Белорусская инновационная неделя
Ноября 2011 года.
И.В.Войтов (Председатель ГКНТ)
СЛАЙД 1 (Стратегия инновационного развития)
Уважаемые участники Белорусской инновационной недели!
Разрешите от имени Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь поприветствовать Вас на этом форуме, который задуман как площадка для обсуждения новых научных и научно-технических разработок, вопросов коммерциализации, поиска деловых партнеров и инвесторов.
В развитии международной научно-технической кооперации по решению глобальных и региональных проблем, создании инновационной и высокотехнологичной продукции, ГКНТ видит долгосрочную стратегическую перспективу.
Последнее десятилетие отмечено быстрыми темпами роста белорусской экономики. Рост ВВП обеспечивался в основном за счет интенсивных факторов (наука, модернизация, производительность). Прирост объемов промышленного производства, начиная с 2000 года, возрос почти в 2 раза.
Выросло производство и экспорт высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Прямой вклад наукоемкой продукции в прирост ВВП составляет около 20 %, при затратах на науку около 1,0 % ВВП.
Страна входит в пятерку ведущих стран мира по созданию объектов интеллектуальной собственности на единицу ВВП.
В октябре Европейская экономическая комиссия ООН опубликовала «Обзор инновационного развития Республики Беларусь», в котором отмечено, что по величине такого субиндекса как «человеческие ресурсы для инноваций» Беларусь находится среди лидеров стран ЕС и значительно превышает среднеевропейский уровень.
Практически по всем индикаторам блока «Человеческие ресурсы» в Беларуси наблюдается достаточно высокий уровень: коэффициент выпуска специалистов; уровень третичного образования в 2 раза превышают среднеевропейские показатели.
Уровень достижений в образовании среди молодежи также превышает среднюю величину по Евросоюзу. Участие в непрерывном образовании колеблется в пределах границ, средних для Евросоюза.
СЛАЙД 2 (Основные итоги выполнения Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 г.)
В 2010 году в нашей стране завершено выполнение первойГосударственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы.
Госпрограммой решались две основные задачи: построение Национальной инновационной системы и модернизация материально-технической базы производства для достижения качественно нового технологического уклада в отраслях экономики.
В рамках выполнения госпрограммы создано 985 новых производств и 15 тысяч новых рабочих мест.
Более 70 процентов производств создано на основе отечественных разработок и с участием отечественной науки и КБ.
Доля новой продукции в объеме промышленного производства возросла с 13,8 до 19,5 процентов, международно сертифицированной продукции – с 68,8 до 70,3 процентов, при этом снизилась степень износа активной части основных средств.
За пятилетие освоен широкий спектр экспортной и импортозамещающей продукции (оптоэлектронные приборы, лазеры, фармсубстанции, полированное стекло, автобусы, биотопливо, зерноуборочные комбайны, новые типы дизельных двигателей и др.).
СЛАЙД 3-9 (Важнейшие проекты Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010годы)
В ходе выполнения заданий госпрограммы созданы или построены:
(3) в металлургии:
· производство бесшовных горячекатаных труб на Белорусском металлургическом заводе;
(3) в производстве бытовой техники:
· производство автоматических стиральных машин в закрытом акционерном обществе «Атлант», выпускавшего ранее только холодильники;
· совместно с КНР производство бытовой техники «Горизонт-Мидеа», специализирующееся на выпуске СВЧ-печей, в перспективе номенклатура продукции будет расширяться.
(4-5) в машиностроении поставлены на производство новые модели:
тракторов «Беларус–921» на Сморгонском агрегатном заводе и «Беларус–320» на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов;
низкопольные городские автобусы второго поколения средней пассажировместимости в ОАО «МАЗ».
Этим же предприятием освоен выпуск автопоездов нового поколения повышенной грузовместимости для международных и междугородних перевозок, автощеповозы, бортовые тягачи.
К принципиально новой технике, освоенной по госпрограмме, можно отнести производства базовых шасси автомобиля и прицепа для автопоездов грузоподъемностью до 50 т в ОАО «МЗКТ» и самоходных зерноуборочных комбайнов КЗС-10К на ПО «Гомсельмаш».
(5) в лесопереработке:
построен завод по производству газетной бумаги с лесопильным производством и производством деревянных домов, клееных изделий из древесины в г. Шклове.
(6) в производстве строительных материалов:
создано производство листового полированного стекла в акционерном обществе «Гомельстекло».
(6-8) в области энергетики:
– созданы мини-ТЭЦ, в том числе и с использованием местных видов топлива в Пружанах и Жлобине;
–построена ГЭС на реке Щара.
–построены малые гидроэлектростанции на реке Клева в Березинском районе, на реке Рыбчанка в Молодечненском районе, на реке Плиса в Смолевичском районе;
Проведена модернизация Лукомльской ГРЭС, Жодинской ТЭЦ, Минской ТЭЦ – 3. На станциях установлено прогрессивное оборудование, позволяющее повысить к.п.д. использования топлива.
