Тема № 6. Структура сознания.





  1. Определение и функции сознания.
  2. Возникновение и развитие сознания.

1. Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Всё это связано со сферой сознания.

Сознание изучается, в первую очередь, философией, а также рядом других наук: логикой, лингвистикой, социологией, антропологией и др. Психология изучает структуру и функционирование сознания.

Сознание –высшая, свойственная только человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Характеристики сознания:

· Активность

· Интенциональность – направленность на предмет.

· Способность к рефлексии и самонаблюдению.

· Наличие интеллектуальных схем – правила, понятия, логические операции, используемые людьми для упорядочивания имеющейся информации.

· Различная степень ясности.

Функции сознания: обобщённое отражение мира; формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов; разумное регулирование поведения и деятельности человека; определённое отношение к окружающей среде, к другим людям; возникновение переживаний; рефлексия и самопознание.

Сознание тесно связано с мышлением и эмоциями. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Сознание тесно связано с волей, т.к. представления и образы в сознании часто порождаются и изменяются усилием воли. Сознание связано с речью и без неё в высших своих формах не существует. Кроме словесной формы, сознание имеет и образные формы. Примерами образного сознания являются искусство и музыка.

Единицей сознания является слово-понятие.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко): 1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя биодинамические свойства движений, опыт действий; чувственные образы. 2) рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение и смысл.

Значение –содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

Смысл –субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

 

2. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание развивалось в условиях активного воздействия людей на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание развивается сложным, опосредствованным путём. Психику младенца нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребёнка и психики матери. В пренатальный и постнатальный периоды эту связь можно назвать психической (чувственной). Ребёнок является пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, передаёт в психику ребёнка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Кроме того, деятельность матери формирует активность организма ребёнка, плавно, постепенно и с любовью отсекая всё отклоняющееся от социальных норм в поведении малыша. Так, любовью к ребёнку мать как бы вытягивает ребёнка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание.

В начале своего развития сознание направлено на внешний мир: на людей и предметы материальной культуры, окружающие ребёнка. Затем младенец начинает идентифицировать себя с матерью, подражая ей и уподобляя себя ей. В этом проявляется первичный акт сознания – первичная идентификация с культурным символом. Затем ребёнок активно воспроизводит образцы человеческого поведения, речь, мышление, активно отражает и познаёт окружающий мир и учится регулировать своё поведение сначала в игре, затем в обычной жизни. Возникающая рефлексивная способность приводит к появлению самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определённым образом относиться к себе. Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

 





Читайте также:
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.