РУССКАЯ СКАЗКА - В ЖИЗНИ ПОДСКАЗКА.




 

Каждый в своей жизни прочитал хоть одну русскую народную сказку, а кто то слушал или читал былину. Как и любые истинно народные произведения искусства, сказки показывают самую суть народа, открывают его душу, помогают понять скрытые, сакральные ценности русского народа. Сказка является блестящим творением народной педагогики. Герои былин и сказаний всегда являлись примером для подражания, отличались силой, ловкостью и смекалкой. Русский богатырь издревле самоотверженно защищал отечество. Несмотря на все сложности испытаний, которые выпадали на его воинскую долю, он всегда оставался победителем. Все знакомы с великолепным образцом такого традиционного творчества, как сказка. Но не все знают, что у сказок есть другой, скрытый смысл. Смысл, который помогает ребёнку, а именно мальчику, воспитать в себе смелость, храбрость и честь. «В сказочной культуре существуют особые тексты, служащие своеобразными учебным пособием по выживанию и воинскому воспитанию. Традиционно сказки и былины передавались только устно “из уст в уста”, а сакральное их значение, открывалось юношам по необходимости, после совершеннолетия» - пишет в своих методических рекомендациях для инструкторов и воспитателей, кандидат педагогических наук Кудрявцев К.Н.

Вот всем известная сказка “Лиса и заяц”. О ней упоминает в своей работе кандидат исторических наук Базлов Г.Н.. Знакомый сюжет рассказывает о том, как лиса хитростью заняла лубяной дом зайца, а заяц смог выгнать её только с помощью петуха, причём ни медведь, ни бык, ни волк ему не смогли помочь. Давайте посмотрим на сказку с точки зрения традиционно-народной педагогики. Заяц во многих сказках – это душа не обученного человека, вставшего на воинский путь. Лиса во всех сказках – хитрый враг, который побеждает нашего неученого и выгоняет его из “домика”, захватив его. Домик в сказке имеет ряд значений, так же, как и другие персонажи. Так, медведь – это сила, бык – это упорство, волк это время и опыт. Петух, “кур” - это огонь, воинский дух. Он носит на плече косу как символ смерти, смертное памятование, то есть готовность умереть. Шагая по пути воинского воспитания, мальчик постепенно приобретает силу, упорство, опыт. Но этого не хватает, чтобы одолеть врага, и по прошествии времени юноша обретает воинский дух, ведь смерть у него за плечом и он готов сражаться и умирать. С таким настроем он приходит к врагу и побеждает его. После возврата избушки воинский дух остаётся жить с воином навсегда. “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. Это традиционное окончание должно напоминать нам о том, что в сказке всегда есть “намек”, понять который зачастую может только человек, которому были даны ключи к сказкам.

Сказок и былин бесчисленное множество, но мне хотелось бы рассмотреть не сказочное повествование, а обратить внимание на одного из персонажей русских сказок. Персонажа, встречающегося в сказках и былинах очень часто, так часто, что порой мы не обращаем внимания на значимость этого героя. Речь идёт о коне.

Конь - это верный друг, помощник Ивана Царевича, богатырей и, между прочим, Змея и Кощея бессмертного в русских сказках и былинах. Без коня не обходится ни один поход за царевной, «молодильными» яблоками, и бой с тёмной силой происходит тоже на коне или при помощи его. С конём в сказках связано очень много: на нём едут, он помогает, он спасает, он служит, ему в одно ухо влезают, в другое вылезают, он может быть и с крыльями, конь оживляет. Конь этот не простой — он боевой, добрый, волшебный, богатырский, конь-вихрь, сильномогучий, чудесный. И появляется он в сказках не просто: его дарят, снаряжают родители в путь, добывают, очень часто из-под земли, где он находится под тремя дубовыми дверями, прикованный цепями, чаще он вырывается из оков сам, для того чтобы помочь герою былин и сказок. Итак, конь встречается очень часто, именно конь, богатырь едет не на лошади, не на кобылице и не на жеребце, а именно на коне.

Для того чтобы понять значимость коня в сказках, нужно разобрать само слово конь. Корень, от которого оно идёт - КОН. В толковом словаре В.И. Даля КОНЪ: начало, рубеж, конец, ряд, порядок; в играх - поприще, место игры, постановки, порядок козен, бабок, кеглей; сбить кого с кону, с места, лишить власти, значения. Раньше говорили: «Вот откуда пошел кон земли нашей», «От кона, спокону, спокон, искони так водилось», «До кону, до конца, доконать».

КОН - это порядок, устой, правила. Например, правила дошедших до нас традиционных игр, КОН игры — правила игры, у которых есть временные границы. Сыграть КОН -сыграть один из порядков. Слово КОН всеобъемлющее, оно включает в себя и свод правил, и временное определение: КОНец, т.е. рубеж чего либо, КОНчина - конец чина, рубеж, определённый любому чину (муж-чин и жен-щин). Муж с Чином — мужественный, имеющий честь, достоинство. Честь имею! -говорили настоящие мужчины, воевавшие с врагами отечества. Женщина, Жен- Щин (Чин). Жена, имеющая честь, достоинство.

Продолжая определять в русском языке значение слова КОН, мы всё больше встречаем однокоренных слов. КОНёк в словаре В.И. Даля — это завершение гребня кровли, стыка двух скатов. То есть строительство любого дома всегда заканчивалось коньком, окончанием рубежа строительства или установленного правила строительства. В некоторых местах даже вырезали конька на крыше. А если взглянуть на крышу как на геометрическую фигуру, то это пирамидальный КОНус с вершиной. Тот же корень. Лучше всего значение корня КОН объясняет слово исКОНный — искони, исконь, исконно, истинный, древний правильный, изначальный, то, что является основой устоя, правила.

