ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ





 

В современных обществах (модернизированных и модернизирую­щихся) вариативность социального воспитания определяется много­образием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципаль­ном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муници­пальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, диф­ференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип вариативности социального воспитания стало возмож­ным и необходимым сформулировать в отечественной педагогике в связи с теми социально-политическими изменениями, которые про­исходят в обществе начиная с конца 80-х гг. XX в. (А.Г. Асмолов). Следствиями этих изменений стали: признание наличия и правомер­ности индивидуальных целей человека наряду с целями коллективов и групп, возрастных и социальных слоев, общества в целом; созда­ние законодательных предпосылок для дифференциации образова­ния в соответствии с этническими особенностями и региональными условиями; появление и развитие различных видов и типов воспита­тельных организаций, локальных воспитательных систем, муници­пальных и региональных систем воспитания.

Для реализации принципа вариативности социального воспита­ния необходимы:

создание многообразных видов и типов воспитательных ор­ганизаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потреб­ности личности; запросы возрастных, социально-профессио­нальных и этноконфессиональных слоев и общностей; потреб­ности муниципальных и региональных образований;

дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и регио­нальных образований;

построение региональных и муниципальных систем социально­го воспитания;

создание локальных воспитательных систем.

Реализация принципа вариативности социального воспитания создает условия для:

формирования готовности и способности человека решать многообразные личностные и жизненные задачи;

расширения возможностей компетентного выбора человеком стратегии собственного развития, жизненного и профессио­нального путей.

Задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социали­зации.

2. Разработайте основные задачи региональной политики в сфере воспи­тания, культуросообразные условиям региона своего проживания.

3. Охарактеризуйте тенденции влияния СМК на жизнь и развитие человека.

4. Спроектируйте способы медиаобразования в воспитательных организа­циях различного типа.

5. Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкультуры в вашем городе.

6. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом го­роде и поселке.

7. Покажите позитивные и негативные возможности для формирования мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществления ею выбора в различных сферах жизнедеятельности.

8. Спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной системы социального воспитания в вашем городе.

9. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города.

10. Раскройте принцип вариативности социального воспитания.

Темы для углубленного изучения

 

1. Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализации человека.

2. Исследование специфики социализации в конкретном поселении.

3. Исследование потребления продукции СМК населением города, в кото­ром живут студенты.

Литература для самостоятельной работы

 

1. Комаров М.С. Введение в социологию. - М., 1994. - С. 67-77, 157-194, 234-272.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989. - С. 149-167.

3. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. - М., 1989.

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.-С, 96-137.

5. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. - С. 243-273.

6. Фролов С.С. Социология. - М., 1994. -С. 212-225.

7. Шариков А.В. Ребенок и его информационное окружение // Магистр. -1992.- №1,2,3.

8. Шариков А.В. Медиа-образование // Российская педагогическая энцикло­педия. - М., 1993.- Т. 1. - С. 555-556.

ГЛАВА VII. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ





Читайте также:
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.