(9) в фармацевтической промышленности:
созданы производства новых лекарственных форм на предприятиях «Завод Изотрон» и «БелВитунифарм».
В рамках Госпрограммы также проведена значительная работа по созданию экономических, организационных и правовых условий и механизмов для обеспечения интенсивного инновационного развития республики:
сформирована законодательная база для осуществления всех стадий инновационной деятельности;
обеспечено функционирование новых финансовых механизмов поддержки субъектов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства;
создана эффективная координация исследований и разработок, финансируемых из республиканского бюджета, для реализации крупных научно-производственных проектов и введению в хозяйственный оборот полученных результатов в отраслях реального сектора экономики через систему ГНТП, РНТП, отраслевых программ.
СЛАЙД 10 (Цель и основные задачи)
В 2011году Правительством принята новая Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Модель дальнейшего экономического роста республики учитывает происходящие процессы в мире и основываться на высокотехнологичных и эффективных производствах.
СЛАЙД 11 (Ожидаемые результаты)
Ожидается, что в результате выполнения госпрограммы будет обеспечен:
значительный рост экспорта,
трехкратный рост объемов экспорта высокотехнологичной продукции,
решение вопросов импортозамещения по большинству видов продукции;
вхождения Республики Беларуси в число наиболее конкурентоспособных стран мира.
Реализация госпрограммы направлена на достижение к концу 2015 года:
удельного веса отгруженной инновационной продукции – до 20,0 процентов;
доли инновационно активных организаций – не менее 40,0 процентов;
объема экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции – 7 950 млн. долларов США.
Внутренние затраты на научные исследования и разработки должны составить 2,5-2,9 процента к ВВП.
СЛАЙД 12 (Проекты ГПИР 2011-2015г.)
8) В рамках госпрограммы планируется выполнить более 900 проектов по созданию новых предприятий и производств, из которых 235 являются важнейшими, имеющими определяющее значение для развития республики.
Будут реализованы крупные структурообразующие инвестиционные и инновационные проекты в фармацевтической промышленности, нефтехимической и химической промышленности, в области энергетики и энергосбережения, в машиностроении и металлургии, строительстве и промышленности строительных материалов.
СЛАЙДЫ(13-19)
(13) Фармацевтическая промышленность.
Использование инновационных разработок на предприятиях фармацевтической промышленности позволит увеличить долю отечественных препаратов на внутреннем рынке фармацевтической продукции более 50 процентов, увеличить экспорт лекарственных препаратов в 2 раза, снизить импортоемкость произведенной продукции до 32 процентов. В производстве будет освоено 197 новых лекарственных средств, около 40 субстанций.
(14) Нефтехимическая и химическая промышленность.
В результате реализации проектов госпрограммы концерном «Белнефтехим» глубина переработки нефти достигнет 92 процентов; доля высокооктановых бензинов возрастет с 70 до 96 процентов; доля дизельного топлива с ультранизким содержанием серы возрастет с 16,4 до 95,5 процента.
С учетом растущих потребностей внутреннего рынка особое внимание в госпрограмме будет также уделено производству минеральных удобрений.
(15) В области энергетики и энергосбережения предусмотрено строительство АЭС мощностью 2400 МВт с обеспечением пуска первого блока в 2016 г.; завершение строительства Гродненской ГЭС мощностью 17 МВт, строительство Полоцкой ГЭС мощностью 21 МВт. Решение этих и других задач позволит увеличить к 2015 году долю собственных энергоресурсов до 28–30 процентов и уменьшить долю природного газа в потреблении до 64 процентов.
(16) Машиностроение, металлургия и оптоэлектроника.
В рамках госпрограммы планируется строительство на РУП «БМЗ» завода по производству листового проката с выпуском новой продукции – горячекатаного листа шириной от 800 до 1850 мм, толщиной листа от 0,8 до 25 мм, что снизит зависимость предприятий промышленного комплекса республики от импорта.
Развитие производства машин и оборудования будет направлено на расширение модельного ряда автомобилей, освоение производства автобусов второго поколения повышенной пассажировместимости и на их базе троллейбусов, создание нового семейства автопоездов уровня Евро-4 и Евро-5. Реализация поставленных задач обеспечит рост валовой добавленной стоимости в производстве машин и оборудования – в 1,55 раза, а их экспорт в 2,5 раза, транспортных средств и оборудования, соответственно, в 1,7 раза и 2,5 раза.
Строительство и промышленность строительных материалов.
Госпрограммой намечается ввести в строй три новых технологических линии по производству цемента на основе современных энергосберегающих технологий. Проектами предусматривается замена природного газа на уголь и использование других альтернативных видов топлива. Ввод этих линий обеспечит прирост базовых мощностей по производству цемента в 2 раза и позволит полностью обеспечить потребность внутреннего рынка и увеличить экспортные поставки цемента до 1500 тыс. тонн в год.
(17) Агропромышленные технологии.
В агропромышленном комплексе предполагается применение принципиально новых для аграрного сектора организационных и технологических инноваций, создание высокоэффективных агропромышленных предприятий и кооперативно-интеграционных объединений, обеспечивающих весь цикл от получения растениеводческой и животноводческой продукции высочайшего качества до ее переработки и сбыта готового продовольствия по показателям качества и безопасности, соответствующим требованиям предъявляемым в странах Европейского Союза.