Русский человек жил по КОНу, по правилам изначальным, по родовым, семейным и традиционным устоям. Все эти неписаные правила передавались из поколения в поколение. Но ближе к современной истории люди выбивались из этих неписаных правил, для них, выходящих за рамки устоя, за КОН, нужен закон. Тот, кто преступил устой, преступник и судят его по заКОНу, и закон этот для тех, кто пренебрег всеми моральными и духовными принципами своих предков и вышел за эти рамки.

Есть слова, где тоже прослеживается корень КОН, но со временем буквы в языке меняются, например, в слове канон. Каноническим мы называем то, что неизменно традиционно (консервативно), не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.

Итак, наш конь, играющий немаловажную роль в сказках и былинах - это устой, правило, порядок, но о каких правилах и законах может идти речь в сказках и былинах? Что является для русского человека установленным правилом, исконной истиной? Конечно, это его традиции, культура, слово, язык, песни, жизненные правила, передающиеся от отца к сыну. Тогда всё встаёт на свои места. Конь под богатырём - это его правила жизни, его традиция, культура, язык, род. Теперь понятно, почему герой русских сказок не мог одолеть тёмные силы без коня, ведь как только конь приходит ему на помощь, добро побеждает. Зло тоже на коне, но «выехав чудо-юдо шестиглавое ко реке смородине, конь под ним спотыкается», а спотыкается он, дух русский почуяв. Значит, слабее устои у врага нашего. Часто в сказках коня снаряжают родители, и это понятно. Кому, как не родителям, передавать истину, по которой жили они сами? Или, например коня вызволяют из земли, а это вообще архаичное предание, мать сыра земля сама даёт знания на защиту земли русской. Всем известный святорусский богатырь Илья Муромец, подъехав к камню на перекрестии дорог, выбрал единственный правильный путь для русского человека. Направо поедешь - коня потеряешь, налево - женатому быть, прямо - убитому быть. Как известно, ещё одно значение женатому было - быть пленённым. На право пойти он не мог, теперь мы понимаем, что не просто из-за жалости к коню. Илья Муромец предпочёл праведный бой на смерть, а не пленение и потерю своего достоинства перед предками.

Можно долго сейчас заниматься объяснением былин и сказаний, но я бы предложил вам самим окунуться в мир русских сказок. И теперь по новому взглянуть на героев и сюжеты сказок.

По другому можно взглянуть и на КОНя троянского. Как мы знаем, Троянский конь, по греческому преданию, - огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в город. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в Трою остальное войско. Выражение стало нарицательным: дар врагу с целью его погубить. Если посмотреть на этот дар с нашей точки зрения, получается: уходя, греки оставили своего КОНя, другое правило, КОН. Правило от слова прав, правый, верный, истина. Оставили другую истину (подложную), другой устой, другой порядок, другие традиции, культуру, слово, язык. Ведь согласно «Илиаде» и «Одиссее», Троянская война, - это 10-летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном — царем Микен против Трои. Раскопки Трои показали, что около 1260 г. до н. э. город испытал длительную осаду и был разрушен, таким образом, подтвердились сведения греческих преданий. А за десять лет «реформ» в любом государстве вырастет новое поколение, которое само откроет ворота и впустит врага. Глупо считать, что во времена, когда военная тактика и стратегия были показателем живучести любого города и государства, воины позволили втащить огромного деревянного коня. Даже если предположить, что троянцы не подозревали о нахождении внутри коня воинов, там легко могли оказаться туши животных, заражённых опасной болезнью, легко воспламеняемые горючие вещества и тогда в коня надо было только попасть горящей стрелой, и т.п. Многие троянского коня не воспринимают как деревянную поделку. По предположениям некоторых историков (начиная с Павсания), Троянский конь являлся стенобитной машиной и служил для разрушения стен. Всё указывает на то, что деревянного коня не было, а троянцы смогли сдержать осаду многочисленного врага, но против КОНя, другой навязанной культуры и традиции они не устояли. Утратив свои устои, город пал и «пропал» в истории и все жители его как наследники своей культуры исчезли.

Наша современная история чем-то напоминает Троянскую войну. Наш народ давно оседлал чужого КОНя, а свой, как и в сказках, где-то в темнице закован на двенадцати пудовых цепях. Но в сказках богатыри и царевичи пытаются добыть коня, а в трудную минуту даже надеются на него. Или как Илья Муромец в битве с Соловьём-разбойником, когда конь оступился от свиста нечеловеческого,силой своей заставил идти коня дальше. Мы же забывая день за днём свои устои, традицию и культуру, обретаем только чуждые нам правила жизни. Конь под нашим народом чужой и несёт он всех в своём направлении. Особенно это касается наших детей. С малолетства традиционной игрушкой у ребёнка был КОНь. Но это не только для того, чтобы, в частности, мальчик был хорошим наездником. С конём связывали много, это как вещественная передача частицы традиционной культуры, образа жизни. С детства закладывалась в сознание ребёнка его причастность к великой истории его народа, рода, семьи, а также гармоничное сосуществование и сотворчество с природой. Нам стоило бы освободить своего КОНя и двигаться по жизни только с ним, иначе мы повторим историю Трои, исчезнем, как народ, населяющий нашу землю. А сама земля никуда ни денется, просто люди населять её будут другие.

Возвращая утраченную нашу сказку, как народную педагогику. Не искажая, и не выдумывая новые сюжеты на старые тексты, к которым обычай был очень требователен. Мы, как народ станем сильнее, как говориться - «будем на своём КОНьке», что означает со своей правдой и истиной. “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: