение при иссле­довании личности. Особенно важно учитывать эти данные при анализе протоколов психически больных.

При изучении пиктограммы можно выделить большую группу подобных неформализуемых фак­торов анализа, как общих для «Пиктограммы» и теста Роршаха, так и специфичных для данного метода исследования. Эти факторы по аналогии с тестом Роршаха обозначаются нами также как «особые феномены» (Херсонский Б. Г., 1980,1981).

НЕФОРМАЛИЗУЕМЫЕ ТИПЫОБРАЗОВ

1. Ассоциации по созвучию. Выбранный образ помогает запомнить не смысл, а созву­чие понятия (рис. 56). Примеры подобных об­разов многочисленны: автомобиль «Победа», электропила «Дружба», головка лука на поня­тие «разлука», веревка, которую развивают на понятие «развитие».

Рис. 56. Испытуемый Н., 21 год. Психически здоров. Понятие «печаль». Объяснение: «Печаль — пить чай».

 

 

Более сложны и реже встречаются «обра­зы-ребусы», где название слова «составляется» из первых букв изображенных предметов (рис. 57).

Рис. 57. Испытуемый С., 28 лет. Психически здоров.

Понятие «обман». Объяснение: «Первые буквы изображенных предметов составляют слово».

 

Еще реже встречаются образы, где имеет зна­чение лишь число рисунков, равное числу букв в предложенном понятии (рис. 58).

Рис. 58. Испытуемый А., 32 года. Шизофрения, параноидная форма. Понятие «победа». Объяснение: «Число человечков соответствует числу букв в слове победа».

 

2. Множественный выбор. В данном слу­чае для запоминания понятия рисуется не один предмет, а несколько, при этом данные предметы не объединены в единую композицию. Обычный ход рассуждений таков: «Данное слово можно за­помнить, нарисовав то-то, либо то-то, либо...». Данный феномен не является редкостью. Мы под­вергали формализованной оценке лишь первый об­раз, параллельно отмечался «множественный вы­бор» (рис. 59).

 

Рис. 59. Испытуемый К., 42 года. Шизофрения, параноидная форма. Понятие «любовь». Объяснение: «Можно нарисовать сердца, но это банально..., фонарь и скамейка, как в юности, но можно любить и свою работу, и детей».

 

3. Выхолощенная символика. Ряд испы­туемых выбирает на предложенные понятия про­извольные значки, никак не объясняя свой выбор (просто так, абстрактно, «просто «значок»). Ввиду полного отсутствия смысловой и эмоциональной значимости выбранного значка, испытуемые не могли практически тотчас после окончания иссле­дования вспомнить соответствующие понятия. Осо­бенностью данного феномена является то, что при ретестировании большинство испытуемых легко от­казываются от «выхолощенного» выбора, заменяя его на адекватный. Исключение составляют испы­туемые с интеллектуальным снижением и обостре­нием шизофренического процесса.

4. «Недифференцируемые» изображе­ния. Испытуемый не в состоянии объяснить, что именно он хотел нарисовать, по характеру рисунка понять его сюжет совершенно невозможно.

От «выхолощенной символики» данный феномен отличается тем, что рисунки не являются каким-либо геометрическим значком — это крайне неудач­ная попытка изобразить что-либо конкретное. Сход­ны с данной категорией образа, которые могут быть идентифицированы, но рисуются лишь потому, что данный рисунок — единственный, доступный для графического выполнения (рис. 60, 61, 62).

 

Рис. 60. Испытуемый С., 48 лет. Последствия ЧМТ, интеллектуальное снижение. Недифференцируемые изображения на понятия «печаль», «счастье», «любовь».

 

 

Рис. 61. Испытуемый Г., 58 лет. Последствия ЧМТ, интеллектуальное снижение. Недифференцируемые изображения (попытка изобразить яблоки) на понятия «веселый праздник», «тяжелая работа», «вкусный ужин».

 

Рис. 62. Испытуемый П., 31 год. Шизофрения, параноидная форма, обострение. Недифференцируемые изображения на понятия «печаль», «счастье», «любовь».