В растениеводстве – создание высокопродуктивных сортов и гибридов, адаптированных к различным зональным особенностям республики с потенциальной урожайностью зерновых 100-120 ц/га.
В животноводстве– создание высокого генетического потенциала на основе применения новейших методов селекции и разведения, а также достижений науки по ДНК-технологиям, с доведением продуктивности в селекционных стадах коров до 15-16 тыс. кг, среднесуточных привесов КРС – до 2 кг, свиней – более 1 кг.
В механизации сельскогохозяйства – создание отечественных высокопроизводительных комплексов и систем сельскохозяйственных машин и оборудования, соответствующих по качеству, надежности и ресурсосбережению лучшим зарубежным аналогам, что позволит повысить производительность труда в 1,4 – 1,5 раза.
В плодоовощной промышленности– внедрение на предприятиях современных комплексов ”шоковой“ заморозки ягод и грибов, импортных технологий квашения, соления, мочения овощей и фруктов, что позволит увеличить на 20 – 30 % производство импортозамещающей продукции.
(17 ) В области микроэлектроники, лазерно-оптические технологий
предусматривается производство изделий оптико-механического и электронного приборостроения, лазерной техники, оптоэлектроники, светодиодной техники, твердотельной и вакуумной электроники, микроэлектроники, СВЧ-электроники, фотовольтоники, компьютерной техники.
(18) В области информационных технологий
Стратегической целью является превращение ИКТ в одну из ведущих отраслей национальной экономики, долю которой в ВВП к 2015 году необходимо довести до 10 %. Предусматривается, что темпы роста отечественного рынка ИКТ превысят средние показатели по экономике в 2 – 3 раза. Будут созданы условия для взаимовыгодного использования российской глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», развития производства средств космической связи, позволяющих внедрить современные технологии цифрового телевидения и телемедицины. Ставится задача довести к 2015 году охват клиник страны телемедицинскими системами для удаленных консультаций до 90 %; создать и внедрить технологии и аппаратно-программные комплексы для дешифрирования и обработки данных дистанционного зондирования Земли; повысить уровень автоматизации работ банковского сектора, транспорта, налоговых и таможенных служб и государственного аппарата управления в целом.
(19) В областирационального природопользования, ресурсосбережения и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Предусматривается комплексное развитие новых производств, использующих местные минерально-сырьевые ресурсы в целях совершенствования структуры экономики в пользу отраслей с низкой импортоемкостью и высокой добавленной стоимостью.
А также совершенствование функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая разработку и внедрение информационно-аналитического обеспечения, нормативно-технической базы, средств и технологий для мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации пожаров, аварий и катастроф, подготовки специалистов аварийно-спасательных служб.
(19) В областиобороноспособности и национальной безопасности
Планируется формирование научно-технического потенциала с учетом современных тенденций развития вооружений и военной техники, выпуск научно-технической продукции военного и двойного назначения. В области космического и авиастроения намечается освоить производство БАК, приборов и оборудования для космических аппаратов и др.
СЛАЙД 20 (Развитие инновационной инфраструктуры)
9) В рамках мероприятий по совершенствованию инновационной инфраструктуры Государственной программы предусматривается создание ряда крупных технопарков, а также холдингов с участием научных организаций, инжиниринговых компаний, проектных и конструкторских организаций.
Предстоит создать эффективную вертикаль и горизонталь управления в сфере инновационной деятельности. На предприятиях будут воссозданы полноценные исследовательские, конструкторские и инжиниринговые подразделения, созданы или переданы научным учреждениям опытные производства для научных разработок и освоения совершенно новой продукции.
СЛАЙД 21 (Совершенствование законодательства в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности)
10) Для совершенствования нормативной и правовой базы научно-технической и инновационной деятельности уже в текущем году, Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (сейчас находится на рассмотрение в Парламенте), который призван определить правовые и организационные основы государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь, а также регулирование отношений в сфере инновационной деятельности.
В развитие данного закона будут приняты законодательные акты, предусматривающие внесение изменений в налоговое, гражданское и иное законодательство. Кроме того, планируется принять: Законы Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и «О коммерческой тайне»; Указы Президента Республики Беларусь: «О стимулировании инновационной деятельности»; «О мерах по повышению эффективности охраны и использования объектов интеллектуальной собственности»; «О венчурных компаниях в Республике Беларусь»; «О внесение изменений в Особенную часть налогового кодекса», в котором предусматривается система льгот для предприятий производящих инновационную и наукоемкую продукцию.
Принятие вышеперечисленных законодательных актов позволит определить четкий механизм государственного стимулирования инновационной активности.
СЛАЙД 22 – 23 (НИС)
Будет реализована новая структура управления национальной инновационной системой, основанная на укреплении горизонтальных связей – индустриальные зоны, кластеры, холдинги.
СЛАЙД 24 (Международное сотрудничество)