ОТКАЗЫ, «ШОКОВЫЕ» РЕАКЦИИ

1. Начальный отказ. Под этим понимается отказ от обследования тотчас после предъявления инструкции. Чаще всего предлогом для начально­го отказа служит неумение рисовать. Повторное разъяснение инструкции, подчеркивание того, что качество рисунка значения не имеет, в большин­стве случаев приводит к тому, что испытуемый все же выполняет методику.

2. «Отсроченный» отказ. Отказ от дальней­шего исследования, возникший после того, как испытуемый столкнулся с трудностями интеллек­туального либо эмоционального порядка.

3. Отказ от выбора. Испытуемый отказыва­ется выбрать образ именно на данное понятие, соглашаясь продолжать исследование. Отказ тот­час после предъявления понятий чаще имеет эмо­циональную природу, иногда после паузы испы­туемый все же делает соответствующий рисунок. Отказ после длительного размышления чаще сви­детельствует об интеллектуальных затруднениях. Так называемые «парадоксальные» отказы на «лег­кие» понятия (типа «вкусный ужин») свидетель­ствуют о том, что испытуемый занимает насторо­женную позицию и соотносит понятие со своим индивидуальным опытом

4. Отказ от разъяснения. Испытуемый отка­зывается мотивировать свой выбор, чаще всего — под предлогом того, что сам по себе выбор не дол­жен интересовать экспериментаторов, что сопро­вождается ссылкой на инструкцию (иногда испы­туемый закрывает рисунок от экспериментатора).

5. «Шоковые реакции». Возникают у испытуемых в ответ на понятия, имеющие эмоциональ­ную значимость, как положительную, так и отри­цательную. Реакции подобного типа описывают­ся во всех методиках, направленных на изучение ассоциативного процесса, и являются результатом «парализующего» влияния аффекта на интеллек­туальный процесс. В пиктограмме шоковые реак­ции проявляются в виде соответствующих реплик («Я не маленький ребенок», «Трудное слово», и т. п.), удлинения латентного времени, изменении характера выбранного образа (в сравнении с дру­гими образами в данном протоколе), некоторых графических особенностей — более тщательной проработки рисунка, сильного нажима, относи­тельного уменьшения размеров рисунка. Крайним проявлением «шоковой» реакции может быть от­каз от выбора, который при сильном аффекте иног­да перерастает в «отсроченный» отказ от иссле­дования.

УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВЕННЫХ И СЛОВЕСНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

Употребление букв в пиктограмме запреща­ется инструкцией, таким образом, появление бук­венных обозначений представляет собой сознательное игнорирование требований инструкции, что иногда сочетается с общей негативной установкой в отношении исследования.

Основными формами употребления букв в «Пиктограмме» являются:

1. «Включение» надписи в рисунок. При этом чаще всего надпись включается в рисунок «органич­но» — так, можно привести пример изображения транспаранта с надписью «I Мая» на понятие «ве­селый праздник», книгу с надписью «Конституция» на понятие «справедливость» и т. п. (рис. 63).

Рис. 63. Испытуемый Н., 23 года. Психически здоров. Понятие «победа». Объяснение: «День Победы, календарь».

 

Включение буквы в рисунок может иметь иной характер — буква пишется как можно более незаметно, «маскируясь» в деталях сценоподобного образа (рис. 64).

Рис. 64. Испытуемый К., 19 лет. Психически здоров. Понятие «справедливость». В рисунок включены буквы «О» и «Ь».

 

2. «Замещение» рисунка надписью. Вместо рисунка испытуемый делает надпись, например «Ура!» на понятие «победа», либо ограничивается тем, что пишет первую букву запоминаемого поня­тия, либо производит более сложные сокращения типа — буквы СМНН на понятие «сомнение», иногда употребляется надпись на иностранном язы­ке «to be or not to be» на понятие «сомнение» (см. также рис. 65).

 

Рис. 65. Испытуемая Б., 44 года. Шизофрения, параноидная форма, обострение. Большинство рисунков в «пиктограмме» заменено буквенными обозначениями. Имеют место персерверации букв (буква «С» на понятие «справедливость» и «сомнение», буквы «П» на понятие «печаль» и «подвиг»).

 

3. Замещение рисунка надписью с вторич­ным искажением последней с целью скрыть упот­ребление букв. Записав букву или слово, испытуе­мый частично заштриховывает ее, дорисовывает ка­кие-либо детали, пытаясь скрыть от эксперимента­тора буквенный характер изображения. Эти попыт­ки совершенно несостоятельны и носят нелепый, вычурный характер (см. рис. 66).

Рис. 66. Испытуемый М., 27 лет. Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «Б». Понятие «болезнь». Рисунок представляет собой вторичную графическую переработку буквы «Б» с целью придать ей сходство с животным.

 

СТЕРЕОТИПИЯ, ПЕРСЕВЕРАЦИЯ И СХОДНЫЕ С НИМИ ФЕНОМЕНЫ

1. Типическая стереотипия (повторение че­ловеческих фигур). Возникновение стереотипизующей установки в процессе экспериментально-психологического исследования является следстви­ем естественной тенденции — выработки едино­образного подхода к решению единообразных за­дач. Стереотипия в пиктограмме проявляется в по­вторяемости рисунков (но не полного их совпадения). Наиболее часто изображаются человеческие фигуры (в отличие от теста Роршаха, где наибо­лее частые ответы — животные).

Поскольку стереотипия является «динамичес­ким» феноменом («динамическая неадекват­ность», по выражению С. В. Лонгиновой), данный феномен выражается количественно (см. рис. 76).

2. Атипическая стереотипия. Стереотипное повторение (однако также без полной тождествен­ности) выхолощенных символов, мелких деталей человеческого тела (чаще всего — глаза), архи­тектурных сооружений, растений и т. д. Иногда предметы являются лишь «замещением» изобра­жения человека, как это произошло в приводи­мой ниже «пиктограмме» здорового испытуемо­го П., 24 года, — его рисунки представляют со­бой своеобразную «шутку» — вместо людей он рисует лампочки (рис. 67).

 

 

Рис. 67. Испытуемый П.. 24 года. Психически здоров. Отмечается атипическая стереотипия — изображения людей изображениями лампочек. Генез «атипической стереотипии» — желание испытуемого создать «что-нибудь оригинальное». Основной направленностью пиктограммы испытуемый считает исследование интеллекта.

 

Другим примером атипической стереотипии в протоколе больной Ш., 34 года, страдающей па­раноидной шизофренией, является стереотипное повторение глаз (рис. 79).

3. Персеверация. Прямое повторение иден­тичных изображений на два и более различных понятий. Иногда в замысле изображений была не­значительная разница, которая полностью ниве­лировалась в рисунке. Чаще всего персеверации сочетаются с общей стереотипностью «пиктог­раммы».

Иногда испытуемые не повторяют рисунка, но указывают тем или иным способом, что один рисунок обозначает два понятия. Подобный «аналог» персеверации иллюстрируется рис. 68.

Рис. 68. Испытуемая Л., 23 года. Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «А»,

Испытуемая употребляет один из рисунков на два понятия — «справедливость» и «дружба» без прямого повторения рисунка.

 

ФЕНОМЕН «ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ»

Этот феномен заключается в том, что при по­строении образа на последующее понятие испы­туемый использует предыдущий образ. При этом испытуемый может прямо пользоваться предыду­щим рисунком, видоизменяя либо дополняя его (рис. 69).

Рис. 69. Испытуемый К., 42 года. Шизофрения, параноидная форма, ремиссия «А». Феномен «единой системы» (понятие «печаль», «счастье», «любовь»). «Печаль» — девушка печально сидит у окна, «счастье» —— в окно заглядывает солнце, «любовь» — на окне стоят цветы.

 

Данный феномен может сочетаться с обили­ем неадекватных образов, смещением стереотипизирующей установки (рис. 70).

Рис. 70. Испытуемый В., 24 года.

Шизофрения, параноидная форма, обострение. Феномен «единой системы». (Понятия «болезнь», «печаль», «счастье»). «Болезнь» - фашистский крест, фашизм — болезнь человечества, «печаль» — этот крест перебрался на грудь человека, «счастье» — нет ни болезни ни печали. Оба рисунка перечеркиваются.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ

1. Спонтанные разъяснения. Испытуемый по собственной инициативе объясняет мотивы вы­бора.

2. «Я так считаю» — давая разъяснение (чаще — спонтанно), испытуемый подчеркивает, что данный образ выражает именно его собствен­ное мнение, например, «мне думается, что лучше всего чистую любовь могут выразить два голубка».

3. Критика тестирования. Сталкиваясь с зат­руднениями при выполнении методики, испытуе­мый подчеркивает, что сама по себе методика ущербна, не может ни о чем свидетельствовать, исследование — «глупости», «детская забава», «выдумка врачей».

4. Самокритика. Испытуемый всячески под­черкивает собственную несостоятельность, выс­казывает предположение, что другие люди справ­ляются с методикой намного лучше, обращают вни­мание экспериментатора на «банальность» своих рисунков и плохое качество их исполнения. Часто высказывания этого типа начинаются со слов «Вот раньше...», или «Раньше, до болезни...».

5. Высказывания, находящиеся «вне ра­мок» экспериментальной ситуации. Выполняя методику, (или уклоняясь от ее выполнения), ис­пытуемый говорит о своих соматических жалобах, обстоятельствах интернирования и т. п.

ПРОЧИЕ «ОСОБЫЕ ФЕНОМЕНЫ»

1. Фрагментация. Испытуемый изображает лишь часть задуманного им образа, какую-либо деталь, часто несущественную, при этом прямо говорит обо всем замысле, подчеркивая невоз­можность его выполнения. Например, на поня­тие «веселый праздник»: «Нужно нарисовать де­монстрацию, как по улице идет с флагами, пор­третами... молодежь.... а мы, тут, на скамеечке, сидим, смотрим...»(на рисунке — человек с фла­гом, скамейка).

2. Дублирование. Испытуемый рисует на одно понятие несколько совершенно идентичных изображений.

3. «Замена». Выбрав образ для опосредования, испытуемый под тем или иным предлогом зачеркивает рисунок и выполняет новый.

4. Феномен «возврата». При предъявлении следующего понятия, испытуемый возвращается к предыдущему рисунку, занимаясь его графичес­кой доработкой.

5. Спонтанная нумерация. Испытуемый по своей инициативе нумерует рисунки.

6. «Пунктуация» — рисунки «разделяются» запятыми.

ГРАФИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

1. Варианты расположения рисунков.

Правильное, горизонтальное. Рисунки распо­лагаются упорядочение, по горизонтальной оси, ана­логично расположению слов при письме (слева на­право).

Правильное, вертикальное. Рисунки распо­лагаются упорядочение, по вертикальной оси (сверху вниз).

Краевое расположение. Вариант правильного расположения, когда рисунки расположены у самого края листа.

«Обратное» расположение — рисунки распо­лагаются справа налево (горизонтальное), либо снизу вверх (вертикальное).

Центрическое расположение. Первый рисунок располагается в центре, остальные группируются вокруг него.

Хаотическое расположение — в расположе­нии рисунков нет какой-либо системы.

 

2. Размер рисунка.

Макрография — рисунки велики по размеру, что делает невозможным расположение всех шест­надцати рисунков на предоставленном испытуемо­му листе бумаги, требуется еще несколько листов.

Микрография — рисунки настолько малы, что их выполнение и «прочтение» представляет зна­чительные трудности, рисунки как бы «теряются» на листе бумаги.

«Расширение» — рисунки постепенно увели­чиваются в размерах от первого к шестнадцатому.

«Сжатие» — рисунки постепенно уменьша­ются в размерах.

Локальное расширение и сжатие —резкое из­менение размеров на одно или два понятия.

Неупорядоченность размеров — размеры ри­сунков значительно колеблются без какой-либо чет­кой системы.

 

3. Нажим линии.

Слабый, едва заметный. Рисунок едва разли­чим на листе бумаги.

Сильный, рвущий бумагу.

Осциллирующий — значительная вариабель­ность нажима линии без какой-либо системы.

Локальное усиление (ослабление) нажима при построении рисунка на одно или несколько понятий.


4. Другие особенности линий (органичес­кие, по И. Шванцара).

Несовпадающая линия — на «стыке линий» остается промежуток.

Пересекающаяся -— вместо «стыка» отмеча­ется пересечение линий.

Дрожащая линия — линия отражает наличие тремора рук, его особенностей (частоты, ампли­туды).

 

5. Взятие в рамку.

Каждый рисунок берется в рамку. Иногда лишь некоторые рисунки в протоколе берутся в рамку, иногда лист заранее расчерчивается и ри­сунки располагаются по типу заполнения ячеек.

Помимо указанных выше графических симп­томов целесообразно указать на синдромологические графические особенности пиктограмм. Наи­более четко очерчен такой графический синдром, как «стабильность» рисунков. Под этим термином понимается выбор размера рисунка, адекватного размеру листа и характеру задания (необходимость размещения нескольких рисунков на одном лис­те), правильного расположения рисунков на лис­те бумаги, соблюдение приблизительно одинако­вых размеров рисунков и расстояний между ними, отсутствие значительных колебаний нажима ли­нии (рис. 71).

Крайним проявлением стабильности являет­ся «сверхупорядоченная пиктограмма», где выше­указанные характеристики часто дополняются та­кими феноменами, как «спонтанная нумерация», «пунктуация» и «взятие в рамку», в последнем случае, чаще по типу заполнения ячеек.

Противоположностью является «хаотическая» или «нестабильная» пиктограмма, где отмечается значительная вариабельность графических характе­ристик (рис. 72).

 

 

 

Рис.71. Испытуемый М., 18 лет. Акцентуация характера по психастеническому типу. Приведенная пиктограмма иллюстрирует симптомокомплекс «сверхупорядоченности» с икрографией, краевым расположением рисунков, спонтанной нумерацией.

 

 

Рис. 72. Испытуемый Ф., 19 лет. Акцентуация характера по неустойчивому типу. Симптомокомплекс «неупорядоченной «пиктограммы» с заменой рисунков, употреблением букв.

 

 

Таким образом, аналитические факторы в «Пиктограмме» многочисленны и неоднородны, что обусловлено синтетическим характером самой ме­тодики. Условно можно говорить о трех этапах ана­лиза пиктограммы — анализ каждого выбранного образа с формализованной оценкой, динамический анализ протокола в целом с включением ряда ко­личественных взаимоотношений, анализ дополни­тельных факторов анализа — «особых феноменов», в том числе, графических особенностей.

 

ПИКТОГРАММЫПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

Изложение в настоящем пособии данных ис­следования психически здоровых людей обуслов­лено двумя основными причинами. Во-первых, клиническое применение любой эксперименталь­но-психологической методики невозможно без предварительного анализа нормативных данных. При этом следует учитывать, что сама по себе нормативная группа отличается значительной неоднократностью, данные варьируют в зависи­мости от таких факторов, как уровень интеллек­туального развития и образования, эмоциональ­ных и личностных особенностей, которые, не выходя за пределы нормативного диапазона (ак­центуации характера), накладывают отпечаток на данные экспериментально-психологического ис­следования (Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В., 1976; Личко А. Е., 1979, 1985).

Во-вторых, психически здоровые испытуе­мые становятся объектом экспертного психиат­рического, психологического и в последние годы комплексного психолого-психиатрического осви­детельствования (Кудрявцев И. А., 1985). Все чаще психологические исследования применяют­ся в системе профотбора и профориентации. При этом речь идет о выявлении индивидуально-пси­хологических особенностей в рамках психичес­кой нормы. Нельзя не учитывать возможность атипичной позиции психически здорового человека при экспериментально-психологическом исследовании, что обус­ловлено ситуационными факторами (например, судебно-следственная ситуация).

Основные признаки нормативного результата при применении пиктограммы излагаются ниже.

1. Здоровые испытуемые способны выбрать образы на подавляю­щее большинство понятий основного и параллельного наборов.

2. Характерно доверие к инструкции, достаточное ее осмыслива­ние, подчинение ее требованиям. Единственное исключение — «гар­моничное» употребление букв, включение надписей в рисунок без по­пытки маскировки. Следует отметить, что возможны и атипические подходы к выполнению задания, например стремление продемонстри­ровать способность к рисованию либо к творческому, оригинальному мышлению.

3. Среди образов, выбираемых здоровыми людьми, преобладают атрибутивные и конкретные, лишенные эмоциональной значимости. Вместе с тем, наличие одного - двух индивидуально значимых образов в протоколе исследования не является достоверным признаком эгоцент­ризма. Тем более отсутствие индивидуально значимых образов не сви­детельствует об «отгороженности» испытуемых, точно так же, как от­сутствие геометрических символов — не является признаком конкрет­ности мышления.

4. Высокий показатель адекватности, обязательное наличие по крайней мере двух или трех стандартных образов.

5. Высокая продуктивность опосредованного запоминания. Допу­щенные ошибки сводятся к замене предложенного понятия синонимом.

6. Для нормативных протоколов характерна бедность особыми фе­номенами — отказы и «шоковые» реакции немногочисленны, выска­зывания испытуемых редки и лаконичны. Неформализуемые типы об­разов пиктограммы встречаются редко и при ретестировании легко мо­гут быть заменены адекватными.

7. Стереотипия выражена за счет повторения изображений чело­веческих фигур. Прямые персеверации отсутствуют.

8. Для протоколов исследования психически здоровых испытуе­мых характерна оптимальная упорядоченность композиции, низкая ва­риабельность графических характеристик. Размеры рисунков таковы, что вся пиктограмма в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне стандартного листка. Помимо качественных характеристик следует отметить и количественные. Подавляющее большин­ство показателей получено на основании анализа протоколов исследо­вания 400 психически здоровых испытуемых, проведена их обработка вариационно-статистическим методом. Это позволяет судить о допус­тимой амплитуде колебаний показателей и в последующем сравнивать данные по различным группам, определяя достоверность наблюдаемых различий (табл. 2).

 

Таблица 2

Нормативные данные по основным количественным показателям пиктограммы

    Категория образов   М±m   σ Нормативный диапазон (в округленных цифрах)  
М-2 σ   М- σ М М+ σ М+2 σ    
Геометрические символы (ГС)   1,2-0,05   0,95            
Метафоры (М)   2,54+0,09   3,38            
Атрибутивные образы (Ат)   6,36+0,06   1,19            
Конкретные образы (К)   4,96+0,06   1,23            
Персонифицированные образы (Инд-Пс)   0,97+0,05   1,06            
Стимулы (Инд-С)   1,16+0,05   0,95            
Изображение человека (всего: Ч+ЧД+Чд)   5,17+0,08   1,73            
Адекватные образы (%)   86,3+0,34   6,81            
Стандартные образы (Ст)   4,34+0,06   1,22            
Продуктивность запоминания   13,52+0,07   1,42            

 

Приводим пример пиктограммы (рис. 73) психически здоровой ис­пытуемой К., 22 лет (студентка медицинского института, замужем, имеет детей, несмотря на трудности, связанные с воспитанием детей, хорошо справляется с учебой, работает в научном студенческом обществе, харак­теризуется положительно).

Рис. 73. Пиктограмма испытуемой К. Анализ протокола исследования в тексте.

 

 

№ п/п   Понятие   Рисунок, объяснение   Воспро­изведение   Формализо­ванная оценка  
1.   Веселый праздник Улыбающееся лицо, флажок. «Праздник — это флажки, улыбки»   Веселый праздник   Ат Ф + Ст 1,0  
2.   Тяжелая работа   Лопата, капли пота. «Работать лопатой тяжело»   Тяжелая работа   АтФ+Ст1,0  
3.   Вкусный ужин   Цыпленок «табака». «Мне нравятся жареные цыплята»   Вкусный ужин   К Инд Т+От 1,0  
4.   Болезнь   Шприц. «Все это говорит о болезни»   Болезнь   АтФ+1.0  
5.   Печаль   Печальное лицо   Печаль   АтФ+Ст1,0  
6.   Счастье   Улыбка. «Она говорит о счастье»   Счастье   АтФ+Ст1,0  
7.   Любовь   Сердце пронзенное стрелой. «Это банально... Как рисуют на стенах»   Любовь   МФ+Ст1,0 Самокритика  
8.   Развитие   Ступени. «Лестница, ведущая вверх — символ развития»   Прогресс   МФ+0,5  
9.   Разлука   «Двое разошлись»   Разлука   КФ+1.0  
10.   Обман   «Дама пик». «Это символ обмана»   Обман   МФ+1,0 Употребление букв  
11.   Победа   «Богиня Ника — символ Победы»   Победа   МФ + Ориг. 1,0  
12.   Подвиг   Несколько детей. «Воспитывать детей — это подвиг»   Подвиг   К Инд Ориг. 1,0  
13.   Вражда   Скрещенные мечи. «Это символ вражды»   Вражда   МФ+1,0  
14.   Справед­ливость   Уравновешенные весы. «Продавщица честно взвесила»   Честность   КФ+0,5  
15.   Сомнение   «х». Эта буква обозначает «неизвестное»   Сомнение   СФ + 1,0 Употребление буквы  
16.   Дружба   Рукопожатие. «Это символ дружбы»   Дружба   МФ + Ст 1,0  

 

 

Примечания к протоколу. Образ на понятие «подвиг» отражает ин­дивидуальную проблематику испытуемой: необходимость совместить воспитание детей и учебу. В отношении формализованной оценки этого образа определенные трудности возникают при решении вопроса о его адекватности (Ориг + или Ориг -). С одной стороны, данный образ обес­печивает запоминание слова, в разъяснении отсутствуют нарушения ло­гической связи. Но это и «удачный» оригинальный образ, свидетель­ствующий о широте ассоциативного фонда. По этой причине мы не ста­вим обозначений «+» и «-» а, вычисляя показатель адекватности, засчи­тываем его как 0,5 балла. Испытуемая дважды употребляла буквы воп­реки инструкции. При ретестировании согласилась заменить эти рисун­ки: на понятие «обман» сохранила обозначение масти «пик» без буквы, на понятие «сомнение» нарисовала вопросительный знак.

Сводные данные. В структуре пиктограммы по фактору абстракт­ности представлены все основные типы образов: ГС: М: Ат: К= 1:6:5:4. При этом сценоподобные, фотографические образы отсутствуют.

Показатели стандартности и адекватности высокие: имеется семь стандартных образов, показатель адекватности — 15,5.

Имеется два индивидуально-значимых образа, один из которых, как указано выше, от­ражает существенную проблему, стоящую перед испытуемой. Также имеется один удачный оригинальный образ.

Содержание рисунков достаточно разнообразно. Показатель вы­раженности стереотипии — 7, человек — наиболее частый мотив ри­сунков. При этом преобладают изображения деталей человеческого тела (5:2).

«Шоковые» реакции выражены умеренно, отмечаются на понятия «любовь», «подвиг», «справедливость».

Изображение умеренно схематично, выразительно. Стабильность графических характеристик и упорядоченность композиции пиктограммы удовлетворительны. Изменений органического спектра нет. Пока­затель воспроизведения высок — 15.

От данных основной нормативной группы отличаются данные ис­следования лиц с нормальным интеллектом, но низким уровнем образо­вания и культуры.

В психометрических исследованиях пользуются термином «пло­хая», или «низкая», норма интеллектуального развития.

Как правило, цель проведения исследования у этих испытуемых, — исключение легких форм олигофрении. Выполнение «Пиктограммы» требует от испытуемых значительных усилий. Прежде всего можно отметить большую конкретность образов с полным отсутствием геометрической и грамматической символики и снижением числа ме­тафорических символов и атрибутивных образов. Обеднение содержа­ния выбранных образов проявляется в большей их стереотипизированности, при этом стереотипия, как и в протоколах испытуемых основ­ной группы, в повторяемости изображений человеческих фигур. Ин­дивидуально значимые образы также содержат изображения человека (персонифицированные).

Мышление этих испытуемых характеризуется банальностью, при­верженностью к общепринятым стереотипам. В силу конкретности мышления они включают стандартный элемент в более сложные об­разы. Так, если стандартным образом на понятие «тяжелая работа» является изображение орудий тяжелого физического труда (лопата, кирка), то у испытуемых с низкой нормой интеллекта чаще встреча­ется изображение человека, занятого тяжелым трудом. Целесообраз­но в случае наличия стандартного элемента в рисунке обозначать его как (Ст). Взятие в скобку показывает, что между обозначаемым и стан­дартным образом существует определённая, хотя и несущественная, разница.

Преобладает изображение целых человеческих фигур. Иногда ис­пытуемые рисуют лишь лицо, но разъясняют, что следовало бы нари­совать всю фигуру человека (фрагментация). Продуктивность опос­редованного запоминания остается высокой, в среднем 10 баллов. При­ходится сталкиваться с отказами от выбора образа на наиболее слож­ные понятия. Как правило, имеется несколько сценоподобных обра­зов. В протоколах проведения исследования у испытуемых с низкой нормой интеллекта особых феноменов почти нет. Исключение состав­ляют «шоковые» реакции, которые отражают преимущественно ин­теллектуальные затруднения. Высказывания испытуемых по ходу ис­следования немногочисленны и исчерпываются спонтанными разъяс­нениями и попытками выяснить мнение экспериментатора о выпол­нении методики. Приводим вопрос, встречающийся почти во всех протоколах: в ответ на предъявление понятия «развитие» испытуе­мый спрашивает: ^Развитие чего?». Сохраняется тенденция к упоря­доченному расположению рисунков по горизонтальной и вертикаль­ной осях при относительно больших их размерах. Рисунки отличают­ся примитивностью исполнения, однако всегда хорошо дифференци­руются, что обеспечивает достаточную продуктивность запоминания. Проявления органического графического симптомокомплекса отсут­ствуют. Приводим соответствующий пример (рис. 74).

Рис. 74. Пиктограмма испытуемого Л. Анализ протокола исследования в тексте.

 

Испытуемый Л., 17 лет и 8 мес. Обследуется в связи с подозре­нием на легкую степень олигофрении. В связи с трудностями обуче­ния в массовой школе представлен на медико-педагогическую комис­сию, признан олигофреном и направлен для обучения во вспомога­тельную школу. Окончил ее с отличием. В дальнейшем работал штукатуром-плиточником, с работой справлялся. Имеются положитель­ные характеристики с места работы, указывается, что испытуемый дисциплинирован, общителен, ровен в отношениях с товарищами, не склонен к злоупотреблению спиртными напитками. Принимает уча­стие в общественной жизни, помогает выпускать стенную газету. Поступил в вечернюю школу, окончил ее с удовлетворительной и хо­рошей успеваемостью.

Время исследования 7 мин 46 с.

 

Сводные данные. В структуре пиктограммы по уровню абстракт­ности — исключительно конкретные образы, в том числе — сценоподобные (например, на понятие «вкусный ужин», «подвиг» и др.), фо­тографические.

Показатели адекватности и стандартности ассоциаций высоки:

имеется 15 адекватных образов из 16; имеется семь стандартных (в ос­новном с включением стандартного элемента) образов.

№ п/п  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: